Рабочая программа курса по выбору Занимательная грамматика для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Занимательная грамматика» рассчитан на 35 часов  и предназначен для учащихся 6-х классов.
Рабочая программа курса по русскому языку для 6-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по  русскому языку  Львовой С.И., Львова В.В. Программа по  русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009, с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС.
Программа курса «Занимательная грамматика» включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки школьников в области русского языка, воспитывать языковую культуру, культуру и гражданскую сознательность. Основой обучения является не запоминание информации, а активное участие в процессе приобретения этой информации самих учащихся, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к определённым выводам. Программа учитывает положения ФГОС основного общего образования и направлена на активную учебно-познавательную деятельность учащихся, заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, умеющих учиться и осознающих важность образования и самообразования для жизни и успешной деятельности.
  Язык  – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В 6-х классах продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Данный курс позволит учащимся 6 классов не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Цель курса: пробуждение интереса к занятиям русским языком, выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы, формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи: 
- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; 
-совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. 
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Программа курса «Занимательная грамматика» для 6-х классов имеет большую практическую направленность и включает
12 часов практических занятий.

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 
 Основные методы и приёмы работы: 
- объяснение учителя; 
- создание проблемной ситуации;
- работа с разными видами словарей; 
- работа с текстом;
- работа с тестами; 
- различные виды грамматического разбора.


Предполагаемые результаты изучения курса по выбору «Занимательная грамматика» для 6-х классов

Ученик научится:
владеть всеми видами речевой деятельности:
воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
базовым понятиям лингвистики;
проведению различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.







Учебно-тематический план


Наименование раздела
Тема занятия
Общее количество часов
Теоретических
Практических

1
Введение (1ч).
Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания о русском языке.
1
1


2
Фонетика, графика, орфоэпия(12ч).
Звуки и слоги – две самые краткие фонетические единицы.
1
1


3
Звуки речи. О количестве гласных и согласных звуков.
1
1


4
Звукопись – одно из свойств выразительности речи.
1

1

5
О возникновении письменности на Руси.
1
1


6
Происхождение русского алфавита.
1
1


7
«Хитрый» звук йот. Приятное соседство согласных.
1
1


8
Фокусы мягкого знака.
1

1

9
Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки.
1

1

10
«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения.
1
1


11
Строение слога.
1
1


12
Полногласие и неполногласие в словах.
1

1

13
Обобщающее занятие по фонетике. «Умники и умницы». Викторина по фонетике.
1

1

14
Лексика (9ч).
Полисемия или многозначность слова.
1
1


15
Слова из слова Игра.
1

1

16
Омонимия. Виды омонимов.
1
1


17
Только в единственном или только во множественном числе.
1
1


18
Два окончания.
1
1


19
Группы синонимов, их функция в речи.
1
1


20
Антонимы. Многозначность антонимов.
1
1


21
Антонимы. Многозначность антонимов.
1
1


22
Значит, так сказать, ну, вообще О словах-паразитах.
1

1

23
Пунктуация (1ч).
Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки.
1
1


24
Словообразование (6ч).
Словообразование: смотри в корень!
1
1


25
Словообразование: служебные морфемы.
1
1


26
Словообразование: приставки.
1
1


27
«Весёлые» суффиксы.
1
1


28
"Умные" суффиксы.
1
1


29
Словообразование: соединительные гласные. «Умники и умницы». Письменная работа по словообразованию.
1

1

30
Морфология (5ч).
Морфология – раздел грамматики о форме, структуре слова.
1
1


31
Имена существительные: категория числа и падежа.
1
1


32
Преданность прилагательных. Прилагательные – эпитеты.
1

1

33
Живость глаголов.
1

1

34
Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. «Умники и умницы». Зачётная работа по морфологии.
1

1

35
Обобщение (1ч).
Что такое грамматика? Культура речи. Итоговый урок. «Умники и умницы». Зачётная работа по морфологии.
1

1


ИТОГО:
35
23
12






·


Содержание курса «Занимательная грамматика» для 6-х классов
Введение (1ч).
Язык и речь. Высказывания о русском языке.

Фонетика, графика, орфоэпия(12ч).
Звуки и слоги. Звукопись. Возникновение письменности на Руси. Происхождение русского алфавита. Звук [i]. Слившиеся звуки. Особенности русского ударения. Полногласие и неполногласие.

Лексика (9ч).
Полисемия. Омонимия. Виды омонимов. Нулевое окончание. Синонимы. Антонимы. Употребление в речи синонимов и антонимов.

Пунктуация (1ч).
Знаки препинания. Виды знаков препинания. Функции знаков препинания.

Словообразование (6ч).
Способы словообразования в русском языке. Корень. Служебные морфемы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Соединительные гласные.

