Роль языковых единиц и их анализа в восприятии художественного текста (Комплексный анализ рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)


Роль языковых единиц и их анализа в восприятии художественного текста
(Комплексный анализ рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)Формирование культуры речи учащихся – одна из основных задач современных педагогов. Как показала практика наиболее эффективными в формировании речевой культуры учащихся являются методы диалогового обучения и метод кейсов; технология поэтапного комплексного лингвоэстетического анализа текста и игровые технологии. Причем, эффективность достигается только при условии комплексного использования названных технологий, методов и приемов.
Во время диалога развивается способность учащихся правильно выражать свое мнение, формулировать и задавать вопросы, делать выводы.
Учебная игра позволяет учащимся создавать потенциально высокую возможность переноса знаний и опыта из учебной ситуации в реальную.
Метод кейсов предполагает групповую дискуссию, учит не приходить к быстрым выводам; показывает, что нет одного «лучшего решения»; демонстрирует, как одни и те же события могут истолковываться по-разному; подчеркивает значимость практического мышления.
При технологии поэтапного комплексного лингвоэстетического анализа текста обучающимся дается возможность получить знание поэтапно, системно, на научной основе. Данный анализ художественного текста представляет собой сложный комплекс действий и содержит элементы литературоведческого, лингвистического и эстетического анализов, включает освоение учащимися содержания, лексических и лингвоэстетических средств, грамматических форм слов, синтаксических композиционно-речевых конструкций, передающих мысли и чувства автора; формирует у учащихся само содержание русского языка: его грамматическую структуру и состав слова, раскрывает богатство разговорной речи, а также обучает нормам литературного языка, умению правильно разговаривать, навыкам грамотности.
Обязательным компонентом уроков культуры речи являются работы творческого характера: задания по редактированию деформированного текста (найти речевые и грамматические ошибки, устранить их, исправить орфографические и пунктуационные ошибки); создание лирических миниатюр, этюдов, мини саг.
Для оптимальной работы на уроке интенсивно используются компьютерные технологии, а также пространство обычной классной доски и ксерокопированные материалы.
Цели урока:
-закрепить умения ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
-вырабатывать умение правильного и глубокого понимания литературного произведения и анализировать языковые явления;
-развивать монологическую лингвистическую речь учащихся;
-создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
-актуализировать и закрепить теоретические знания о тексте, стиле и типах речи при анализе текста;
-выявить роль лексических средств выразительности в создании образной системы текста;
-повторить сложные вопросы различных разделов языкознания; совершенствовать навыки правописания;
Развивающие:
-применять знания в различных областях лингвистики: морфемике, и орфографии; морфологии; синтаксисе и пунктуации;
-применять умения и навыки производить различные виды лингвистического анализа к комплексному анализу текста с целью выявить авторский замысел;
-развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать; слушать и распределять внимание во время слушания; задавать уточняющие вопросы; выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитывать чувство слова, культуру речи, эстетические чувства, умение видеть и понимать мир (мировоззрение), любить природу, формировать навык контроля и самоконтроля.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
-устный и письменный; фронтальный, групповой, индивидуальный.
Оборудование: презентация к уроку по теме, раздаточный материал для работы в группах, опорные схемы-памятки.
На уроке работают три группы (Цель работы: стимулировать познавательную и творческую активность учащихся через индивидуальные особенности.)
А. «Литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
Б. «Языковеды» (исследуют языковые средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
В. «Лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).
Ход урока
1.Организационный момент. Постановка цели урока. Слайд №1, №2
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
А. Лексический диктант. Биография – описание жизни. Библиография – научное описание статей, книг, подборка названий книг, статей. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются правила правильного написания слова. Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов. Этимология – раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.
Б. Прежде чем приступить к анализу текста, проверьте себя, готовы ли вы к этому. Решите кроссворд, обсуждая задания в парах. (Самопроверка, взаимопроверка.)
Слайд № 4 Эпиграфы к уроку
Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
К. Паустовский
Родная речь – отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий, Святорусский наш язык!
