Рабочая тетрадь по образовательному модулю (элективному курсу) Текст как речевое произведение


МОУ Хреновская СОШ № 1











Тетрадь для работ по элективному курсу (русский язык)
«Текст как речевое произведение»











Составила учитель русского языка и литературы
Маркина Ирина Ивановна






Слобода
2016 год





Текст как речевое произведение

Цель: вспомнить все, что учащиеся знают о тексте как основной единице синтаксиса; углубить знания о тексе.

Текст. Основные признаки текста.
«Прежде чем начать писать, - говорил М.Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.
Многие из нас выступали не раз в этих ролях, пока учились в школе и ходили на уроки русского языка и литературы. На ЕГЭ мы все должны прийти уже умеющими анализировать текст.
На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь, как в математике и физике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются. Итак, заветная формула:
П = Т + И + Ф
Где П – это произведение, то есть текст
Т - это тема ( т.е. о чем?)
И _ это идея ( т.е. зачем? Для чего?)
Ф – это форма (т.е. какими лексическими и стилистическими средствами)
ВСПОМНИТЕ!!!
Текст – ( лат.) означает ткань, связь, соединение. Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Основные признаки текста.
1. Включает в себя не менее двух предложений, т.е. состоит из группы предложений. Заметим, что текст отличается от синтаксической единицы языка – предложения: предложение является средством оформления отдельной мысли, эмоции, а в тексте отражено развитие мысли (мыслей).
2. Предложения в тексте расположены в определенной последовательности, что обеспечивает его смысловую и структурную организацию.
3. Предложения текста связаны между собой общей темой, основной мыслью.
4. Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с помощью различных языковых средств.
5. Текст всегда можно озаглавить.
Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Текст как речевое произведение

Текст – это _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Признаки текста:
Тематическая и композиционная целостность
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Афоризм, пословица, поговорка, словосочетание, реклама, объявление, стихотворение
Как вы думаете, что из вышеприведённого является текстом? Подчеркните.

Составьте мини-словарь ключевых понятий к теме «Текст как речевое произведение»
Тема
Основная мысль





























Содержание текста. Работа с терминами.
Тема – это________________________________________________________
Идея – это ________________________________________________________
Заглавие – это_____________________________________________________
Микротемы – это__________________________________________________
Ключевые слова – это______________________________________________

Практическая работа.
По данным ключевым словам воссоздайте текст известного стихотворения.
Пишу, могу сказать, ваша воля, презренье, доля, жалость, не оставите, молчать хотела, стыд, никогда, редко, видеть Вас
Озаглавьте текст, определите тему, идею.
_____________________________________________________________________________


Структура текста

Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.
Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.
Слово абзац имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя отступами.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина ( основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)
Основные фразы абзацев ( абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
Как вы заметили, с абзаца нередко пишется прямая речь ( диалог), а также текст, следующий за нею ( за ним).
Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.










Структура текста. Абзац.

Прочитайте теоретический материал по теме занятия. Выпишите то определение абзаца, которое представляет для нас главный интерес, учитывая название элективного курса.-------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Составьте мини-словарик из ключевых слов темы занятия.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3.Выделите из текста основную роль абзаца, его функции, запишите.
1.----------------------------------
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Практическое задание.

По выражению академика Л.В.Щербы, абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли». Согласны ли вы с этим высказыванием? Составьте небольшой текст из 3-4х абзацев, соблюдая правила построения абзаца.( тема на выбор). Устанавливайте логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Работа с текстом. Подготовка к написанию текста после его прослушивания.

Цель: совершенствовать навыки работы с текстом, развитие устной и письменной речи; контроль за ЗУН учащихся для организации дальнейшей работы.

Ход работы
1.Прослушать текст.
2.Заполнить таблицу «Ключевые слова».
3. По ключевым словам сформулировать и записать микротемы текста.

