Интегрированный урок русского языка и родной (марийской) литературы в 11 классе Тема: «Я памяти погибших свято верен, Как Родина навечно ей верна». Комплексный анализ текста стихотворения С.А. Вишневского «Мы рядом были».


Интегрированный урок русского языка и родной (марийской) литературы в 11 классе
Тема: «Я памяти погибших свято верен, Как Родина навечно ей верна». Комплексный анализ текста стихотворения С.А. Вишневского «Мы рядом были».
Цели: познакомить с фактами биографии, лирикой С.А.Вишневского; совершенствовать навыки комплексного анализа текста; воспитывать речевую и коммуникативную компетентность.
Задачи.
Образовательные:
1. Совершенствование навыков интерпретации поэтического текста.
2. Углубление знаний обучающихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, орфографии, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
3. Обучение умению излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Развивающие:
1. Развитие научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ.
2.Развитие речевой активности и самостоятельности, творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию нравственной позиции учащихся, воспитывать чувство патриотизма.
2. Воспитывать читательскую культуру, любовь к родной литературе.
Используемые технологии: технологии интегрированного урока, развивающего обучения, перспективно-опережающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы: метод творческого чтения (выразительное чтение), репродуктивный (слово учителя), диалогический (аналитическая беседа), познавательный (работа с текстом). Оборудование и оформление:
- портрет С.А.Вишневского,
- выставка книг С.А.Вишневского,
- презентация к уроку,
- план анализа стихотворного произведения,
- текст стихотворения С.А.Вишневского «Мы рядом были»,
-компьютер, проектор.
-эпиграф: «Блажен, кто память предков чтит» (Гёте)
«Герои подобно произведениям искусства кажутся более великими через пространство веков». (П. Буаст)

Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Блажен, кто память предков чтит»
Гёте
«Герои подобно произведениям искусства кажутся более великими через пространство веков».
П. БуастI.Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
II. Рассказ учащегося о жизни и творчестве С.Вишневского (презентация).
III.Чтение наизусть стихотворения С.Вишневского «Мы рядом были».1)Земля качалась, падали деревья,
Огонь плясал на взорванной броне.
2) Пылали словно факелы деревни,
И люди погибали на войне.
3) Хотя теперь не мокну я в траншее
И не ползу болотом торфяным,
Но отзвук боя в сердце не слабеет,
Сквозь мирный день былой мне виден дым.
4) Я знаю: все мы полной жизни рады,
Но говорят: двум жизням не бывать...
5) Из тех друзей- солдат, что были рядом,
Мне многих никогда уж не встречать.
6) Они постигли лишь пути начало,
Не всем сверкнула первая любовь.
7) Но им война «В атаку!» прокричала.
8) Бросались в бой, рискуя вновь и вновь...
9) Иные упрекают: «Ты вернулся,
Они же с поля битвы не пришли».
10) Но с ними я сверял удары пульса —
Мы рядом шли...
11) А мама вспомнила опять о брате,
Ей слезы высушить на свете нету сил...
12) Но если б все легли на поле брани,
Так кто б тогда фашистов победил?
13) Земля качалась, падали деревья...
14) О, сколько жизней унесла война!
15) Я памяти погибших свято верен,
Как Родина навечно ей верна.
IV. Комплексный анализ поэтического текста.
1.Творческая история стихотворения (Входит в сборник «От сердца к сердцу»: стихи, песни, поэмы. Йошкар-Ола, 1957).2. Тема: память о героях, не вернувшихся с войны.
3. Идея: «Я памяти погибших свято верен,
Как Родина навечно ей верна».
4. Какие взгляды и чувства выражены в стихотворении? (Лирический герой с горечью вспоминает военные годы: Земля качалась, падали деревья,
Огонь плясал на взорванной броне.
Пылали словно факелы деревни,
И люди погибали на войне.
Несмотря на мирное время, лирический герой отмечает, что « отзвук боя в сердце не слабеет, сквозь мирный день былой мне виден дым». Лирический герой скорбит по погибшим, отдает дань уважения защитникам Родины, говорит о единении русского народа во время войны:
Но с ними я сверял удары пульса —
Мы рядом шли...)5. Разновидность лирики: социально-философская.
6. Вид произведения: элегия.
7. Особенности композиции: стихотворение С.Вишневского представляет собой монолог лирического героя. Стихотворение состоит из семи четверостиший. В первых трех строфах лирический герой последовательно вспоминает годы войны, погибших товарищей («Из тех друзей-солдат, что были рядом, Мне многих никогда уж не встречать»). Далее лирический герой размышляет о судьбах тех, кто не вернулся с поля боя; о горе матерей («Ей слезы высушить на свете нету сил...»). В пятом четверостишии раскрывается отношение лирического героя к происходящему («Но с ними я сверял удары пульса — Мы рядом шли...»). В последней строфе вновь звучат слова: «Земля качалась, падали деревья...», что свидетельствует о кольцевой композиции. Авторская позиция заявлена очень четко: «Я памяти погибших свято верен, Как Родина навечно ей верна».
8. Интонация: повествовательная, эмоциональная, выражающая скорбь, боль утраты, твердость своих убеждений.
9. Лексика: книжная, используется устаревшая лексика («поле брани»), слова в переносном значении («бросались в бой», «огонь плясал»).
10. Рифма, способы рифмовки: перекрестная рифмовка с использованием женских и мужских рифм.
11. Размер: ямб.
12. Фоника поэтического текста: в звуковом оформлении наблюдается явное преобладание звонких согласных над глухими («р», «л», «н», «в»), что отражает настрой лирического героя. Из гласных преобладают «о», «е», «а», что придает благозвучие стихотворению.
