ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОЙ ОБЩНОСТИ

Т.В.Имедеева,
методист МАОУ ДО ГДДЮТ
г. Улан - Удэ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОЙ ОБЩНОСТИ
Во многих исследованиях последних лет упоминается тот факт, что игра, сопровождая человека в течение всей жизни, служит «инструментом» развития личности (Г.В.Фролова, О.Б.Широких, Г.П.Щедровицкий и др.), что подтверждается педагогической практикой.
Интеллектуальная игра как одна из форм обучения и воспитания позволяет реализовать такие факторы развития творческого стиля продуктивной деятельности, как проблематизация, рефлексия, театрализация, диалог.
В образовании республики сложилась система работы со школьниками и молодёжью, которая способствует росту интеллектуального уровня школьников, формирует у  подростков и молодежи творческую  активность, добровольчество, активизирует творчество педагогов, формирует детско-взрослое сообщество. Система работы создавалась в течение многих лет и в настоящее время охватывает образовательные учреждения города и разные возрасты участников интеллектуальных игр.
Особое внимание мы уделяем организации игр для подростков (5-8 классы), поскольку именно в этом возрасте важно не только готовить подростков к социализации, но и формировать компетенции, позволяющие активно воздействовать на общество с целью его совершенствования, что предъявляет  повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам  самой личности.
Система интеллектуальных игр способствует формированию таких компетентностей как способность критически осваивать новую информацию, работать в команде, общаться в диалоге и полилоге. Более того, интеллектуальные игры создают атмосферу сотрудничества, доверия и взаимоуважения в детско – взрослом сообществе.
По результатам проведенного нами опроса обнаружилось слабо выраженное ценностное отношение подростков к отечественной и мировой культуре, истории и литературе. Вместе с тем, подростки проявляют заинтересованность в интеллектуальном развитии в процессе участия в интеллектуальных играх. В связи с этим нами разработан инвариант структуры интеллектуальных игр, который требует индивидуального или коллективного выполнения заданий с применением продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования с учетом особенностей подросткового возраста. В подготовке и проведении игр принимают участие учащиеся клуба «Эврика» и музыкально – эстрадного театра «Королёк». Команды школ, принимающих участие в играх, заранее получают задание и имеют возможность подготовиться к играм, выполняя творческие задания, прочитывая необходимую литературу. Практически в каждой игре используется театрализация, что позволяет сделать её более красочной, запоминающейся, не похожей на все другие.
Одной из задач игры, состоявшейся в финале 2013-2014 учебного года была задача мотивировать учащихся на проявление лидерства, поэтому в игру был включен конкурс капитанов и блиц- турнир "Один за всех" . Капитаны должны были приготовить речь "Моя команда в моей жизни", и все лидеры успешно справились с заданием. Блиц - турнир оказался очень трудным, поскольку совсем не просто дать правильные ответы перед полным залом пусть и на простые вопросы. В другой игре представителям команд надо было вступить в диалог "За и против", когда участникам диалога надо было выразить свою ценностную ориентацию по этическому вопросу. Возможность проявить свои творческие способности предоставляется в форме участия в выставке творческих работ. К примеру, в игре на тему "Все про соль" надо было приготовить работы (рисунки, изделия и теста, макеты и пр.) с использованием соли. Состоявшаяся вслед за этим игра также была посвящена культурным аспектам, связанным с использованием человечеством соли.
Большой опыт в подготовке к играм приобретают те учащиеся, которые активно готовят игру: клуб "Эврика" и "Королёк", а также студия "Журналист". Для каждого из этих объединений ставятся свои задачи: готовить и вести игру, создать театральные образы, осветить игру в прессе.
Наиболее трудным в этом процессе является подбор материала, доступного для подросткового возраста и составление интересных вопросов. Эта задача для клуба "Эврика" заставляет учащихся проработать материал темы, поломать голову над составлением вопросов и подняться вместе с тем в своем развитии еще на одну ступеньку.
Важную роль в жизни детей и подростков играет социальная среда, в первую очередь - родители, родственники, сверстники и учителя. Социализация осуществляется  в том числе и в процессе участия в таких интеллектуальных конкурсах. Если родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок принимал в таких мероприятиях участие, то мотивация к участию в играх, несомненно, повышается. Вопросы, заданные на игре, обсуждаются с родственниками, при этом улучшаются взаимоотношения в семье. Важную роль в процессе социализации играют средства массовой информации и  социокультурная среда, которые оказывают большое влияние на формирование субкультуры, играющей большую роль в жизни подростков и молодёжи. В качестве средств массовой информации выступает студия "Журналист" ГДДЮТ, в которой юные репортеры освещают события, происходящие в ГДДЮТ, их работы размещаются в журнале "Ушкан", на сайте ГДДЮТ.
Таким образом, система интеллектуальных игр  является способом целенаправленного формирования ценностей  подросткового сообщества, стимулирует развитие личности,   формирует детско-взрослое сообщество и способствует процессу социализации.
Литература:
1. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. - 400 с. 2. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. "Вопросы психологии". 1985, № 3
3.  Айзенк Г.Й. Тесты IQ. М.: Астрель-АСТ, 2001. - 256 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Пер с англ. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 320с. 5. Ушкан №1 (17) 2013. Познавательный журнал для детей и подростков.
6.http://dvorec03.ru/napravleniya-deyatelnosti/sotsialno-pedagogicheskoe/klub-evrika/