Методическая разработка урока по литературе Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста(по рассказу И.Бунина Красавица) в 7 классе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №10 городского округа Кинель Самарской области





Методическая разработка урока по литературе
«Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста ( по рассказу И.Бунина «Красавица») в 7 классе.


Автор работы:
Ф.И.О. Никонорова Вера Васильевна
место работы ГБОУ СОШ №10 г.о. Кинель
должность учитель русского языка и литературы
дата рождения 21.02.1967 год
стаж работы в данной области - 26 лет, первая категория
контактная информация 89608164147






Кинель 2016 год
Пояснительная записка к уроку
Филологический анализ художественного текста, в отличие от других видов анализа, создает условия для более полного постижения художественной ценности литературного произведения. Он предлагает рассмотрение литературного произведения «изнутри», поиск особых, присущих только данному тексту законов образно-речевой организации, превращающих его в своего рода неповторимую «личность», символом которой является название произведения и имя его создателя. Филологический анализ текста позволяет обеспечить единство рационального и эмоционального подходов, сохранить на каждом этапе представление о художественном тексте как о едином (хотя и внутренне расчлененном) целом. Изучая художественное произведение, учитель при помощи филологического анализа может проверить читательские ощущения ученика: объяснить название (если есть); понимание композиции; понять, каков художественный мир данного произведения (есть ли в нем сюжет; что является главным: события или переживания главного героя); как в произведении представлены пространство и время; осознать особенности словоупотребления, синтаксиса, а так же звучания. Анализ художественного произведения на уроке литературы должен показать, как глубоко ученик понимает тему и идею произведения, чувства и образы, заключенные в нем, и то, какими средствами они создаются.
Результативность урока включает в себя:
1.Самосовершенствование личности.
2.Развитие творческих способностей.
3.Умения критически мыслить и принимать взвешенные решения.
4.Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.
5.Интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Данный урок входит в систему уроков по внеклассному чтению для среднего звена.
Тип урока – объяснение нового материала с опорой на текст художественного произведения.
Средством обучения на уроке является текст рассказа И. Бунина «Красавица». Использование текста в качестве средства обучения позволяет включить учащихся в различные виды речевой деятельности, а также совершенствует умение анализировать текст художественного произведения.
Модель урока – исследование, основанное на филологическом анализе текста, позволяющем более глубоко раскрыть идейно-художественный замысел автора.
Основной метод работы – исследование художественного текста с точки зрения использования в нем языковых средств, используемых автором для раскрытия идейного замысла произведения. Это позволяет включить в работу всех учащихся, развивать их внимание к художественному слову, языковым средствам.
На уроке также использовалась эвристическая беседа, проблемный диалог, монологические высказывания учащихся.
Основной формой работы на уроке является групповая, использовались также фронтовая и самостоятельная (при выполнении домашнего задания) формы работы.
Урок позволяет формировать у учащихся коммуникативную, учебно-логическую, учебно-информационную и кооперативную компетенции.
На уроке учащиеся должны продемонстрировать знания литературоведческих и языковых понятий, умение работать с художественным текстом, анализировать его содержательную и языковую стороны, создавать устное монологическое высказывание, делать выводы, также умение работать в группе.
Учитывая особенности технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» и требования ФГОС к структуре урока, я предлагаю методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста (по рассказу И.Бунина «Красавица»).
Цели урока:
образовательные:
- Используя синтез педагогических технологий и наук, помочь учащимся осуществить погружение в текст художественного произведения.
- Обучение анализу произведения, понимание его единства в многообразии его компонентов.
- Обучение оформлению своих размышлений в словах, в связной, доказательной устной или письменной речи.

развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Формируемые универсальные учебные действия предусматривают решение следующих задач:
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.
Тип урока – урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся:1.групповая работа с текстом; 2.парная работа с таблицей; 3.работа с раздаточным материалом; 4.выполнение творческой работы.
Используемые технологии: технология развития критического мышления: «мозговой штурм», объединение информации в блоки через сопоставление.
Я предлагаю присутствующим «прожить» фрагмент урока с элементами филологического анализа, познакомиться с некоторыми приемами и оценить их эффективность. Я очень надеюсь, что совместное прочтение рассказа Ивана Бунина «Красавица» подтвердит слова М.Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов чтение – прежде всего сотворчество».



Этап 1. Работа с заглавием.
Учитель: Прочтите отстраненно заглавие «Красавица», не обращаясь к содержанию рассказа (текст его лежит на столе). Какие ассоциации возникают у вас при этом? Давайте соберем ассоциативную цепочку.
Попытаемся проникнуть в тайный, скрытый смысл рассказа.
Ответы записывают в тетрадь: Радуга, мамина улыбка, солнышко, умиротворённая природа, роза, яркая звёзда, любящее сердце, вишня в цвету и т.д.
Учитель: «Красавица» - это первое слово рассказа, его заглавие. Чтобы нарисовать портрет производного слова «красивый», мы обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.
Определения записываем в тетрадь: «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный»; «полный внутреннего содержания, высоконравственный»; «привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный».
Учитель: Подберем однокоренные слова.
Ответ: «красивый», «красота», «красавица»
Учитель: Все слова таят в себе возможность конфликта, ибо могут характеризовать как физические данные человека (внешность), так и его душу (внутреннее содержание). Какой смысл вложен автором в это слово?
- Интересно узнать: оправдались ли ваши ожидания? Итак, я предлагаю поучаствовать вам в уроке – размышлении. Читаю рассказ, погружению в текст поможет музыка Шопена. Ваша задача: во время моего чтения найти в тексте вопрос, который станет темой нашего урока.
- Вы сделали правильный выбор. Тема нашего урока: «Почему «Красавица»?»
В рассказе три главных образа: красавица, чиновник, мальчик.
Работа в группах: Выпишем в таблицу ключевые слова. Сгруппируем ключевые слова в смысловые группы. У нас их четыре: слова, выражающие родственные отношения и отношения между людьми; слова, связанные с понятиями «дом»; слова, выражающие состояние человека, его чувства; слова, выражающие философские понятия.


Родственные отношения
Понятие «дом»
Состояние человека
Философские понятия

1 абзац
чиновник вдовец красавица дочь начальник чиновник красавица
дом
Очки
Взгляд
руки
Цена
Фистула
отношения

2 абзац
красавица мальчик
отец, сын мальчик
дом

Страх
Природа
Присутствие
слово

3 абзац
красавица горничная барыня
Спальня, диванчик,
гостиная, комната, мебель, простыня, одеяло, пол, бархат, диван, тюфячок, сундук, коридор
Свадьба, сон
ночь безобразие

4-5 абзац
Мальчик, мама
Свет, день, уголок, гостиная, доска, домики, книжечка картинки, пол, диван, кадка, пальма, постелька, коридор, сундук, добришко,
дом

одиночество
жизнь

Вывод: Получается, чаще всего нам встретились следующие существительные: красавица – 4 раза, чиновник-отец – 4 раза, мальчик-сын – 4 раза, дом – 3 раза. Эти ключевые слова и называют центральные образы.

Учитель: Определим основные темы текста.
Ответы:
1.Первая тема - рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии человека, о взаимоотношении человека и его дома, об огромной трагедии мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным.
2. Вторая тема, которая просматривается уже в заглавии, - это тема подлинной и мнимой красоты, несоответствие красоты внешней внутреннему миру человека. 
3. Скрытая тема – одиночество и тоска по родине.
Учитель: Все эти слова очертили предполагаемый круг тем рассказа.
Почему «Красавица»? Ведь рассказ вовсе не о ней! В пяти абзацах этому образу уделено меньше всего внимания: всего 4 предложения. Чиновнику-отцу и того больше – 5, а вся остальная часть произведения рассказывает о мальчике. Именно он поставлен в центр повествования, и правомернее было бы дать новелле название – «Мальчик». Случайность или непродуманность?
В качестве эпиграфа я предлагаю слова Ф.И.Достоевского «Красота спасет мир».

