Текст как речевое произведение


УМК «Перспектива»
Авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
ТЕМА: Текст как речевое произведение
Данный урок по типу является уроком открытия нового знания
Задачи:
Образовательные: организовывать деятельность учащихся, направленную на формирование умения разрешать поставленную проблему; на приобретение навыков самостоятельной работы с источником информации.
Развивающие: способствовать развитию устной речи, внимания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к учёбе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместной работе.
В процессе обучения формируются следующие блоки УУД:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение производить логические действия (анализ, сравнение)
Коммуникативные:
- умение объяснять свой выбор, аргументировать;
- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;
- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщить и систематизировать умения и навыки по теме «Текст»
- осуществлять коррекцию знаний учащихся
УУД:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- оценивать себя; работать в паре, группе.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые
УУД Время
Самоопределение к деятельности
Организационныймомент-Здравствуйте. Давайте настроимся на урок. Улыбнитесь друг другу. Сегодня хороший солнечный день. У нас всё получится. Учащиеся настраиваются на работу. Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения, общения и следовать им.
1
Актуализация знаний
1)Чистописание - Начнём с минутки чистописания. Совершенствуем каллиграфию, скоропись.
__________________________________
__________________________________
- Проверьте посадку.
- Поднимите руку, у кого получилось красиво, аккуратно. Учащиеся проверяют посадку и пишут элементы скорописи.
Личностные: осмысливать свои действия при написании элементов
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
2
2)Словарная работа - Какой следующий этап урока? Откройте учебники на стр. 126 (словарь)
- Какое задание можно выполнить?
- Хорошо. А я вам хочу предложить своё задание.
- Выпишите в 3 столбика: 4 прилагательных, 4 глагола, 4 наречия.
- Какие вопросы могут возникнуть?
- На какие вопросы отвечают наречия?
- Что нужно вспомнить, чтобы быстро и правильно проверить работу соседа?
Итог.– Оцените этап урока, поставьте на полях нужный смайлик.
- Молодцы. Поднимите руку, кто доволен своей работой.
Физминутка. (на месте 2-3 упражнения) - Словарная работа.
- Списать слова, обозначить орфограммы.
- Что такое наречие?
- Как? Куда? Где?
- Алгоритм проверки (нахожу слово в словаре, сверяю с написанным словом; ставлю «+», если правильно, «-» - если неправильно).
Учащиеся меняются тетрадями и с помощью алгоритма осуществляют проверку.
Учащиеся оценивают свою работу, на полях ставят смайлики
Учащиеся выполняют упражнения для глаз. Регулятивные: сопоставлять и отбирать информацию
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике
Коммуникативные:
умение слушать собеседника, доказывать своё мнение; умение работать в парах. 5
3)Фиксация затруднений в деятельности - А сейчас внимательно прочитайте высказывание, к какой части речи оно подходит, попробуйте доказать свою точку зрения: (слайд 1)

- Слушаем дальше (слайд 2)

-- Правильно, это глагол.
-- Как догадались, что это глагол?
- И мы с вами, чтобы стать умнее, должны действовать. - Это имя существительное, т. к. эта часть речи самая многочисленная.
- Это наречие, мы эту часть речи ещё не изучали.
- Это имя прилагательное, т.к. в высказывании много имён прилагательных.
- Это глагол, т.к. в высказывании сказано «живая», а глагол обозначает движение.
- Это глагол.
- Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. Личностные: актуализация сведений из личного опыта
Регулятивные:
выдвижение версий
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные:учёт разных мнений.
15
Постановка
учебной
задачи
Построение проекта выхода из затруднения
- Чтобы понять, О ЧЁМ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ, выполним следующее задание.
- Возьмите КАРТОЧКУ №1.
- Внимательно прочитайте задание.
Прочитайте понятия, сгруппируйте их. Дайте названия группам. Выпишите цифры, которые относятся к каждой группе.
1. Тема
2. Предмет, признак предмета, действие предмета
3. Грамматическая основа
4. Заглавие
5. Смысловая завершённость
6. Предлог, имя существительное, союз
7. Интонационная завершённость
8. Начало. Основная часть. Заключение.
- Проверяем. (слайд 3)

