План конспект по обществознанию Этнические общности

План-конспект открытого урока

Преподаватель: Цейко Маргарита Валерьевна
Дисциплина Обществознание
Группа: 005/ А/ ЭБУ(9)-13-01
Тема урока: «Этнические общности»
Цели урока:
Обучающая: Дать определение этнос, рассмотреть этапы становления этнических общностей, выделить основные признаки нации, определить тенденции развития межнациональных отношений в современном мире.
Развивающая: Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; навыки общения и работы в группах.
Воспитательная: Способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, развивать чувство патриотизма, способствовать развитию толерантного отношения к людям разных национальностей
Формирование общих и профессиональных компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Словарь урока: этнос, национализм, национальное самосознание.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Вид занятия: урок с элементами дискуссии


Этапы работы
Содержание этапа


1.














Организационно-мотивационный этап:

-цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:
1. Обеспечить организацию урока, психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию.
2. Привлечь внимание учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебной дисциплине и теме урока.
значимых качеств личности студента.
3. Определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей.
-цели, которые должны быть достигнуты учащимися на данном этапе урока:
1. Организовать рабочее пространство,
2.Подготовиться к учебной деятельности, эффективному восприятию фактического материала урока
Используемые методы:
- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;
- по источнику информации – словесные и наглядные.
Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:
мультимедийное оборудование и компьютер, критерии оценки качества знаний, журнал, конспект урока, раздаточный материал.






Слово преподавателя Слайд № 1

Приветствие (осуществление первичного контакта со студентами).
Визуальный контроль готовности обучающихся к проведению занятия. Группа делится на три подгруппы
Работа с журналом.
Сообщение темы занятия. Слайд №1
Тема сегодняшнего занятия: «Этнические общности»

Слово преподавателя

5. Сообщение целей занятия и компетенций. Слайд № 3
Цель занятия:
- Дать определение этнос, рассмотреть этапы становления этнических общностей, выделить основные признаки нации, определить тенденции развития межнациональных отношений в современном мире.

Формирование компетенций Слайд № 4
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Для того чтобы, достичь положительных результатов на нашем занятии, сформировать компетенции, мы должны решить следующие задачи: Слайд № 5
1.
Выполнить проблемные задания.
Осуществить учебную игру.

6. Сообщение плана и порядка изложения материала предстоящего занятия
Слайд № 6
План нового материала
Этнические общности.
Национальное самосознание.
Развитие межнациональных отношений в современном мире.
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Национальная политика.

Слайд № 7
Ваши знания будут оцениваться на каждом этапе урока в соответствии с показателями рейтинговой оценки качества знаний студентов.
Оценка будет выставляться по двум основным направлениям:
- оценка уровня освоения темы;
- оценка освоения вами компетенций

Критерии оценки за данное занятие:
Этап
Повторение пройденного материала
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Общий балл

Критерии
Блиц-опрос/ фронтальный опрос
Участие/проблемное задание № 1/ проблемное задание № 2/ проблемное задание № 3/ проблемное задание № 4 проблемное задание № 5/ проблемное задание № 6/ проблемное задание № 7
Творческое задание


оценка уровня освоения темы
0,25 / 0,25
0,2/0,2 / 0,2/ 0,2/ 0,2/ 0,2/0,2
0,5
2,5

оценка освоения компетенций
0,5
0,5
0,5
1,5




2

Повторение ранее пройденного материала. Актуализация знаний
цели, которые мне (учителю) необходимо достичь на данном этапе урока:
1. Добиться высокой работоспособности и согласованности действий преподавателя и обучающихся для получения запланированного результата.
2. Мотивировать и мобилизовать силы и способности студентов на закрепление полученных ранее знаний и получение хорошего результата.
3. Получить положительную информацию об уровне усвоения учебного материала студентами разного уровня подготовки.
4.Использовать педагогическое оценивание знаний студентов как метод повышения активности студентов, формирования их общих компетенций.
Задача: повторить и проконтролировать уровень освоения студентами материала по теме «Социальная структура и социальные отношения»
- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:
1. Получить положительную информацию об уровне усвоения учебного материала.
2. Дать оценку уровню самоподготовки по теме прошлого занятия.
Используемые методы:
- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые
- по источнику информации – словесные, наглядные и практические;
- по решению дидактических задач - по степени активности:
творчески-воспроизводящие -
-для развития творческого мышления – проблемные методы (эвристическая беседа,).
Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:
мультимедийное оборудование и компьютер, критерии оценки качества знаний.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока.
Обучающиеся должны продемонстрировать:
- Активность;
- Знания;
- Умение высказывать аргументировано свое мнение;

