Урок-исследование «Текст как речевое произведение»

Урок-исследование «Текст как речевое произведение»
(из опыта проведения урока-исследования в 9 классе)

Личностно-ориентированная среда на уроке русского языка – это, прежде всего развивающая речевая среда, основой которой является текст. Обязательными условиями работы на уроке при этом являются предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряются самостоятельность, инициатива, творчество.
Личностная направленность обучения русскому языку на основе работы с текстом, как показала практика, становится эффективной, если она строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учет учебных переживаний.
Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, дискуссии, включающие аналитическую работу с текстом, которые включают возможность учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных, исследовательских и творческих способностей.
Работа с текстом потребовала изменения структуры урока в практике нашей работы, такой урок (урок-исследование, практикум и т. п.) состоит из следующих этапов:
целеполагание; ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
планирование; ученики вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;
исследование (текста и решение промежуточных задач)
дискуссия (устные отчеты о проделанной работе, уточнения, дополнения, формулирование выводов); уч-ся обсуждают, анализируют, добавляют и корректируют свои наблюдения;
итоговая творческая работа (обобщение материалов в устной или письменной форме: сочинение-миниатюры, размышления над текстом, над средствами выражения собственных мыслей и т.д.)
Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением, словарями.
(из РЯШ, № 3, 2003, с. 3; Н.П.Шульгина; Курск)


Цели урока:
Обучение элементам исследования текста и решения промежуточных задач при лингвистическом анализе текста;
Развитие умений планирования и определения способов выполнения заданий, в режиме диалогового общения в парах и группе;
Обучение элементам дискуссии при обсуждении проделанной работы и формулировании выводов.
Воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

Ход урока.
Слово учителя.
Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, учиться понимать произведения писателей, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения, учиться говорить и писать правильно,
Сегодня на уроке познакомимся с размышлениями писателя Е.И.Носова о процессе создания текста, о «муках творчества», радостных и мучительных одновременно, о работе над словом, фразой, которые бы соответствовали замыслу, стилю и индивидуальному почерку автора.

Целеполагание.
Сообщение темы и целей урока.
Ознакомление учащихся с текстами и заданиями к ним.

Текст 1.
Часто и домом, и мастерской ему (Е.Носову) – лес, поля, реки.
- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И.Носов. – Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может зародиться. Это лучшая тишина.
Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолет перед взлетом, раскручиваюсь. А когда «взлетел», живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно в трясине слов. Можно, конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь – надо его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются Перепишу-ка заново этот абзац!
Порой на одну выбеленную страницу у меня приходится по двадцать черновых. Немудрено, надо добиваться сколоченности фраз. (В.Черкасов)

Задания:
- Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
- Как вы поняли слова «беззвучная тишина, гармония»?
- В каком значении использует автор слово «выбеленную»? От какого слова оно образовано? Посмотрите в толковом словаре, какого значение этого слова.
- Расскажите, как вы сами работаете над творческими заданиями, когда нужно «сочинить» текст: что у вас получается легко, что дается с трудом, а что не получается совсем?

Текст 2.
Вышивание крестом.
Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы – мысль, вместо льняного холста – белый лист бумаги. Слово – тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот – ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?
Слово к слову, крестик к крестику – возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо. Если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.
Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею. (Е.И.Носов).
Задания:
- какие слова вы считаете наиболее важными для понимания этого текста?
- Помогают ли эти слова определить тему и основную мысль текста?
- Сформулируйте определение ключевых слов.
- Перечитайте первое предложение. Какова его роль в данном тексте?
- Докажите, что данный текст – рассуждение.
Какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения? Покажите это на примере данного текста.
- К какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
Планирование.
Учащиеся знакомятся с заданиями к каждому тексту; определяют, какой текст и задания им интереснее, формируют пары или группы; отбирают необходимую справочную литературу.

Исследование.
Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь учителя.
На данном уроке были предложены следующие опорные и справочные материалы:
Опорные карточки (ОК)
ОК 1.Ключевые слова – самые важные для понимания данного текста слова, несущие смысловую нагрузку. Они помогают более точно определить тему текста.
ОК 2. «Первая фраза имеет решающее значение. Она определяетзвучание всего произведения в целом» (И.Бунин)
ОК 3. Основные средства связи между предложениями в тексте: лексические (однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы (в том числе констектуальные), антонимы, союзы, местоимения, наречия, видовременная соотнесенность глагольных форм, числительные, частицы, вводные слова (указывающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними); грамматические (структурная соотнесенность предложений, неполные предложения, интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте)
ОК 4. Средства художественной изобразительности: звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация); лексические (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола)

Толковые словари, словари синонимов и антонимов и др.
Дискуссия ( памятки).
Обобщение учителя.
Рефлексия

15