Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Части речи» (комплексный анализ текста)

Мастер-класс

Урок русского языка во 2А классе

Учитель: Башкирова Г.П.

Тема: Повторение материала по разделу «Части речи» (комплексный анализ текста)

Цель: формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка (осознанное стремление научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач):
- обобщить знания учащихся по теме: «Части речи», опираясь на деятельностный подход;
- учащиеся должны уметь наблюдать, выделять, проверять, находить и исправлять ошибки, учитывая и определяя для себя степень сложности задания, аргументировать свои ответы.
- через наблюдения, жизненный опыт учащиеся должны придти к выводу: « Человек должен бережно относиться к природе, чтобы выжить ».

Задача. Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы предметные действия формировались параллельно с универсальными учебными т.е. ученик должен обучаться умению учиться.


Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь применять изученный материал на практике в нестандартных ситуациях.
Использовать алгоритм, планируя собственную деятельность в ходе урока.
Уметь аргументировать свои ответы и грамотно их записывать.
Обсуждать проблемные вопросы, высказывать предположения, приходя к правильному выводу.
Составлять алгоритм работы с текстом и использовать его при решении конкретных практических задач.
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
Контролировать действия собеседника в группе, паре.

В ходе данного урока были использованы следующие формы работы, которые позволили целенаправленно организовывать деятельность учащихся, добиваясь результативности:
- взаимообучение позволило организовать обучение в парах смешанного состава для оказания помощи отстающим; в статических парах, составляющихся по принципу «вертушки», где работает как «сильный» ученик, так и «слабый» успешно; в вариационных парах роли учащихся меняются, что позволяет повысить самооценку каждому ребенку. Такие формы деятельности позволяют развивать логику мышления, включать память; обучающиеся чувствуют себя раскованно, учатся преобразовывать, сопоставлять свои знания, определять закономерность; повышается ответственность, самооценка своих возможностей, более прочно усваивается материал.
Сотрудничество помогает научить друг друга, осознавать свою значимость в общем деле и товарищей.
Модульное обучение дает возможность научить всех, используя блочный метод, который предполагает следующее:
1 урок - объяснение нового материала на основе опоры, конспекта;
2 урок - проработка материала в парах, группах, где осуществляется взаимный контроль через сотрудничество, оказывается необходимая помощь;
3 урок - закрепление материала, устранение пробелов в знаниях обучающихся; где ребята определяют для себя возможность или невозможность выполнения заданий;
4 урок - предварительный контроль и выявление новых проблем.

Урок, который будет описан ниже, относится к 3 типу, где идет закрепление материала и устранение пробелов через использование методов: частично-поисковый, исследовательский, эвристический. Они позволяют успешно организовать работу обучающихся, где расковываются их мысли, растет стремление к созданию нового, где учатся принимать решения, делать самостоятельные умозаключения.


Конспект урока

Оборудование: тексты (раздаточный материал),слайды (отвечающие составленному обучающимися в ходе урока алгоритму действий и по ним же идет проверка выполнения заданий); толковые словари, словари синонимов и антонимов.

Ход урока

I. Актуализация

- Прочтите название темы урока. Как вы ее понимаете?

Комплексный – анализ-
полный разбор
подробный рассуждение
глубокий поиск
широкий изучение
-Сформулируйте цель нашего урока?
-Молодцы!

II. Работа с текстом. Закрепление по теме “Части речи»

- Ребята, помогите мне спланировать нашу деятельность по теме урока.
( составляют алгоритм действий, который затем высвечивается на экране в виде дерева с табличками, на которых указан вид деятельности).

-Слайд №1. Посмотрите на рисунок и объясните, почему к дереву летит большой пестрый дятел?

- Что вы предлагаете выполнить, чтобы «вылечить» дерево от вредителей, а также углубить наши знания, закрепить их и превратить в прочные?(после высказываний детей высвечивается слайд №2 с алгоритмом действий).

- Внимательно прочитайте текст (раздаточный материал и оценочный лист). Определите тему, идею текста, обоснуйте свой выбор (ответы предварительно обговариваются в парах).

- Проследите за событиями в тексте, читая вдумчиво; определите тип текста, аргументируйте свой ответ (работают в группах-«вертушках», затем «лидеры» дают полный ответ).

Задание 1.