Текст для прослушивания

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс – это не просто движение вперед, но еще и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретен автомобиль? Если речь идет о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.
А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества тоже как-то изменяется. Сейчас уже не существует многочисленной семьи, состоящей из представителей четырех поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. Иногда к этому ядру примыкает кто-то из старших – как правило, бабушка. Но все равно факт остается фактом: семья стала меньше.
Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях ее членов – больше. Почему? Да, наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество. Потому, что в глубине души мы уверены, что и здесь старое – значит ненужное.
Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времен, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в неприкосновенности.
Развитие человечества – это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Тут идут встречные потоки от родителей к детям и от детей к родителям. И встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу и компромиссу. Без неуважения, без давления, без категоричности.

Заполните таблицу №1
«Ключевые слова текста»

Тема

Идея
















































Заполните таблицу №2
«Микротемы текста»


№№
Микротемы

1


2


3


4


5


6


7








Практическая работа по теме « Текст и его основные признаки»

Цель : развить навык составлять ( воссоздавать) тексты по ключевым словам и формулировкам микротем.

Ход работы
Прочитайте сделанные вами записи в таблице «Ключевые слова».
Проанализируйте формулировки микротем . Если необходимо, внесите дополнения и исправления ( на черновике).
Составьте ( или восстановите) текст по ключевым словам и формулировкам микротем.
Проверьте свою работу. При необходимости обратитесь к различным словарям.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Способы связи предложений в тексте

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи и способов связи.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте в свою очередь являются основой для разграничения двух основных видов ( способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

Цепная ( последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
( Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
Иван изнемогал и едва слушал брата.)

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении ( при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.



Практическая работа по теме «Способы связи предложений в тексте»







Т1(Д1) Р1 (Н1) ------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т2 (Д2) (=Р1) Р2 (Н2) -------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------

Т3 (=Р2) Р3 (Н3) ------------------------


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Т1(Д1) Р1 (Н 1) -------------------------------------------------------------------------------------------------

Т1 (Д2) Р2 ( Н 2) ----------------------------------------------------------------------------------------------

Т1 (Д3) Р3 (Н 3) -----------------------------------------------------------------------------------------------



!!!Связность текста является результатом взаимодействия нескольких факторов: логики, коммуникативной направленности (соответствие мотивам, условиям, целям), композиционной структуры (последовательность и соразмерность частей), содержания ( смысла) текста. Гармонично сочетаясь в едином целом, данные факторы обеспечивают связность текста.
Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи
Например:
Свои примеры

1.
Слова одной тематической группы
Зима в этих краях суровая и долгая. Морозы достигают 60-ти градусов.


2.
Лексические повторы
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оправдались.


3.
Синонимы и синонимические замены
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях


4.
Антонимы ( в том числе контекстуальные)
Недруг поддакивает. Друг спорит.


5.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому,
Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.



Морфологические средства связи



1.
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.


2.
Использование личных ( 3л.) указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.


3.
Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.


4.
Единство временных форм глаголов-сказуемых
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.


5.
Использование степеней сравнения прилаг. и наречий
Место было прекрасное. Лучше и придумать нельзя.



Текст как речевое произведение
( зачетная работа по теме)
Цель: совершенствовать умения и навыки составлять тексты, определять тему и основную мысль, средства и способы связи предложений в тексте.

Ход работы
Прочитать предложения.
Выполнить задания, ответить на вопросы.


Книга – это могучее оружие: без нее я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю.
Школа – это прежде всего книга.
Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.
Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения. ( В.А.Сухомлинский)

Вопросы и задания
Подумайте, в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст. Текст запишите, озаглавьте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·______________________________________________________________________
Определите тему и основную мысль текста. Подумайте, можно ли основную мысль выразить предложением из текста или ее нужно сформулировать.
Тема _____________________________________________________________________
Идея _____________________________________________________________________
Определите способ связи предложений в тексте. Приведите доказательства.___________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Выпишите из текста средства связи предложений , запишите их названия, воспользовавшись справочной таблицей предыдущего занятия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Старт проекта «Все о стилях и типах речи»
Цель:1) выявить и проанализировать проблему проекта, определить цели и основные задачи проекта;
2) совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности: умение размышлять, делать выводы, принимать самостоятельно решения, развивать интеллектуальные качества учащихся;
3) воспитывать за счет ПИТ качества образованного, современного человека.