Итог.– Оцените выполненную работу. Поставьте на полях соответствующий смайлик.
- Продолжаем действовать.
- Прочитайте выражение: РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
- К какой группе подходит это понятие?
- Вы затрудняетесь выполнить это задание. Как вы думаете почему?
- Давайте попробуем в этом разобраться?
Чтобы вы отнесли к речевому произведению?
- Что вы знаете о тексте?
- Молодцы.
- Я обобщила ваши утверждения. (слайд 3)
Учащиеся в парах обсуждают, доказывают, группируют понятия. Предлагают название групп.
Учащиеся сравнивают свою работу с ответами на слайде.
На полях ставят смайлики.
- Предложение, т.к. речевое произведение – это словосочетание.
- Текст, т.к. рассказ, повесть, стихотворение – это всё произведения.
- Мы не знаем, что такое речевое произведение.
- Текст.
-Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. Можно определить тему и основную мысль. У текста есть заглавие или его можно озаглавить. Текст можно разделить на части: вступление, основная часть, заключение. Можно определить тип речи.
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: выбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слушать и слышать, умение работать в парах, умение оформить мысли в устной форме.
Личностные:формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Первичное
закрепление
- Давайте действовать дальше.
- Перед вами КАРТОЧКА № 2. Работаем в парах.
- Пользуясь знаниями, которые мы обобщили, найдите речевые произведения.
- Что является речевым произведением?
- Что значит «речевое»?
- Что значит «произведение»?
- Приступайте к работе.
1. Осень.
Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром.
В середине осени случается волшебный островок тепла и солнечной погоды, который называется бабьим летом. Его особое украшение - серебристое тонкое кружево паутины, сверкающее в каждом углу.
Повсюду цветут пестрые осенние цветы – астры, георгины, хризантемы. После дождя в лесу много грибов. На кустах спеют ягоды. В садах тоже период урожая – поспели яблоки, груши, орехи, виноград. Это так здорово – сорвать налитое сладкое яблоко прямо с ветки! Оно сладкое и пахучее, очень вкусное.
2. Осенью часто идёт дождь. Олег и Галя пошли в лес. Под берёзой вырос красивый гриб. В небе летят журавли. Теплоход идёт по реке. Ученики вернулись с экскурсии. Осенью собрали богатый урожай овощей. Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый ёж. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. Мама купила дочке новое платье. Золотая осень раскрасила в разные цвета деревья и кусты.
3. Почему осенью желтеют листья?
Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество – хлорофилла. Оно очень быстро разрушается. Но летом много солнца и питательных веществ, которые доставляются в листья с соком. Вещество быстро восстанавливается. Осенью мало солнечного света, останавливается сокодвижение. Зёрна хлорофилла образуются медленнее. Лист бледнеет. Появляются другие красящие вещества – жёлтые, красные.
Вот почему листья осенью меняют свою окраску.
4.Однажды, собирая грибы в осеннем лесу, я заметила на пеньке лесного воробья. Он внимательно наблюдал за тем, что я делаю. Когда очередной гриб отправился в мою корзинку, воробей вдруг закивал головой. Он словно хотел сказать: «Правильно делаешь. Съедобные грибы собираешь, не ядовитые. Я-то лес лучше знаю, чем ты».
Понаблюдав ещё какое-то время за моими действиями, воробей улетел восвояси.
А я ещё долго улыбалась ему вслед.
- Проверяем. Что не является речевым произведением?
- Докажите.
- Что общего у остальных текстов?
- Чем отличаются?
- У кого совпали взгляды?
- Оцените свою работу, поставив на полях нужный смайлик.
Подвижная физминутка. - Текст.
- А текст – это и рассказ, и стихотворение, и повесть.
- Речевое – используем речь.
- Произведение – создаём, творим, строим, пишем, изобретаем…
Учащиеся читают, выбирают, что относится к тексту, доказывают друг другу свой выбор, пользуясь слайдом №3 - основные признаки текста.
- Мы думаем, что это текст № 2, т.к. предложения не связаны по смыслу, нет общей темы, нельзя разделить на части, определить тип речи.
- Я считаю, что остальные тексты – это речевые произведения, т.к. предложения связаны между собой по смыслу, у них можно определить тему и основную мысль, озаглавить (если заглавия нет). Они разделены на части. У этих текстов можно определить тип речи.
- Я думаю, что у текстов № 1, 3 и 4 разные типы речи.
Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся под музыку повторяют движения. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: выбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слушать и слышать, умение работать в парах, умение оформить мысли в устной форме
10
 Самостоятельная работа - Мы с вами читали авторские тексты.
- А теперь попробуем самостоятельно составить речевые произведения. Текст «Осенний день».
- Какую мысль должен донести автор до слушателя?
- Разобьёмся на группы по 6 человек.
- Расскажите речевые произведения, которые у вас получились.
- Оцените свою работу в группе. Поставьте на полях смайлик. - Как хорош осенний денёк.
- Чем запомнился осенний денёк.
Учащиеся делятся на группы, каждый предлагает своё предложение, обсуждают, составляют тексты на заданную тему.
1 группа.
Какой сегодня прекрасный осенний денёк! Светит солнышко. Небо почти без облаков. Деревья стоят нарядные. На земле лежит разноцветный ковёр из листьев.
Высоко в небе виден косяк птиц, тянущихся к югу. Хочется продлить это теплое солнечное время...
2 группа.
В один из осенних дней мы всей семьёй отправились за грибами. Только зашли в лес, сразу нашли грибы! Причём это были съедобные лисички. Целая семейка рыженьких красавиц росла около пенька.Они были одного размера - наверное, выросли все совсем недавно.
В тот день я впервые увидел дятла. Он стучал по дереву, наверное, что-то выковыривал из дубовой коры. Домой мы вернулись вечером усталые, но довольные с целой корзиной лисичек.
Личностные:развитие самооценки личности,формирование адекватной позитивной самооценки,формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне самооценки
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работа в группах. 5
Рефлексия деятельности Только человек, который действует, мыслит, может создавать произведения.
- Возьмите, пожалуйста, рефлексивную карточку. Выскажитесь по уроку.
- МОЛОДЦЫ! УРОК ЗАКОНЧЕН. Учащиеся   высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной карточки:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
мне захотелось…
Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,формирование границ собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные:адекватная самооценка.Познавательные:построение речевого высказывания в устной форме.