Мои действия в случае, если мне или учащимся не удается достичь поставленных целей:
- задаю «наводящие» вопросы, которые помогут учащимся обосновать собственную точку зрения на проблему.
Используемые методы:
- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;
- по источнику информации – словесные, наглядные;
- по решению дидактических задач - по степени активности:
- репродуктивные методы – выполнение задания по образцу
Используемые приемы:
-диалог с учащимися
Используемые методы мотивирования и стимулирования учебной активности:
-одобрение, похвала,
- индивидуальный подход к учащимся в ходе опроса;
Используемые методы оценивания ответов:
- дифференцированный подход в педагогическом оценивании учеников в ходе опроса;
- взаимооценка;
- самооценка.
Используемые критерии оценивания ответов:
-проявление активности, работоспособности;
- правильность ответов на вопросы преподавателя.


Актуализация знаний:
Беседа с учащимися.
Слово учителя: давайте вспомним, тот материал, который нам понадобится при изучении новой темы.
Блиц-опрос:
Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся одинаковыми чертами, условиями и образом жизни,- это:
А) социальная структура
Б) социальный институт
В) социальная общность
Г) социальная однородность
Найдите черты, присущие всем социальным группам:
А) объединяют людей по какому-либо значимому признаку
Б) существуют только в современном обществе
В) характерны для всех этапов развития общества
Г) включают в себя только взрослых людей
Д) обладают относительной устойчивостью
 Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности
А) территориальные
Б) демографические
В) этнонациональные
Г) профессиональные
Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества

II. Продолжите предложение:
Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это
Фронтальный опрос:
Что такое предписанный статус, перечислите свои предписанные статусы.
Что такое конфликт?

Подведение итогов этапа и выставление оценок


3.
Изучение нового учебного материала.
- цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:
изучить особенности познавательного процесса и роль знаний в жизни человека;
развивать мышление, речь, учить выделять главное в тексте учебника;
продолжить формировать мировоззрение студентов; показать познаваемость мира и его закономерности.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:
1.Познакомиться с понятием этнос, и с этапапми становления этноса.
2. Включить новый материал в систему уже освоенных знаний.
3. Сформировать позитивную мотивацию и рост интереса у студентов к изучаемой теме и своей специальности.

Показатель выполнения задач этапа:
- конспектирование лекционного материала;
- выполнение заданий преподавателя по ходу изложения темы;
- ответы на поставленные преподавателем вопросы.
- активное участие в коллективной работе и учебной дискуссии

Используемые методы:
- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;
- по источнику информации – словесные и наглядные;
- по решению дидактических задач - по степени активности:
- репродуктивные методы – выполнение задания по инструкции -творчески-воспроизводящий
-для развития творческого мышления – проблемные методы (эвристическая беседа, работа в малых группах, учебная дискуссия).

Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:
Мультимедийное оборудование и компьютер, критерии оценки качества знаний студентов, учебники, таблица, раздаточный материал.


Используемые методы организации работы учащихся:
-словесный, наглядный, проблемный, практический;
-творчески – воспроизводящий
Используемые приемы в работе:
-обмен мнениями;
-беседа
Используемые методы настроя на учебную деятельность: игровые: подбор увлекательных заданий; создание условий для реализации творческих возможностей: положительная мотивация (одобрение, похвала). индивидуальный подход в оценивании учеников


Тема урока: Этнические общности

Первый вопрос Слайд № 10
1. Этнические общности

Вступительное слово преподавателя: Вы уже перечислили известные вам социальные общности. Сегодня мы рассмотрим подробно социальную общность-этнос.
На занятии мы должны узнать, какие этапы становления проходит человечество, рассмотрим этническое многообразие современного мира, и попытаемся определить, какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание, а также как складываются и развиваются международные отношения в современном мире.
Активизация деятельности учащихся:
Вопросы:
Что такое этнос? Как вы понимаете это слово?
К какой национальности вы себя относите?

Слово преподавателя
Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов. Или, выражаясь в терминах науки, этносов. Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. В то же время, независимых государств в мире насчитывается около 200.
В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики.
Запись определения (слайд № 11)

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Проблемное задание № 1: прочитайте легенду и ответьте на вопросы:
В чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков?
Согласны ли вы, ребята, с этой мыслью?
Приходилось ли в жизни встречать ситуации, подобные той, о которой рассказывает легенда?