Этап 2. Обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.
Учитель: Можно ли восхищаться этим героем? Привлекателен ли он для окружающих? Вызывает ли симпатию? Познакомившись с содержанием рассказа, мы понимаем: слово употреблено в третьем значении. И.А. Бунин не с восхищением, а скорее, с горькой иронией называет своего героя «красавицей». Таким образом приоткрывается завеса. Ясно одно: повествование содержит конфликт и не будет спокойным, гладким.
- Выделите смысловые части рассказа, микротемы. (Далее работаем в группах). Запишите в таблицу, представленной на листах «обратной связи», образы, которые могут стать заглавием этих частей, а напротив – чувства, состояние героя или автора.
Составляется таблица:
микротемы
Образ

Экспозиция
Представление отца мальчика
Красавица – вторая жена чиновника
Семилетний мальчик


«чиновник казенной палаты»



Завязка сюжетного конфликта

«И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика»


кульминация

Приказ барыни постелить мальчику постельку на тюфячке между диваном и кадкой с пальмой


развязка


Полное одиночество мальчика

чувства
Отстраненность,
страх перед жизнью,
желание спрятаться от мира,
ему удобно затемнять мир (очки),
молчалив и тих,
не может настоять на своем,
смирение
Равнодушие
Безразличие
Душевная холодность
Гордость
Высокомерие
бессердечность
Живой, ласковый, стал тих, незаметен, сон неспокоен


Вопрос: Что мы можем сказать о Красавице?
Вывод (делают ученики при помощи учителя): Само выражение «красавица возненавидела» парадоксально как сочетание восхищения и ненависти, идеала и жестокой реальности. А здесь – «спокойно возненавидела» - тоже сочетание несочетаемого, поскольку ненависть – это чувство из ряда вон выходящее, очень сильное. Наречие «спокойно» подтверждает, что красавице это чувство не чуждо, оно свойственно ей, привычно для нее. Красавица своим равнодушием, безразличием, душевной холодностью лишила ребёнка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека. Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство. Будучи неродной матерью, она демонстрирует полное равнодушие к мальчику.
Вопрос: Что мы можем сказать об отце?
Ответ. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника».
Вывод учителя: Бросается сразу в глаза и режет слух слово «казенной», что значит «чужой, неродной, не свой».
- Найдем в этом предложении антитезу.
Ответ: «вдовец» – «женился», «пожилой»- «молоденькой», «чиновник» - «начальник».
Ответ: «Он был худой, чахоточного телосложения, носил очки цвета йода, говорил сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу»
Вывод учителя: Анафора «Он был молчалив», «Он был худой» конкретизирует образ чиновника, подчёркивая ничтожество духа этого человека. Он предстает перед нами нездоровым, как бы больным, изможденным и усталым.
- Обратим внимание на использование метафорического эпитета «очки цвета йода», что оно обозначает?
Ответы.
Отстранённость, страх перед жизнью, желание спрятаться от мира, отгородиться от проблем, автор показывает: герой не просто плохо видит, он не желает видеть лучше, ему удобно затемнять мир.
Он не привык громко говорить, для него это несвойственно, он молчалив и тих, не может настоять на своем, соглашается с чужим мнением, смиряется.
Вывод учителя: заурядный, неинтересный, хотя вроде бы порядочный человек. Но от равнодушия до подлости всего один шаг. Вскоре чиновник его совершает – предаёт, фактически бросает собственного ребёнка на произвол судьбы. Ради личного благополучия, спокойствия, мнимого счастья он приносит в жертву жизнь сына. Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, насколько будет принято верное, правильное решение, порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом.
Этап 3. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали. Начинать нужно с работы над ключевым словом – образом и изобразительно-выразительными средствами, с помощью которых он создан.
Учитель: Почему у героев нет имён, а образы даны через обобщающие понятия: «чиновник», «красавица», «мальчик»? Видимо, автору было важно подчеркнуть в героях черты общества, к которому они принадлежат, обозначить остроту и актуальность проблем, не конкретизировать героев, а показать трагедию в движении от общего к частному. Не найдёте вы здесь и пейзажных зарисовок (описание природы заменено описанием интерьера). Очень сложно говорить о поэтическом, когда в жизни ребёнка остались лишь боль и грусть. Наверное, жестоко рассказывать о прекрасном, когда маленький мальчик вместо радости и счастья, любви и заботы испытывает одни лишь страдания и душевные муки. Давайте пройдём дорогой автора и вслед за ним попытаемся понять, что такое красота и духовность, чёрствость и бессердечие, милосердие как высшее проявление красоты человеческой души и низость, равнодушие - крайнее проявление душевной подлости.
Может ли злой, жестокий, безнравственный человек быть по-настоящему красивым? Имеется в виду не глянцевая красота, а истинная, высокая духовность человека. В чём сила истинной красоты? Вначале обратимся к изобразительно-выразительным средствам.
Работа с таблицей.
Изобразительно-выразительные средства
примеры

