Методическая разработка занятия Этнические общности


Технологическая карта занятия
Тема занятия: Этнические общности
Планируемые результаты:

Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,
Метапредметные:
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:
Предметные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,

Вид занятия:
Изучение нового материала с элементами практических заданий
Ресурсы:

Презентация «Этнические общности», видеосюжеты с национальными танцами, раздаточный материал «Виды этнических общностей»
Ведущие методы:

Работа с микрогрууппах









Этап занятия Содержание деятельности обучающихся
(содержание заданий) Формы
организации
работы
(индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные)
Формируемые умения,
знания, компетенции
Примерное время выполнения
(мин)

Введение в

занятие Организация занятия.
Интрига названия темы занятия:
Просмотр трех видеосюжетов
- Как можно назвать то, что вы сейчас видели?
- Это все танцы, но почему они все разные?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Записываем число и тему урока.
- Есть ли у вас вопросы к формулировке тему урока? Просмотр видео. Формулировка темы и целей занятия Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 10 мин
Основная часть
Какие ассоциации у вас возникают с таким термином как этнические общности?
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей(племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью
Составление кластера ассоциативного ряда. Формулировка определения термина этнические общности Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,
5 минут








Виды этнической общности, составление таблицы
вид определение пример
род Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии Первобытнообщинное общество
племя Совокупность родов, связанных между собой общностью диалекта, чертами культуры, религией Племя майя, дикие племена Африки
народность Объединяемая общей территорией, языком Русские, украинцы, белорусы
нация Общность людей характеризуемая равитыми экономическими связями ФРГ-немецкая, Испания-испанская
Работа в группах по тексту 1 «Виды этнических общностей» составление таблицы или кластера. Представление таблицы перед аудиторией Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,
Метапредметные:
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе:
30 минут
Признаки:
Язык
Общность территории
Общность экономической жизни
Общие черты психологического склада
Культура
Национальное самосознание
Русские. Вроде бы все признаки налицо. Общность происхождения, территории, исторической судьбы, языка, национального менталитета, антропологических характеристик. Наличие своего государства, единство (хотя сейчас довольно относительное) в православном вероисповедании. Всё сходится.

Немцы. Уже сложнее. Государственного единства нет (с учётом наличия австрийских немцев), религиозного единства - тоже, общность исторической судьбы германских и австрийских немцев сомнительна.

Швейцарцы. Государственное единство без общности языка (три государственных языка на равных).

Американцы. Ни общности происхождения, ни общности антропологического типа, ни общности менталитета. Языковая общность есть, но она роднит американцев с британцами, частью канадцев, австралийцами и т.д., то есть не является признаком национальной идентификации. Остаётся только общность государственной принадлежности, территории и (возможно) исторической судьбы.

Евреи. Ни общности территории, ни языка, ни общей исторической судьбы. Общность антропологического типа и исторического происхождения - более чем сомнительны. По сути единственный формальный признак - религиозная принадлежность, да и этот признак в настоящее время относителен. Тем не менее, евреи прекрасно осознают себя отдельной нацией и эффективно поддерживают свою национальную идентичность, столетиями не ассимилируясь среди других народов.
Какой из признаков самый сильный? Давайте проверим.
Язык: англичане и американцы, но нации разные
Общность территории: армяне более половины проживают за пределами Армении, но продолжают оставаться армянами, русские, которые в начале XX века были вынуждены эмигрировать из страны, продолжали оставаться русскими.
- К какому признаку можно отнести то, что я вам показала в самом начале урока?
- Какой признак вы бы назвали самым сильным?
- Что он в себя включает? Работа с карточками о народах мира.
Отвечают на вопрос в микрогруппе. Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,
Метапредметные:
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:
Предметные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, 20 минут
Познакомьтесь с высказываниями немецкого мыслителя Лессинга и русского физиолога Сеченова.
Объясните смысл высказываний.
Можно ли сказать, что высказывания имеют один смысл?
«Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» (Г. Лессинг)
«Основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависит ни от расы, ни от географического положения. Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы нациям они не принадлежали» (И. Сеченов)
национальный состав РФ







хорошо ли жить в многонациональном мире?
Вавилонская башня
У сыновей Ноя было много детей, и от них опять произошло много людей на земле. Но вскоре обнаружилось, что люди после потопа были не лучше, чем до потопа. Тогда на всей земле был один язык и одно наречие.
Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассмеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого». (Помните, Бог также некогда сказал во множественном числе: «Сотворим человека…»)
Господь смешал язык людей так, что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни, Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле. Обуждение в группах высказываний, доказательство противоположных мнений.












Русские, башкиры, чеченцы, дагестанцы, армяне, осетинцы, казахи, буряты, узбеки, ингуши, якуты, тувинцы, евреи.
Обсеждение документа
Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,
Метапредметные:
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:
, 10 минут



























10 минут
Заключительная часть

1) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Индивидуальное составление синквейна по изученному материалу 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, 5 минут