Ход занятия
Орг.момент.
Создание проблемной ситуации.
Сообщение темы, постановка цели.
Старт проекта.
Работа класса.
( Запись в рабочих блокнотах примерного плана проектного продукта)

«Все о стилях речи»
План
Определение стилей.
Сфера применения.
Функции стиля.
Основные стилевые особенности.
Основные языковые особенности.
Жанры стиля
Подстили ( если есть)
Практикум ( подбор примеров)

«Все о типах речи»
План
Количество типов речи
Определение типа
Типичная композиция ( структура)
Языковые особенности типа речи
Характерная лексика, морфология, синтаксис
Разновидности типов речи
Смешение типов речи
Практикум ( подбор примеров)

Формирование рабочих групп, распределение функций.
Определение конечного проектного продукта
Подведение итогов занятия.


Средства выразительности в тексте
Цель занятия: вспомнить основные изобразительно-выразительные средства языка; углубить знания о выразительных средствах фонетики; совершенствовать навык работы со справочной литературой; развивать устную и письменную речь.

Вспомните!

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Языковая выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного, обыкновенного.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

Поработайте со словарями, определите значение следующих терминов!

Выразительные средства фонетики
Основными выразительными средствами фонетики являются следующие: звукопись ( ассонанс и аллитерация) , звукоподражание ( подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы) , а также анафония, липограмма, сдвиг, тавтограмма, фоника.

Приведите примеры на каждое выразительное средство фонетики!
______________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·________________________

Выразительные средства лексики и фразеологии

На уровне лексики основными средствами выразительности являются тропы ( от греч. – поворот, оборот, образ) - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся : эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия , синекдоха, перифраз ( перифраза), гипербола, литота, ирония.
Помимо тропов, средствами языковой выразительности на уровне лексики и фразеологии могут выступать:
- синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
- фразеологизмы;
- стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления ( их ещё называют неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка).

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка
Эпитет
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще выражаются прилагательными: «лимонный свет», «седой туман».
Эпитеты могут выражаться также:
- существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; поэт – это лира своей души ;
- наречиями, выступающими в роли обстоятельств:
«На севере диком стоит одиноко»;
- деепричастиями:
Волны несутся гремя и сверкая ;
- краткими прилагательными, которые выполняют в предложении функцию сказуемого:
Зловещ горизонт и внезапен;
- причастиями и причастными оборотами:
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы.

С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые, индивидуально-авторские и народно-поэтические.
С точки зрения того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные ( лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку; в выразительных эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению( н-р, «мелькают образы безумные людей»).
Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, т.к. и изобразительные эпитеты имеют эмоционально- оценочное значение.


Выполните следующие задания.

Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания.
Луч Неприступный _________________________________
Замок Бледный _______________________________________
Луна Ликующий _______________________________________
Сон Роковой ________________________________________
Тайна Страшная ________________________________________
Возглас Золотой ________________________________________


Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты

Солнце ________________________________________________________
Туман ________________________________________________________
Огонь ________________________________________________________
Свет _________________________________________________________
Сирень_________________________________________________________
Чувство ________________________________________________________
Муза _________________________________________________________
Тишина ________________________________________________________

Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

1. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. ( А.Платонов)
2. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. ( И.Шмелев)
3. Сжатая рожь, бурьян, молочай – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. ( А.П.Чехов)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по теме «Выразительные средства лексики. Сравнение»

Цель: расширить знания учащихся о средствах художественной изобразительности на примере тропа – сравнение; развить навык лингвистического анализа текста; развить устную и письменную речь.