антитеза
«Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену»

антонимы
Высокий – невелика
Отлично сложена – чахоточного телосложения
Носил очки – взгляд имела зоркий

Эпитет
Живой мальчик
Ласковый мальчик
Беспокойный сон
Круглое одиночество
Круглый сирота





Вывод учителя: Безусловно, конфликт касается внутреннего мира, души, характеров героев. Гордыня, высокомерие, бессердечность – вот настоящая сущность красавицы. Совпадают ли наши представления о красавице с авторской характеристикой?
Впоследствии автор ещё раз использует антитезу: «А она была невелика, хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий». С определённым умыслом писатель вводит слово «невелика» вместо привычных слов «она была невысокого роста». Почему «невелика»? Может быть, Бунин имел в виду не только человека, а еще что-то неуловимое, тайное?
Образ мальчика раскрывается сразу – «семилетний», «живой», «ласковый» (положительная, одобрительная окраска). Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. Красавица злая, жестокая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела сына «соперницы», а «сделала вид, что совершенно не замечает его» (со своим-то зорким взглядом). Как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание. Совершенно разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми по отношению к мальчику. Сходство в одном – в бессердечии: и отец «притворился» (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына).
Вопрос: Почему?
Ответ: От страха перед ней.
Вывод: И живой мальчик сделался как бы несуществующим. Мальчик стал тих, незаметен, и только сон у него был беспокойным: «...каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол».
Мальчик больше не видит вокруг себя живых, не ощущает себя частью семьи, дома, всего этого мира. «Спит под кадкой с пальмами», как в щели, как сор на полу.
Вопрос: Почему именно «кадка с пальмою»?
Ответ: Пальма - напоминание о том, что где-то есть тепло, есть жизнь, свет и радость, а в доме, где живёт мальчик, один холод, мрак, боль. Он никому не нужен. Всё, что у него остаётся, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме, а «всё добришко его» спрятано в «мамином сундуке» - том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме.
Вопрос: Найдите слова, относящиеся к мальчику.
Ответ: «Уголок», «домик», «книжечка», «постелька», «добришко» -. существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Вывод учителя: Видна открытая субъективная позиция автора, симпатия писателя к мальчику, сочувствие, сопереживание. Для раскрытия идейного замысла важно пространство, в котором находится герой. Для нашего героя - его комната, точнее её кусочек, это весь его мир, где «кадка с пальмой» – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, есть полноценная жизнь, где всё цветёт, растёт, радует глаз. 
Задание: Прочитаем последние предложения текста и обратим внимание на звуковой ряд слов.
«Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его».
Ответ: «Звуковой» ряд слов подчёркивает его бесконечное одиночество: «стелет себе постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит в мамин сундук». Нет слов, обозначающих «звучание», т.е. «жизнь» (а ведь он от природы «живой», ласковый ребёнок). Там, где нет звуков, детского смеха, там нет и сердечности, жизни, тепла.