Иеромонах Роман
Прочитайте и запишите в тетрадь первый эпиграф к уроку, определите его основную мысль. Чем является родная речь для автора? Являются ли однокоренными слова родная, родник, рождает? Есть ли между этими словами связь? Приведите примеры высказываний украинских писателей и поэтов о месте и значении родного языка.
Сегодня на уроке мы будем учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве. Учитель читает наизусть стихотворение «Молчат гробницы, мумии и кости…». На занятии вам понадобиться воображение, т.е. умение представлять себе что-то мысленно, фантазировать. Вот что об этом умении сказал К. Г. Паустовский: зачитываются слова. Выразите свое отношение к ним. Каждый запишите на шаблоне свои мысли, потом соедините их, обсудив в группе, в единое устное высказывание.
III.Подготовка к восприятию текста. Учитель читает на память.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль.
И долговечней – царственное слово.
Под негромкую музыку П. Чайковского «Времена года» (Сентябрь) ученик коротко знакомит класс с жизнью и творчеством И. Бунина (опережающее задание). Послушайте сообщение и составьте кластер. Слайд № 5
IV. Первичное восприятие текста. (Тексты у каждого учащегося лежат на партах)
А. Заранее подготовленные ученики читают отрывок из рассказа, разбитый на 3 части для группы А, Б и В).
«Антоновские яблоки». Ребятам необходимо определить, какой период осени описывает И. Бунин и ответить на ряд вопросов учителя.
Б. Выполнение заданий по анализу текста (ответы на вопросы, словарная работа, работа по конструированию словосочетаний, определение времени суток, подбор антонимов, работа с прямым и переносным значением прилагательного золотой, выборка ключевых слов,определение настроения автора и отношения учащихся к фрагменту рассказа).
V. Физкультминутка
Ребята, отдохнем и пофантазируем. Представьте, что мы оказались в саду Бунина. Закройте глаза и послушайте звуки сада (на столах появляются яблоки), а теперь протяните руки вперед и опустите вниз. Откройте глаза. Силой своего воображения вы перенесли яблоки из сада писателя к нам в класс. Они вам помогут поработать в группах.
VI. Работа над текстом
На примере фрагмента из повести «Антоновские яблоки», мы попытаемся провести комплексный анализ текста самостоятельно, выявить выразительные возможности языка, связанные с замыслом художественного произведения. Выполняем задания по группам. (Цель задания: развивать и углублять представления об изобразительно – выразительной роли синтаксических конструкций; развивать творческие способности и художественный вкус учащихся. Исследование текста - поиск его особенностей в его единстве формы и содержания, идеи и стиля).
1.Коллективное задание: выбрать правильную карточку по теме группы – Время, Пространство, Запахи, Звуки, Ощущение, Сад.
2. А – 1. Сделать анализ синтаксического уровня. 2. Определить, какова роль сложносочинённых и бессоюзных предложений в тексте. 3. Составить акростих со словом Красота.
Б – 1. Найти односоставные предложения, определить вид и их роль в тексте. 2. Написать эссе на тему «Осень в рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки».
В – 1. В приведённом фрагменте использованы тропы и стилистические фигуры. 2. Какова их роль в тексте? 3. Передать в цветовой гамме восприятие отрывков из рассказа «Антоновские яблоки».
3.Опережающее задание (2 учащихся): представляют домашнее мини – сочинение «Осень в моем городе». Обсуждение.
VII. Итог урока
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение сегодняшней темы просто необходимо (прием «Оратор», от группы по 1ученику. Остальные записывают ответы в шаблон).
Рефлексия (самооценка работы на уроке).
Оценивание по «Листу контроля», который включает оценки за самоконтроль, взаимопроверку, проверку учителем, самооценку работы и итоговую оценку.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное).
Проведите сравнительный анализ текстов И. А. Бунина: рассказа «Антоновские яблоки» и стихотворения “У шалаша”.
2. Напишите миниатюру на тему: “У костра”. Выпишите все местоимения, определите их разряды. Чем интересны фонетически слова из текстов: становится, гигантские, змеям, счёта?
3. Выпишите и сгруппируйте слова из текстов по теме: “Н и НН в суффиксах разных частей речи”. Составьте устное высказывание. Тезис для рассуждения: «Бунин творит поэзию из всего, о чем бы он ни писал…» (М. Алданов).