Ход работы

Прочитать теоретический материал о средстве художественной изобразительности – сравнении ( учебник «Русский язык» 10-11 классы стр. 57)
Проанализировать материал из таблицы о способах выражения сравнения.
Подобрать отрывок ( фрагмент) текста (текстов) на разные способы выражения сравнения.
Найти в тексте ( текстах) сравнение, определить способ выражения.
При необходимости обратитесь к «Словарю литературоведческих терминов».

_________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

Цель: отработать умение определять роль выразительных средств художественной речи; совершенствовать навык находить тропы в тексте, уметь распознавать их и уместно использовать в своей устной и письменной речи.
Ход работы
1.Прочитать отрывок текста.
2. Найти в тексте указанные в задании средства выразительности, назвать их.
3. Определить роль каждого тропа.
4. Дать определение другим средствам выразительности ( задание № 1), определить их роль.
5. Сделать вывод.
Текст № 1.
Задание: найти в тексте повторяющиеся ударные звуки. Как называется такое средство выразительности? Какие звуковые образы создают эти повторения?
О, весна – без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю ( А.Блок)
И веют древними поверьями
Её упругие шелка. ( А.Блок)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст № 2
Задание: найти в тексте сравнение, объяснить роль данного тропа.
Надо мной между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Как чувство радости беспечной. ( Н.Рубцов)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 1
Определить роль следующих средств выразительности:
Эпитеты служат в тексте для:
1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Используя метафоры, автор 1) _______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Олицетворение служит для ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Метонимия – это _________________________________________________________________________________
Использование метонимии позволяет _________________________________________________________________
· это _________________________________________________________________________________
Она усиливает __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перифраз – это оборот речи, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перифраз позволяет:
1)_____________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________
3)_____________________________________________________________________________
Гипербола – это _________________________________________________________________________________ Литота – это _________________________________________________________________________________
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ирония - это употребление слова или высказывания _________________________________________________________________________________
Ирония как выразительный прием используется для __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: таким образом, выразительные средства фонетики и лексики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Проверь себя !
«Роль выразительных средств лексики в речи»

Эпитет. Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Кроме этого, эпитеты могут; 1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов; 2) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); 3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона; 4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
Сравнение. Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
Метафора. Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафору автор не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. Метафора является авторской характеристикой предметов и явлений, создает картины жизни, передает внутренний мир героев и точку зрения рассказчика и самого автора.
Олицетворение. Служит целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, целям усиления передаваемых мыслей и чувств.
Метонимия. Относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.
Синекдоха. Усиливает выразительность и экспрессию речи.
Перифраз (а). Позволяет: 1) выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; 2) избежать неоправданной тавтологии; 3) ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; 4) придать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание.
Гипербола. Литота. Их использование позволяет авторам резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Они могут использоваться также как средство создания комических образов.
Ирония. Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

К «неспециальным» лексическим тропам относятся синонимы, антонимы, омонимы ( а также омофоны, омографы и омоформы), фразеологизмы и паронимы.
Роль синонимов в тексте
Синонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки; 2) выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему; 3) обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию; 4) более глубоко раскрыть образ.
Приведите примеры предложений с синонимами
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль антонимов в тексте
Антонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнить мысль, сделать ее ярче, образней; 2) дать более полную характеристику явления; 3) усилить передаваемое содержание; 4) выразить авторскую оценку обозначаемого.
Приведите примеры предложений с антонимами.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль омонимов в речи
Омонимы используются: 1) для усиления выразительности и экспрессии речи; 2) для создания выразительности комического характера ( на основе их использования обычно создаются каламбуры).
Приведите примеры омонимов и их разновидностей.
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения ( шумный- шумливый ; поступок – проступок и др.)
Роль паронимов в тексте
Используются для достижения большей точности и выразительности, образности, наглядности изображения.
Подберите к данным словам паронимы, объясните их значение.
Образец: поделка ( изделие, поделка из древесины – подделка ( не подлинник)
Бережный __________________________________________________________
Обидный __________________________________________________________
Представить ________________________________________________________
Договор ___________________________________________________________
Выразительные средства синтаксиса