Вывод: как хорошо что мы разные, а то жить было бы скучно.

Слово преподавателя: Мы с вами являемся гражданами нашего государства, которое является многонациональным. В нашем государстве проживает около 100 наций.
Этническое многообразие - историческая предопределенность России. Наряду с русскими в нашем государстве складывались веками десятки этнических общностей, а потому они считаются коренными. Их роль в формировании российской государственности также велика, как и роль русских.

Вопрос: какие известные вам нации проживают на территории нашего государства? ( слайд № 12)

Слово преподавателя: А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей.
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Народность- форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура.
Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Слово преподавателя: Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.
Проблемное задание № 2. работа в группах:
Организация работы в группах
( в каждой группе назначается спикер, за ответы группы получают смайлики, группа, которая наберет больше всего смайликов, получит на 1 балл больше)
Инструкция для работы в группах:
1.Время для решения проблемы 3 минут (демонстрируется слайд «Для решения проблемы»)
накидайте как можно больше решений, отберите решения по принципу реальности, практичности, оригинального подхода, умения видеть и работать на перспективу.
2.Решение проблемы в микрогруппах
3.Слово группам, представление, слушание, обсуждение.
4. Преподаватель должен будет проанализировать, отметить лучших в решении проблемы, обобщить и сформулировать рекомендации по решению проблемы.
1 группа: Прочитайте текст. Подумайте, что является важнейшим элементом культуры нации? Аргументируйте свою точку зрения. Текст “Вавилонская башня”
2 группа: Прочитайте фрагмент из повести Ч. Айтматова “Белый пароход”. Поразмышляйте над прочитанным. Что является одним из признаков нации?
3 группа: Как вы понимаете высказывания:
Н. В. Гоголя “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”? Согласны ли Вы с ним? Мнение аргументируйте.
С.Н. Булгаков « Чтобы познать себя в национальном смысле не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество»
Вопрос: Какой признак нации скрыт в этом высказывании? Свою точку зрения аргументируйте.
В ходе работы в группах учащиеся должны выявить следующие признаки (слайд № 13)
Территория
Общность языка
Историческая память
Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Вопрос: какой признак на ваш взгляд является более устойчивым? Свой ответ аргументируйте.( слайд № 14)
Нация
Характеристика

Узбеки
Тюбетейки;
Оленеводство;
Танец «Фламенко»;
Оригами;
Яранга
Плетение волос в мелкие косички;
Традиционное блюдо плов;
Кимоно,
«Коррида»-бой с быком;
Аниме;
Деревянные куклы;
Амулеты;
Охота на морских животных

Японцы


Испанцы


Русские
Охарактеризовать самостоятельно



Слово преподавателя: Человечество – это живой, многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают. Не случайно обществоведы шутят: легче пересчитать звезды, чем этносы. У каждого народа свой путь, своя судьба.
Вывод: Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности – сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.
Выставление оценок
Второй вопрос: Национальное самосознание ( слайд № 15)
Слово преподавателя: Национальное самосознание личности является важным фактором, определяющим нацию как общность. Ребята, попробуйте объяснить данное понятие самостоятельно. Какой смысл вы можете вложить в данное слово?
Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание?
С помощью каких символов ассоциируете Россию?
Выслушиваются ответы учащихся, на их основе выводится определение.
Запись определения

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Слово преподавателя: Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой общности. Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.
Задание: Национальное сознание включает в себя народный патриотизм, самобытность, национальную гордость.
На мониторе – слайд. Вопрос обучающимся: Как Вы понимаете эти слова?
Ответы учащихся: сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству
Слово преподавателя: Прошу привести примеры.
Слово преподавателя: Национальное сознание заключено в исторических свершениях народа, а также в памяти о жертвах, лишениях и страданиях, выпавших на его долю.
Проблемное задание № 3. работа с текстами: выполнение заданий и их обсуждение.
Национальное самосознание включает в себя любовь к малой родине.
Работа обучающихся с текстами (“Что в слове, что за словом?” В.Г. Распутин, “Слово о малой родине” В.М. Шукшин).
Прочитайте предложенные тексты.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое малая родина?
2. Для чего она нужна человеку?
3. Согласны ли Вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека?
4. Есть ли у Вас малая родина? Что она значит для Вас?
5. Любовь к малой родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость?. Ответы обучающихся.
Вывод: Национальное самосознание основывается на исторической памяти, на знаниях истории нации, е традициях, включает в себя эмоционально – ценностную оценку прошлого нации, ее современного состояния, взаимосвязей с другими народами, обогащает духовный мир личности.
3.Вопрос. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
Вопрос: Что такое межэтнические отношения?
Слово преподавателя: А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.

