Конспект урока по литературе для 7 класса Красота спасет мир (по рассказу Улыбка Р. Брэдбери)


Конспект урока по литературе в 7 классе
Тема: «Красота спасет мир» (по рассказу «Улыбка» Рэя Брэдбери)
Тип урока: урок внеклассного чтения
Цели: 
рассмотреть значимость культурных ценностей на примере рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка»;
определить значение терминов «ценность», «духовность»,«вандализм»;
учиться распознавать истинные и ложные ценности;
воспитывать уважение к ценностям родной культуры и культур других наций.
Оборудование: тетрадь, ручка, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, компьютер.
План урока:
Организационный момент
Работа с терминами «фантастика», «антиутопия», «утопия»
Комментированное чтение и аналитическая беседа по рассказу «Улыбка»
Домашнее задание
Подведение итогов и рефлексия
Ход урока
1 - Организационный момент.
Здравствуйте! Все готовы? Садитесь.
Эпиграф:
В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу. (Р. Брэдбери)
2 – Слово учителя.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим  с вами о том, что мы считаем ценным, что нас развивает духовно и нравственно. И нашей целью будет являться следующее – на основе прочитанного нами рассказа выяснить, чем нам грозит равнодушие и ненависть к прошлому, к нашей истории.
Но сначала давайте поговорим о фантастике. Что же такое фантастика? (Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создает особый, нереальный мир.)
Как вы думаете, откуда черпает материал фантастика? (Истоки фантастики в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика использует постоянные мифические образы, в сочетании с жизненным материалом современности.)
Что вы знаете о научной фантастике? (Этот термин утвердился в начале 20 века. Научная фантастика предложила множество вероятностных моделей будущего, в том числе и негативных.)
Под запись: Утопия – описание жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Антиутопия – изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества.)
3 - Комментированное чтение и аналитическая беседа по рассказу «Улыбка».
Сегодня на уроке мы будем читать и комментировать рассказ Р. Брэдбери «Улыбка». Также соотнесем смысл рассказа с эпиграфом.
Начинаем чтение с начала до слов «Они шаркали ногами, медленно продвигаясь по холодным камням мостовой».
Где и когда происходят изображённые в нем события? (2061 год, город будущего)
Кто является главным героем? Какие герои ещё действуют в рассказе? (Том и Григсби)
Продолжение чтения от слов «Скоро мы ее увидим? — уныло протянул Том» и до слов «новые троглодиты, ни покурить, ни выпить, никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников, Том. Наших праздников…»
Где мы встречаемся с героями рассказа? (Люди стоят в очереди в ожидании очередного праздника)
Как вы считаете, какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью - ненависть к прошлому)
Обратимся вместе к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках.
Читаем до слов «Представляешь себе, Том? Том подумал. — Ага».
Это для людей «праздник». Скажите мне значение слова «праздник»? (радостное событие, приносящее удовольствие) А у людей будущего праздники, они какие?(Праздники людей будущего – это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым»)
Приведите примеры из текста, как передаётся разрушительный характер действий людей «нового общества». ( ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля и тп)
Что мы узнаем о людях той эпохи? ( их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии».)
Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей, символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)
Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной и духовной культуре) Читаем дальше.
Продолжение чтения до слов «Что — цивилизация? А кому она нужна? Во всяком случае, не мне!».
Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило…Так уж он устроен. .. но такова человеческая природа».)
Что под словом «цивилизация» понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)
Продолжение чтения до «Почему же? Может, на этот раз все будет иначе».
Однородна ли очередь? (Большинство ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её уничтожению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…»)
Какие хорошие стороны прежней цивилизации имел в виду этот человек? (Обратить внимание на фразы «человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».) 
Теперь обратимся к самому важному эпизоду – эпизоду уничтожения картины.
Чтение от слов «Наконец и они вступили на главную площадь.» до слов «Она красивая, — повторил он.»
Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение) 
Чтение до слов «Картину-то? Кажется, «Мона Лиза»… Точно: «Мона Лиза».
Джоконда… Прошло уже более четырех столетий, как Леонардо да Винчи создал эту картину, а люди до сих пор не устают любоваться вечно живым шедевром знаменитого итальянского художника.
Продолжение чтения включительно до слов «Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья».
Подберите слово, которое наиболее точно определяло бы то, что было совершено толпой. (Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. Вандал – разрушитель культуры.)
А что такое культура и культурные ценности? 
Под запись: Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культурные ценности – это исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов) .
Приведите примеры известных вам культурных ценностей.
Продолжение чтения до слов «За город, на испещренную воронками дорогу, через поле, через мелкую речушку, он бежал и бежал, не оглядываясь, и сжатая в кулак рука была спрятана под куртку».
Что отличает Тома от других персонажей? 
Чтение до конца.
4 – Домашнее задание
Написать мини-сочинение по высказыванию Рэя Брэдбери: «В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу». Опирайтесь на прочитанный текст.
5 – Подведение итогов и рефлексия.
Сегодня мы с вами познакомились с фантастическим рассказом Рэя Брэдбери «Улыбка». Выяснили значение термина «фантастика», «утопия», «антиутопия». Поговорили о значении и роли цивилизации, культурных ценностей.
Ребята, вы – молодцы! Сегодня хорошо работали, высказывали интересные мысли и правильные суждения. Надеюсь, что из сегодняшнего урока вы вынесли много новой и интересной информации!