Прочитайте внимательно лингвистический текст.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка: словосочетаний и предложений, а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, особенности пунктуационного оформления.
Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:
- синтаксическая структура предложения и знаки препинания;
- специальные синтаксические выразительные средства ( фигуры);
- особые приемы композиционно-речевого оформления текста ( вопросно-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование).
Синтаксическая структура предложения и знаки препинания.
С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:
а) грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, неосложненное или осложненное;
б) тип предложения по цели высказывания;
в) характеристика предложения по эмоциональной окраске.
Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.
Обратите внимание на комментарий к фрагменту текста.
Например, в стихотворении М.Лермонтова «Молитва» в последней строфе
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко-
И верится, и плачется, и так легко, легко... – безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и находится во власти этой силы, несущей надежду на спасение души.
Возьмите на заметку!
Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена, прежде всего, их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление ( знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность ( многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование и т.д.
Особую роль для создания выразительности текста имеют «авторские» знаки препинания, которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного фрагмента, понятия, образа.

2. Прочитайте и запомните стилистические фигуры.

Специальные выразительные средства синтаксиса ( фигуры)
Фигурами ( риторическими, стилистическими, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного «практического» употребления и имеющие целью усиление выразительности изобразительности текста.
К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

3. Используя «Словарь лингвистических терминов», определите значение незнакомых или непонятных стилистических фигур. Подберите пример(ы) к самым сложным , по вашему мнению, стилистическим фигурам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Практическая часть
( упражнения, тестирование, практикумы, самостоятельные работы, контрольные работы, сочинения)
















Практическое занятие «Анализ текста»

Цель: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей; продолжать развивать умение определять и формулировать проблему текста; готовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.
Ход занятия
Прочитайте внимательно текст.
Определите проблему, поднимаемую автором.
Сформулируйте проблему по каждому из текстов.
Предложите свои варианты начала письменной работы – сочинения по каждому из текстов.
Примечание: свою работу оформите предложенной таблицей.


Текст, автор
Проблема
Вступление (начало)

































































































Практическое занятие по теме «Аргументы: жизненные наблюдения и читательский опыт»

Цель: совершенствовать умение создавать текст-сочинение, высказывать свою точку зрения, аргументируя ее различными примерами; подготовить уч-ся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ ( часть С).

Ход занятия
Прочитайте внимательно тексты.
Определите проблему, сформулируйте ее.
Приведите аргументы в пользу своей точки зрения ( обязательно 2 аргумента).
Задание выполняйте, работая с таблицей.


Текст, автор
Проблема
Аргумент №1
Аргумент №2






















































































































Практическое занятие «Анализ текста»

Цель: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей; продолжать развивать умение определять и формулировать проблему текста; готовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.

Ход занятия
Прочитайте внимательно текст.
Определите проблему, поднимаемую автором.
Сформулируйте проблему по каждому из текстов.
Предложите свой вариант заключения письменной работы – сочинения по каждому из текстов.
Примечание: свою работу оформите предложенной таблицей.


Текст, автор
Проблема
Заключение

































































































Практическая работа «Редактирование текста»
Цель: совершенствование умений и навыков работы с текстами разных функционально –смысловых типов, стилей и жанров; развитие умений информационной переработки текста и его редактирование.

Ход работы
Внимательно прочитайте предложенный текст.
Определите тему, идею.
Озаглавьте текст.
Проанализируйте текст, определите ошибки и недочеты.
Отредактируйте текст.
Устно обоснуйте необходимость внесенных вами исправлений.