Проблемное задание № 4.: Прочитайте учебник на стр.225-226 и ответьте на вопросы:
Какие две тенденции в развитии национальных отношений называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.
Какие причины интернационализма указывает автор ( не менее 3-х)
Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам?
Вывод: Межнациональные отношения включают в себя отношения между нациями внутри государства и отношения между разными государствами.

Выставление оценок
4.вопрос. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Организация дискуссии по вопросу: Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
Вопросы: Что такое национальность? Чем отличается это понятие от понятия «национализм»?
Организация работы в группах
Задание: В каком смысле чаще упоминается понятие «национализм»?
1. Преданность своему народу.
2. Защита национального единства или независимости.
3. Всеобщая приверженность и верность своей нации.
4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.
5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами.

Вопросы к заданию: Какое определение вам больше нравится и почему? Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм»? Можно ли утверждать что национализм и патриотизм это одно и тоже?

Организация дискуссии по вопросу: Может ли какая-либо нация осчастливить человечество?

Запись определения
Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие к другим нациям.

Слово преподавателя: Национализм – опасное социальное заболевание, которое может привести к распаду страны.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Вывод: Национализм приводит к национальным конфликтам.
Записываем определение

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Проблемное задание № 5. работа в группах. Учащимся предложены тексты с описанием межэтнических конфликтов (Уничтожение евреев нацистами, Палестина-Израиль, Англия – Ирландия, Югославия - Албания)

Задание: кратко пересказать суть конфликта и вычленить причину конфликта.

Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов.
Территориальные борьба за изменение границ.
Экономические борьба этносов за обладание ресурсами.
Социальные требования гражданского равноправия, равенства перед законом.
Культурно-языковые требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности.

Проблемный вопрос: как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов?
Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов.
Эвристическая беседа с использованием проблемных вопросов.
Вопрос: Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов? Какие причины возникновения конфликтов вы считаете основными и почему?
Вывод: этнические конфликты можно избежать, преодолев этноцентризм ( уверенность в правоте собственной культуры) людей.
Выставление оценок.
5.Вопрос. Национальная политика
Слово преподавателя: Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в многонациональных государствах. С целью предупреждения национальных конфликтов правительства многонациональных государств проводят государственную национальную политику.

Запись определения:
Национальная политика – система мер, осуществляемых государством и направленных на учет и реализацию национальных интересов.

Слово преподавателя: В Российской Федерации государственная национальная политика разработана на основе Конституции РФ (1993 год) и Концепции государственной национальной политики (1996год) Организуется работа с текстом Конституции РФ (ст. 2,13,19,26,29,68)
В результате оформляется запись в тетрадях «Основные направления государственной национальной политики в Российской Федерации»:
Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка,
сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации,
равноправие всех субъектов федерации,
гарантии прав коренных малочисленных народов,
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,
содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации,
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов
Заключительное слово преподавателя: и мне бы хотелось закончить наше занятия словами Экзюпери: « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»



4.

Закрепление учебного материала:
-цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:
1. Получить информацию об уровне усвоения студентами нового материала.
2. Проверить умение студентов работать с различными информационными ресурсами, современными информационно-коммуникативными технологиями, мультимедийными технологиями.
3. Определить по качеству анализа раздаточного материала уровень и глубину усвоения студентами учебного материала.

- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:
1. Усвоить тему нового учебного материала.
2. В ходе выполнения предложенных преподавателем заданий продемонстрировать умения работать с различными информационными ресурсами, современными информационно-коммуникативными технологиями, мультимедийными технологиями.
3. Научиться осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Используемые методы:
- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;
- по источнику информации – словесные и наглядные;
- по решению дидактических задач - по степени активности:
- репродуктивные методы – выполнение задания по инструкции - самостоятельная работа
-для развития творческого мышления – практический метод
Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:
раздаточный материал

