Разработка урока по русскому языку. Сжатое изложение по отрывку из текста М. Алексеева Хлеб


Урок по русскому языку.
Сжатое изложение по отрывку текста М. Алексеева «Хлеб».
Цели урока:
Совершенствовать умение выделять в тексте главное и второстепенное
Совершенствовать умение сжимать материал при письменной передаче
Продолжать работу по развитию речи, памяти, культуре речи
Развитие приемов работать самостоятельно
Активизировать мыслительную деятельность учащихся
Воспитание бережного и внимательного отношения к родному языку; воспитывать чувство патриотизма, эстетических чувств.
Оборудование:текст (для каждого ученика)
на доске выписки планов (сделанных учителем самостоятельно)
выписки трудного языкового материала (на доске с объяснением или в течение урока)
инструкция по сжатию (план-памятка)
аудио, видеозаписи, иллюстрации
Урок
Учебная задача: Сегодня, задача нашего урока – написание сжатого изложения по отрывку М. Алексеева «Хлеб».
Актуализация: Ребята, мы с вами уже работали над сжатием текста. Вспомните, в чем особенности сжатого изложения? Какие виды изложений, кроме сжатого, вам известны?
- для слабого класса: раздать в помощь план-памятку
- для сильного: предложить заполнить таблицу (черты сжатого и подробного изложений)
Подробное изложение Сжатое изложение
Подготовка к восприятию текста: Включить аудиозапись (звук ветра, пение птиц); на экран вывести видео «Рожь» или иллюстрацию «Рожь».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с текстом Алексеева – писателя, который посвятил хлебу целую книгу.
Первое прочтение текста:
Учитель читает текст, ученики слушают и следят глазами. Объяснить значение слов «хлеб» в первом и втором абзацах.
Учитель: А теперь внимательно прочтите текст про себя, вникая в образы, в описания, предложенные в тексте.
Анализ текста (беседа):
Какое впечатление произвел на вас текст? О чем он?
Что вы можете сказать о структуре текста? (3 абзаца – 3 микротемы)
Какое событие произошло в первом абзаце? ( Отец и сын отправились на поля)
В какое время они покидали деревню? Почему? (Утром)
Каким элементом композиции является первый абзац? (Завязка)
2 абзац:
Сколько героев в этой части? (Три: отец, сын и Карюха) О чем в ней говорится?
Что происходит с отцом? Выпишите все глаголы, связанные с отцом. Какого они вида? (несовершенные) Почему?Каким был отец? (умиротворенный) Что означает это слово? Обратитесь к словарю.
О каких чувствах вспоминает лирический герой? Какие мысли/чувства вызывают воспоминания у лирического героя?
Каким элементом композиции является второй абзац? (развитие действий) Обратите внимание на последнее предложение, чем оно является? (кульминация)
3 абзац:
Какой частью композиции является последний абзац? (развязка)
Какие чувства охватывают героя в завершении поездки? (Все прекрасно, потому что все еще впереди)
По ходу анализа мы составляли подробный план:
Смотр хлеба – праздник
Ранний отъезд
Счастье отца
Лошадь КарюхаОтец у своей полосы
Впечатление мальчика от запаха колосьев
Всем хорошо: отцу, сыну и КарюхеТеперь давайте озаглавим текст (Незабываемый запах хлеба из детства). В какой части композиции заключена основная мысль текста?
Посмотрите на план и подумайте, что можно сжать? Давайте вспомним приемы сжатия текста. Составление сжатого плана:
Время смотреть хлеба
Хлеб – счастье для отца и сына
Умиротворенный отец во ржи
Впечатление мальчика от запаха колосьев
Все хорошее еще впереди
Ребята, теперь запишите сжатый текст, опираясь на план. Обратите внимание на орфограммы, выделите их.