- Ребята, запишите грамотно сказанное и оцените себя по пунктам в раздаточном материале 1,2,3 (проверка по слайдам 3, 4, самооценка).
- Выделите основные признаки частей речи, изученных на других уроках (работа в статических парах, взаимопроверка, заносится в оценочный лист).

Задание 2.

- Укажите части речи во 2 абзаце текста (работают самостоятельно, проверка по слайду №5, самооценка).

Задание 3.

- Охарактеризуйте части речи, опираясь на алгоритм действия (самостоятельная работа по вариантам, самопроверка по слайду №6)

Вывод: - Что общего между этими частями речи?
- Чем они отличаются друг от друга?
( коллективная работа)
- Молодцы. Спасибо!

Физкультурная пауза (для глаз, рук, пальцев, плечевого пояса)

Задание 4.

- Ребята, найдите верное решение проблемы: «Как определить члены предложения в предложении?»

Задание 5.

- Укажите члены предложения в 4 абзаце (работают самостоятельно, кому сложно, пользуются памяткой; самопроверка по слайду №7, самооценка).

Задание 6.

- Установите место орфограммы в слове, выберите способ ее проверки в 3 абзаце текста (работают в динамических парах, взаимопроверка идет по слайду №8, оценка выставляется коллективом группы).

Задание 7.

- Спланируйте свою деятельность, выполняя звукобуквенный анализ слов:
РОССИЯ, БОЛЬНЫЕ, ПОМОГАЕТ.
- Выполните разбор слов, стараясь ничего не пропустить, из алгоритма действий (работа в группе, затем комментируют разбор слов «по цепочке», самооценка).

Задание 8.

- Подберите к словам синонимы и антонимы:
доктор-
вредит-
берет-

-Оцените степень сложности задания и определите для себя возможность его выполнения.
- Как решить эту проблему? (ребята предлагают:
1- обратиться к словарю синонимов и антонимов;
2- работать сотрудничая, т.е. оказывая необходимую помощь друг другу).


Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в словарях, работают в группе, контролируют действия партнера, осуществляют взаимопомощь и аргументируют свои ответы. Самооценка.
III Итог урока


- Спасибо ребята, вы плодотворно потрудились, помогли спасти дерево от вредителей (слайд №9.Дятел улетает, солнце светит, звучит музыка, дерево цветет) дятлу, сами себя проверили, закрепив знания по теме «Части речи».
- Оцените свою деятельность на уроке.
( работа с оценочным листом)
- Молодцы, я рада за вас!
- А хотели бы вы раскрыть еще одну тайну русского языка (мотивация).

IV Д/з. – Предлагаю вам рубрику «Поразмышляем!»

- Что бы вы могли добавить к сведению из текста о большом пестром дятле? (дети высказывают свои мнения, опираясь на чтение литературы, жизненный опыт).
-Вспомните синоним к слову «друг»?
- Куда, по вашему мнению, следует обратиться за помощью? (толковый словарь).
- Найдите лексическое значение слова «старина», поставьте ударение на первом слоге ( ста*рина).

Задание на дом

1).Есть ли в русском языке такое слово?
2).Что оно означает?
3).Составьте и запишите 3 предложения с этим словом.

- Спасибо за сотрудничество, за взаимопонимание. Урок закончен. До новых встреч!


Приложение

Тема: «______________________________________________________»
Идея: «______________________________________________________»
Тип текста: «_________________________________________________»
Почему люди называют дятла лесным доктором? Он лечит больные деревья. Дятел берет из-под коры вредных жучков.
Леса оживают. Земля легко дышит.
Вот так в лесах России живет большой пестрый дятел и помогает природе.
5) 1 в. – вопрос_________________________
ДЯТЕЛ - что обозначает___________________
- одушевленный,
- неодушевленный_______________
- число_________________________

2 в. – вопрос_______________________
ДЫШИТ - что обозначает_________________
- время________________________
- число________________________

3 в.
ПЕСТРЫЙ - вопрос___________________
- что обозначает____________
- число____________________
6) РОССИЯ- с., б., з.- 1 вариант
БОЛЬНЫЕ- с., б., з.- 2 вариант
ПОМОГАЕТ- с., б., з.- 3 вариант

7) СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ

ДОКТОР - . ..
ВРЕДНЫЙ- . .
БЕРЕТ - . ..
15