Используемые методы настроя на учебную деятельность: подбор интересного задания;
индивидуальный подход в оценивании учеников
Творческое задание для студентов
Слово учителя. «Многонациональность - это гордость нашего государства или недостаток?»
Согласны вы с высказыванием или нет, свой ответ обоснуйте.
Индивидуальная работа со студентами по контролю качества выполнения ими задания и выставление оценок.
Проверка уровня усвоения учебного материала
Блиц-опрос по тесту (с использованием раздаточного материала)
1. Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:
А) народность;
Б) род;
В) клан;
Г) племя;.
Д) нация.
2. Современную нацию можно определить по признакам:
А) единая территория;
Б) общий язык;
В) специфика хозяйственной деятельности;
Г) духовное единство;
Д) кровно - родственное единство.
3. К исторически сложившимся группам людей относятся:
А) народности;
Б) классы;
В) государства.
4. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность.
А) демографическому
Б) этническому
В) территориальному
Г) классовому
5. Добавьте еще один вид этноса:
А) род
Б) племя
В) нация
Г).
6. Важным фактором, определяющим нацию как общность и человека как члена этой общности, является:
А) гражданство
Б) национальное самосознание
В) общность политических взглядов
Г) религиозная принадлежность.
7. Что не является этносом:
А) род
Б) семья
В) нация
Г) племя

Рефлексия:
Мне было интересно
Я узнал
Хочу узнать
Что было особенно интересным и познавательным?
Было трудно









5.

Подведение итогов занятия. Постановка задания на дом.
- цели, которые необходимо достичь мне (учителю) на данном этапе урока:
1. Проанализировать деятельность студентов на всех этапах занятия и оценить их работу в соответствии с разработанными критериями.
2. Определить и разъяснить виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
3. Определить и разъяснить критерии, на основе которых будет оцениваться домашняя работа.
- цели, которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:
1. Записать домашнее задание и выполнить его в соответствии с изложенными требованиями
Используемые методы:
- по способу взаимодействия преподавателя и студентов – объяснительно-иллюстративные;
- по источнику информации – словесные и наглядные.
Оборудование и технологическое оснащение данного этапа урока:
Мультимедийное оборудование и компьютер, таблица критериев оценки качества знаний студентов, учебник
1.Подведение итогов работы студентов на уроке.
Анализ выставленных оценок за занятие.
Этап
Повторение пройденного материала
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Общий балл

Критерии
Блиц-опрос/ фронтальный опрос
Участие/проблемное задание № 1/ проблемное задание № 2/ проблемное задание № 3/ проблемное задание № 4 проблемное задание № 5/ проблемное задание № 6/ проблемное задание № 7
Творческое задание


оценка уровня освоения темы
0,25 / 0,25
0,2/0,2 / 0,2/ 0,2/ 0,2/ 0,2/0,2
0,5
2,5

оценка освоения компетенций
0,5
0,5
0,5
1,5



Критерии оценки за данное занятие:

2.Домашнее задание: Параграф 19. ВСР: выписать из периодической печати примеры межнациональных конфликтов, существующих в настоящее время

















































Старинная легенда «Хорошо, что все мы разные».
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
- Нет, ответила лошадь.
- А верблюд может, потому, что в его горбах – запас жира И посмотри как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
- Нет, - ответил верблюд.
Мудрец сказал:
- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина
Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей – то молодой голос:
- Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!


ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.
И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.
Все обрадовались и закричали:
- Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.
Все работают, всем весело, все поют.
Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.
Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.
А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог Ягве. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.
"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!"
И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли, А кузнецы не понимают ни слова.
И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.
Маляр кричит;
- Краска кончилась!
А у негополучается:
- Номорпэнт!
- Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой. А получается
- Жэнэком пренепа!
И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные Другим.
- Виндадоры!
- Маракири!
- Бобэоби!
- Дзын!
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?
И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старсется держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.
И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.
Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.
И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.


Что в слове, что за словом?

Родину, как и родителей. Не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края. Можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей малой родине. Ее сменить нельзя.
Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: одна половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки... Я это еще и к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничаньем родина приводит к духовному и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.
Черты малой родины и дух ее, хоть в городе она, хоть в деревне, заметны всегда.
Потому что малая родина - это не только природа в деревне и история в городе, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с- ее солью. Это «родимые» пятна каждого человека ...

В. Г. Распутин


Слово о малой родине

Те, кому пришлось уехать (по самым разным причинам) с родины (понятно, что я имею ввиду так называемую малую родину), - а таких много, - невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть... .
Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мое несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько ...
Родина ... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда.
Может. Мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот - есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую -принесли наши предки, живет с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

В.М.Шукшин































Заголовок 115