Статья на тему Системно-деятельностный подход на уроках географии

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Асочаков Виталий Валерьевич
Республика Хакасия, Таштыпский район, с.Таштып,
МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»




Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
( Конфуций) 
До недавнего прошлого, основной целью традиционного школьного образования было овладение системой знаний, основу которых составляли многочисленные факты, имена, понятиями. Поэтому выпускники российской системы образования по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. То, чем мы гордились в прошлом,– большой объём фактических знаний – в современном быстро меняющемся мире теряет свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Большую важность сейчас имеют не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее - умения добывать информацию, интерпретировать её, или создавать новую. Эти умения являются результатом деятельности, а деятельность – это решение проблемных задач. Таким образом, основной акцент в образовании падает не на усвоение научных фактов, а на овладение умениями применять полученные знания в процессе взаимодействия с миром. При реализации данной концепции, мы неизбежно приходим к необходимости изменения характера учебного процесса и деятельности учащихся.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития [7]. 
Как гласит п.5 ФГОС основного общего образования: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход» [4]. Системно – деятельностный подход в инновационном обучении  по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова начал апробацию с конца 50-х годов. Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела. В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка.
Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
Основные принципы системы, используемой в практике через деятельность:
- учёт интересов учащихся;
- учение через обучения мысли и действию;
- познание и знание – следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
Деятельностный подход требует определенной формы организации, особого содержания, различных способов работы и их последовательности, специально подготовленного учителя, средств обучения. При этом выделяются три главных объекта: деятельность обучаемых, деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели [9].
Учебная деятельность включает в себя систему деятельностных шагов, называемой технологией деятельностного метода обучения:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2. Актуализация и фиксирование им индивидуального затруднения в пробном действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности.
Концепция системно – деятельностного подхода базируется на том, что окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной универсальной учебной деятельность. Собственная  универсальная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно – деятельностного подхода, реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении.   Универсальная учебная деятельность  становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Концепция системно – деятельностного подхода  позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта учебной деятельности  в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
При реализации федеральных государственных стандартов второго поколения в образовательном процессе становится актуальным использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и  саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен. География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющей многие компоненты как естественнонаучного, так и общенаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде. Все это становится досягаемым только при реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии [1, с. 3].
Системно - деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат. Дидактический аппарат учебников и атласов по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматривается вся имеющаяся информация по теме урока и выбирается необходимая, подбираются задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы, карты атласа т.д.) т.е в полной мере используются все имеющиеся возможности. Их использование позволяет научить школьников извлекать нужную информацию с тем, чтобы делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоении предметного содержания.
В ходе системно - деятельностного подхода на уроках географии целесообразно использовать следующие технологии:
1.Работа в малых группах.
Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. С целью успешной работы в группах составляется четкая инструкция и предоставляется достаточно времени на выполнение задания. Например, с помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия). На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: «Почему?», «В чем причина?», «Чем объяснить?» и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций [7].

2.Технология проблемного обучения.
Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.
Этапы проблемного обучения:
- постановка практического или теоретического задания;
- поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.
Проблемные ситуации создаются на разных этапах урока. На практических работах в начале урока ставится проблема и предлагается решить ее с помощью учебника, атласа и статистических данных. Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника [5, с. 42].
Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:
- создание возможностей для развития внимания, наблюдательности. активизации мышления и познавательной деятельности школьников;
- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;
- развитие эвристических и творческих способностей школьников;
- обеспечение прочности приобретаемых знаний.

3.Диалоговое обучение
Диалоговое обучение – технология чередования разговора двоих и разговора нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава).
Процесс слушания выступающего предполагает полное проникновение в понимание собеседника. Именно работая в паре, ученики учатся, попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательным и считаться с партнером, с его мировоззрением и интересами, с его принадлежностью к другой национальности и родовой культуре. При этом развивается чувство ответственности за свои поступки и за собеседника, с которым вместе преодолеваешь трудности на пути присвоения нового знания [5, с. 100].
Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений.
Таким образом, технология диалогового взаимодействия:
- формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
- повышает интеллектуальный уровень и культуру, формирует навыки социального и делового общения;
- создает условия для естественного развития творческих способностей учащихся.

4. Сравнительный метод
Можно на уроках применять сравнительный метод, который позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений. Например, после изучения любого экономического района (9кл), предлагается учащимся выявить черты сходства и различий:
1 вариант - географического положения и природных условий;
2 вариант – экономического развития и отраслей специализации и т.д.
Таким образом, одни учащиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи (в форме таблицы, например, при изучении экономических районов) [7].

5. Метод проектов.
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой [5, с. 31].
Преимущества применения метода проектов следующие:
- содействуют сотрудничеству, а не соревнованию;
- обеспечивает возможности для членов группы и их учителя признать и оценить индивидуальные навыки, и повысить самооценку
- дает возможность участникам формировать расширить позитивные взаимоотношения;
- создает условия для естественного развития творческих способностей учащихся;
- поощряет и развивает инновации и творчество.

Можно использовать любые другие технологии, формы работы, методы и приёмы, которые способствуют учить учиться. Предмет география, источники географических знаний позволяют это делать.
Как сказал французский философ-гуманист эпохи Возрождения Мишель Монтень: «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Поэтому мудрость, добытая учащимися самостоятельно, более ценна, чем вложенная им в готовом виде.


Литература:
1. География: программа 5-9 классы / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 328 с.
2. Журнал «География в школе».
3. Новая Дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО – 144 с. - Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с. – Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».
6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении в курсах географии.// География и регион. Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2002.
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15