Конспект урока по окружающему миру на тему Развитие науки и техники XIX — XX веков


Развитие науки и техники 19-20 веков
Цель: дать представление детям о том, как развивалась наука и техника в 19 - 20 веках, показать как менялась жизнь людей с развитием науки и техники, прививать интерес к истории, к историческим личностям.
Оборудование: презентация, карточки, учебник "Окружающий мир" 4 класс прогамма "Гармония"
Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники.
В XIX веке в области производства началась целая революция. Как вы думаете, с каким изобретением это связано? Оказывается с изобретением паровой машины.
Паровая машина – тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, перемещает поршень. Проект паровой машины непрерывного действия впервые разработал Иван Иванович Ползунов, ноне был использован. В Англии с изобретения такая же перовой машины, сделанной немного позднее Дж. Уаттом, началась промышленная революция, охватившая затем Европу. (показ слайда).
Как изменилось производство с изобретением паровой машины?
Ученик: На основе парового двигателя был изобретён первый автомобиль во Франции ещё в 1770 году Ж. Кюньо. В 1886г. В Германии Даймером и Бенцем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.(показ слайда)
Учитель: Различают автомобили пассажирские (легковые, автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные..), гоночные.
На основе парового двигателя были изобретены паровоз, пароход. Паровоз – локомотив с самостоятельной паросильной установкой (паровой котёл и паровая машина). Первые паровозы созданы в Англии в 1803г. Р. Тревитик . В России первый паровоз построен в 1833г. братьями Черепановыми. пароход – это судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермон» построен в 1807г. в США Р. Фултоном. В России один из первых пароходов – «Елизавета» (для рейсов между Санкт – Петербургом и Кронштадтом) сооружён в 1815г.(показ слайда)
Как вы думаете, все ли изобретения люди принимали с радостью? (Конечно, нет, люди думали, что это от дьявола, боялись пользоваться изобретениями)
Учитель: Например, в России. Для того чтобы привлечь пассажиров для поездки на поезде, строили специальные помещения – вокзалы, где проводили концерты для их привлечения. Отсюда пошло название «вокзал», что означает вокальный зал. Первый такой вокзал был построен в Павловске, где однажды дирижировал сам король вальса – композитор Штраус.
Учитель: XIX век – не только век развития промышленности, но и огромной работы учёных, которые подготовили почву для невиданного взлёта научно-технического прогресса. О каких изобретениях идёт речь?
Ученик: Изобретение электричества. (
На основе электрического разряда была изобретена лампа накаливания Т. Эдисоном.
А вы знаете, что лампа накаливания была изобретена в России в 1872г. А.Н.Лодыгиным, а усовершенствована и запатентована Т. Эдисоном. Им было запатентовано более 100 изобретений.
я хочу рассказать об открытии телеграфа. (читает сообщение).
Ученик: В 1897г. Александр Степанович Попов – русский физик и электротехник начал работы по беспроводному телеграфу. Ещё раньше в 1895г. создал совершенный по тому времени вариант радиоприёмника и продемонстрировал его, используя в качестве источника электромагнитного излучения вибратор Герца. В том же году передал на расстоянии около 200 м первую радиограмму из одного слова «Герц». В 1900г. на Всемирной выставке в Париже за своё открытие получил Золотую медаль.
Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука и техника.
расскажу о телефоне. Александр Грэм Белл в 1876 года запотентовал своё открытие в Бостоне США
Учитель: Так сложилось, что Белл общался в основном с глухими людьми: даже его жена и мать были глухими. Поэтому удивительно, вернее не понятно зачем Беллу изобретать телефон.Кто же на самом деле изобрел телефон?
В 1860 году итальянец по имени Антонио Меуччи (Antonio Meucci) впервые продемонстрировал как работает придуманный им телефон (он назвал его «телетрофон/teletrofono»). Именно его считают подлинным изобретателем телефона. Однако, будучи нищим иммигрантом в США, он не смог найти 10 долларов, чтобы запатентовать свое изобретение в 1874 году.Два года спустя американец Александер Грэм Белл получил патент на телефон, и ему достались и слава, и богатство. А сам изобретатель умер в нищете и неизвестности.
Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Техника. (
Учитель: Сегодня мы можем смотреть фильмы не только в кинотеатрах, но и по телевизору, который изобрели ещё в начале ХХ века, хотя этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий. Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел. В феврале 1888, русский ученый Александр Столетов провел опыт наглядно демонстрирующий влияние света на электричество. Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз». В 1933 году, в США, русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал иконоскоп – передающую электронную трубку. Принято считать, что именно В. Зворыкин является отцом электронного телевидения. Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку создает и советский ученый С. Катаев.
Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука и техника.
III. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
Учитель: Какое значение для современного человека имеют изобретения и открытия XIX и ХХ века? Какие требования новая техника предъявила человеку?
Ученики: Появилось множество новых профессий, повысились требования к уровню образованности, к умению работать в больших и малых коллективах, к дисциплинированности, вниманию, к скорости работы и принятию нужного решения.
Учитель: Перечислите открытия, о которых мы сегодня узнали.
Какие сведения об изобретениях ас особенно удивили?
Домашнее задание.
Оценивание ответов учащихся.