Текст для работы

Направо помещается белый двухэтажный дом с серой облупившейся постройкой, как случайно попавшая в букет наполовину засохшая ветка черемухи. Из-за него выглядывает серый дом с вышкой, около него растет яблоня, и ветви ее заглядывают в окна вышки. В углу соседнего двора стоит серый бревенчатый домик с тремя окнами, задернутыми тюлевыми занавесками. Из-за его красной крыши поднимается высокая ель, у которой лишь кое-где колками зеленеет хвоя, и две плакучие березы. Одна из них склонилась над крышей, и в одном месте сквозь ее зелень проглядывает широкое окно какого-то кирпичного дома. С другой березы почти все листья облетели, и ее сухие тонкие ветки кажутся красноватыми жилками на фоне белой стены стоящего двухэтажного белого дома. Дальше опять дома, дома без конца. А вместе с тем во всей этой массе едва ли удастся найти два совершенно одинаковых дома, несмотря на их кажущееся сходство. Но еще разнообразнее жизнь, которая течет под крышами этих домов, за их бесчисленными окнами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с КИМами ЕГЭ. Разбор заданий ( тестирование)
Цель: подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, обобщение и систематизация знаний.
Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8; C1.


(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих
(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видйния прошлого.
(По В. Ганичеву)
Часть 3
C1
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

































Работа с КИМами ЕГЭ. Разбор заданий ( тестирование)
Цель: подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, обобщение и систематизация знаний.

Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8; C1.


(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих
(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видйния прошлого.
(По В. Ганичеву)


A28
Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1)
Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову.

2)
Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине.

3)
Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру.

4)
Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения.

A29
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 14?
1)
рассуждение

2)
описание

3)
повествование

4)
повествование и описание


A30
Укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении.
1)
потёртые (предложение 2)

2)
душно (предложение 3)

3)
блестящие (предложение 10)

4)
гавани (предложение 17)



Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.


Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

B1

Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
B2

Из предложений 15 – 18 выпишите страдательное причастие.
B3

Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.


Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.


B4

Среди предложений 2 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
B5

Среди предложений 8 – 17 найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
B6

Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
B7

Среди предложений 12 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

B8

«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала.
Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».
Список терминов:
1)
сравнительный оборот

2)
ряд однородных членов

3)
фразеологизмы

4)
инверсия

5)
олицетворение

6)
парцелляция

7)
эпитеты

8)
литота

9)
вопросительные предложения

Напишите номера этих предложений.
Практическая работа «Комплексный анализ текста»
1.Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Камышовая кошка
( 1) Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. ( 2) При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача.( 3) Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.
( 4) Однажды ранним февральским утром меня разбудили мои приятели, сельские ребята.( 5) Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!» ( 6) Я через несколько минут был уже у дяди Прохора.
( 7) Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом .( 8) Лапа хищника была крепко зажата капканом. (9) Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. ( 10) Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю.
( 11) Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. ( 12) Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. ( 13) Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. ( 14) Зверь был связан. ( 15) Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге.( 16) Потом кота посадили в клетку. ( 17) Он вел себя странно.( 18) Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей.( 19) Так прошло три дня.( 20) Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. ( 21) Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. ( 22) Хищник не обращал на нее никакого внимания.( 23) Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. (24) Жалко было потерять такую добычу, но что делать! ( 25) По-видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!
2. Выполните задания.
Из предложений 18-21 выпишите действительные причастия настоящего времени.
Среди предложений 18-25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 9-15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 7 - 18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 19 - 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.
Главный герой рассказа – камышовый кот. Автор говорит о нем практически в каждом предложении, используя_______. При этом эмоциональный накал рассказа передается с помощью _________.
Список терминов:
метафора;
ирония;
фразеологизм;
восклицательные предложения;
сравнительный оборот;
синонимы.

3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


1




2


3


4



1


2



3





 "$J
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·п $JД
·
·
·
·
·
·
·
·
·ёЦжиb
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·J