Вывод учителя: Оставшиеся после мамы вещи хранят воспоминания о ней, тепло её заботливых рук, искреннюю любовь. Особой остроты, сильной концентрации достигает мысль: дети – это продолжение жизни, символ её вечного обновления, но их легко ранить, сломать, погубить, если не окружить вниманием, заботой, не согреть теплотой души. Страдания детей – это большая трагедия. Как цветы нуждаются в живительной дождевой влаге, так и дети требуют нашего пристального внимания, материнского участия, отцовской заботы. Без этого живого огня, сердечного участия ребёнок погибнет, потеряется в этой жизни, станет никому не нужным.
Задание: Найдем ключевые слова последней микротемы, о чем они нам могут поведать?
Ответ: «Круглое одиночество», «совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь». Они помогают Бунину показать глубину трагедии ребёнка. Одиночество бывает полным, совершенным, а Бунин использует эпитет «круглый». Возникает ассоциация с выражением «круглая сирота», без отца и без матери.
Этап 4. Моделирование художественного мира, т.е. учащиеся должны связать между собой все элементы анализа. В результате рождается текст о тексте. Озвучивается главная мысль, ради которой написано произведение: «Что такое красота?»
Учитель: Образ мальчика вызывает уважение и восхищение. Он не плачет, не ноет, не просит любви, не кричит. Что он делает? Найдите в тексте.
Ответ: «смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окно».
Вывод учителя: Заметьте, рисует не что иное, а только домики, читает одну и ту же книжечку, оставшуюся от покойной мамы, наблюдает за миром через ограниченное пространство – окно. Именно здесь сквозь ткань произведения прорывается неизбывная тоска автора по Родине, воспоминания о ней. Вот оно, подтекстовое, скрытое, спрятанное, тайное! Именно так Бунин передает свои воспоминания о Родине и неизбывную тоску по ней, по отчему дому, по тому, что так дорого и близко его сердцу. Круг взаимоотношений: «человек и его дом», «человек и его семья» - у Бунина трансформируется в более конкретное понятие - «Родина и отверженные ею дети».
Тема подлинной и бездуховной красоты, тема Родины, тема одиночества. Именно это волновало автора, тревожило его сердце и душу.
Вопрос: Почему рассказ носит такое название?
Ответы:
- Не может быть по-настоящему красивой женщина, у которой каменное, ледяное, злое сердце, которая так несправедлива, сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными
- Красота – это не то, что бросается в глаза и «кричит» о себе. Настоящая красота скромная, тихая, даже неприметная.
- Бунин как бы предупреждает читателя: «Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в человека».
Вопрос: Действительно ли «красота спасет мир»? Какая?
Ответы: Если только это красота искренняя, добрая, светлая, красота души, а не только красота лица и тела. Ведь иногда красота бывает манящей, колдовской, но злой, отталкивающей, обманчивой
Этап 6. Рефлексия.
- Предлагаю вам написать творческую работу, основанную на антитезе «Истинная и мнимая красота».
Алгоритм:
Красота.
Внешняя, внутренняя
Дарит, исчезает, убивает.
Цепочка воспоминаний длиною в жизнь.
Повторяется, перевоплощается, соединяет.
Прекрасная, лживая
Красота души.
- Согласитесь, это своеобразная интерпретация эпиграфа нашего урока.

Заключение.
Литературоведческая наука утверждает, что нет универсального «ключа» к любому произведению. В работе с художественным текстом особую значимость приобретают самостоятельные усилия каждого ученика – читателя. Задача учителя литературы – научить постигать ценность литературного произведения.


















15