13. Основные изобразительно - выразительные средства:
олицетворения: «земля качалась», « огонь плясал»;
эпитеты: «полной жизни», «свято верен»;
метафоры: «отзвук боя в сердце не слабеет», «не всем сверкнула первая любовь»;
сравнение: «пылали словно факелы деревни»;
перифраза: «все легли на поле брани».
14. Стилистические фигуры, поэтический синтаксис: выразителен и синтаксис стихотворения: повествовательные предложения в начале стихотворения заменяются вопросительным («Но если б все легли на поле брани, Так кто б тогда фашистов победил?») и восклицательным («О, сколько жизней унесла война!») в конце, автор использует как двусоставные распространенные предложения, так и односоставные нераспространенные предложения («Земля качалась, падали деревья»). Связь между предложениями - параллельная, средство связи - союзы. Кроме обычных знаков, автор использует эмфатическое (эмоционально-выразительное) тире («Но с ними я сверял удары пульса — Мы рядом шли...»). Некоторые предложения построены инверсионно («падали деревья», «болотом торфяным»). Для придания большей выразительности используется умолчание («Мы рядом шли...», «Бросались в бой, рискуя вновь и вновь...»).
Задания:
Укажите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных предложений. (3-уступки, 5-определительное, 12- условия, 15- сравнения)
Укажите номера сложных бессоюзных предложений. (1, 6, 10, 11)
Укажите номер предложения с разными видами связи: бессоюзной и союзной (сочинительной). (4)
Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. (8)
Укажите номер предложения с однородными членами. (3)
Укажите номер предложения с прямой речью. (9)
Укажите номер предложения с приложением. (5)
Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. (4)
Укажите способ связи слов в следующих словосочетаниях: отзвук боя, рискуя вновь, первая любовь.
15. Словообразование: в стихотворении представлены разнообразные способы словообразования. Определите способ образования следующих слов: взорванной (суфф.), никогда (прист.), вновь (прист.-суфф.), рискуя (суфф.), торфяным (суфф.), погибших (неморфологический), вспомнила (прист.), свято (суфф.).
16. Морфологическая организация лирического стихотворения.
Задания по морфологии:
Укажите все частицы. (не, уж, лишь, б, так)
Укажите местоимения, определите их разряд. (я, мы, мне, они, им, ты, ними, ей - личные; тех- указательное, всем, иные - определительные, кто- вопросительное)
Укажите часть речи следующих слов: взорванной - причастие, рискуя- деепричастие, первая-числительное, рядом- наречие.
17. С точки зрения орфографии данное стихотворение не представляет особой сложности, и все же примерами из текста мы можем проиллюстрировать следующие правила написания:
безударные гласные в корне слова: качалась, деревья, огонь, плясал, бросались и т.д.;
сомнительные согласные в корне слова: сквозь, вновь, погибших;
приставки: отзвук, прокричала, пришли;
не и ни: не мокну, никогда, не всем, не пришли, не ползу, не слабеет;
нн и н в причастиях и прилагательных: взорванной, торфяным;
личные окончания глаголов: слабеет;
падежные окончания существительных: на броне, факелы деревни, в траншее, на поле брани;
ь и ъ разделительные знаки: деревья.
18. Подготовка к написанию сочинения:
- Какие проблемы поднимает автор стихотворения «Мы были рядом»? (проблему памяти, проблему единения и патриотизма русского народа, проблему героизма)
- В каких словах выражена позиция автора?
1- «Я памяти погибших свято верен»;
2- «Но с ними я сверял удары пульса — Мы рядом шли...»;
3- «Но им война «В атаку!» прокричала. Бросались в бой, рискуя вновь и вновь...».
- Какие литературные произведения можно привести в качестве аргументов?
Проблема памяти:
1)М.А.Шолохов «Судьба человека». В рассказе Шолохова проблема памяти занимает значительное место. Главный герой, Андрей Соколов, прошел войну, а, вернувшись домой, узнал, что потерял всех, кто был ему дорог: погибли сын, жена, дочь… Воспоминания о жизни до войны будут тревожить его до последнего дня жизни. Война лишила всех близких и мальчика Ваню, для которого Андрей Соколов становится отцом. Ваня для него навсегда останется символом утраты своих родных и близких.
2) Единение-Академик Д.С. Лихачев в статье «Раздумья о Родине», сравнивая Родину с деревом, пишет, что это всеобъемлющее понятие включает в себя всю нашу тысячелетнюю историю. Автор утверждает, что без прошлого невозможно оценить настоящее.
3) А.А.Ахматова «Реквием».
Проблема единения и патриотизма русского народа:
1)В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой убедительно доказывает, что только благодаря «скрытой теплоте патриотизма», которая незаметно живет в сердце каждого русского человека, была одержана победа в Отечественной войне 1812 года над сильнейшим противником.
2) «Слово о полку Игореве». «Золотое слово» Святослава.
Проблема героизма:
1) Б.Васильев «А зори здесь тихие». Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.
2) В повести Б. Васильева «В списках не значился» рассказывается о подвиге русского солдата, Плужникова, ставшего одним из последних защитников Брестской крепости. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей.
3).Летчик Алексей Мересьев, герой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, только благодаря своему мужеству и несгибаемой воле выжил после ампутации обеих ног, обмороженных, когда он полз через линию фронта к своим. Целеустремленность и мужество помогли ему вернуться в свою эскадрилью и снова летать, сбивая фашистов на истребителе.
4) М.Ю.Лермонтов «Бородино». В стихотворении созданы простые и величественные образы защитников русской земли. Воины готовы отдать свою жизнь за Родину:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
19. Общая оценка стихотворения.