Морфология (5ч).
Грамматика, разделы грамматики. Имя существительное. Категория рода имени существительного. Категория падежа имени существительного. Имя прилагательное. Тропы. Эпитеты. Глагол. Живость глагола. Глаголы звука и цвета.




Используемая литература:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.,П.;2003г.
2 .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., П.; 2000г.
3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., П.; 2002 г.
4. Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». М.,П.; 1989 г.
5.Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис – Пресс, 1997.
6.Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.
7.Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
8.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г
9.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
10.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
11.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
12.Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
13.Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.
13.Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература, 1993.
14.Колесов В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение, 1982.
15.На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 1996.
16.Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
17.Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.
18.Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку / Книга для учащихся 5-7 классов ср. школы – М.: Просвещение, 1989.
19. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов.- М.: Педагогика, 1984.
20.Югов А. Думы о русском слове.- М.: Современник, 1972.
21.Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Русский язык/ Авт. В.В. Волина; Под общей ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

Словари:

1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение,
1984.
2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.
3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.
5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся М.: Просвещение, 1983.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В..
7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная литература, 1984.
8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И. Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел
Номер урока
План
Факт
Тема уроков
Содержание
Планируемый результат

Введение (1ч).
1
1 н

Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания о русском языке.
Понятия «язык» и « речь».
Знать высказывания выдающихся людей о русском языке.

Фонетика, графика, орфоэпия (12ч).
2
2 н

Звуки и слоги –две самые краткие фонетические единицы.
Понятия звука и слога.
Знать определения звука и слога.


3
3 н

Звуки речи. О количестве гласных и согласных звуков.
Звуки речи. Отличие гласных звуков от согласных. Буквы, дающие два звука. Пары согласных звуков.
Знать отличия гласных от согласных звуков, парные и непарные согласные звуки.


4
4 н

Звукопись – одно из свойств выразительности речи.
Выразительно-изобразительные средства речи. Аллитерация, ассонанс.
Знать определение терминов, уметь находить аллитерацию и ассонанс в текстах художественных произведений.


5
5 н

О возникновении письменности на Руси.
Происхождение кириллицы. Старославянский алфавит.
знать историю происхождения кириллицы


6
6 н

Происхождение русского алфавита.
История происхождения русского алфавита.
Знать происхождение русского алфавита.


7
7 н

«Хитрый» звук йот. Приятное соседство согласных.
Особенности звука йот.
Знать особенности звука йот.


8
8 н

Фокусы мягкого знака.
Мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак. Правила употребления мягкого знака.
Знать отличия мягкого знака и разделительного мягкого знака.


9
9 н

Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки.
Особенности парных согласных.
Знать особенности парных согласных.


10
10 н

«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения.
Особенности русского ударения.
Знать особенности русского ударения.


11
11 н

Строение слога.
Слог. Строение слога.
Знать особенности строения слогов.


12
12 н

Полногласие и неполногласие в словах.
Полногласие и неполногласие, исторические истоки явления.
Знать историю появления полногласия и неполногласия в словах.


13
13 н

Обобщающее занятие по фонетике. «Умники и умницы». Викторина по фонетике.
«Умники и умницы». Викторина по фонетике.
Знать изученный материал по теме «Фонетика»

Лексика (9ч).
14
14 н

Полисемия или многозначность слова.
Многозначные слова. Толковый словарь, словарная статья.
Уметь определять многозначные слова, работать с толковым словарем.


15
15 н

Слова из слова Игра.
Игра по составлению слов из данного слова.
Уметь составить как можно больше новых слов.


16
16 н

Омонимия. Виды омонимов.
Омонимы. Виды омонимов.
Знать определение омонимов, виды омонимов.


17
17 н

Только в единственном или только во множественном числе.
Существительные, употребляемые только в единственном числе и существительные, употребляемые только во множественном числе.
Знать существительные, употребляемые только в единственном числе и существительные, употребляемые только во множественном числе.


18
18 н

Два окончания.
Окончание слова. Нулевое окончание слова.
Уметь выделять в слове окончание, в том числе и нулевое окончание.


19
19 н

Синонимы. Группы синонимов, их функция в речи.
Синонимы. Группы синонимов. Контекстуальные синонимы.
Уметь употреблять в речи синонимы. Знать группы синонимов.


20
20 н

Антонимы. Многозначность антонимов.
Антонимы. Контекстуальные антонимы.
Уметь употреблять в речи антонимы.


21
21 н

Антонимы. Многозначность антонимов.
«Умники и умницы». Командное соревнование по лексике.
Знать изученный материал по теме «Лексика».


22
22 н

Значит, так сказать, ну, вообще О словах-паразитах.
Слова-паразиты, их пагубное влияние.
Знать правила правильной речи.

Пунктуация (1ч).
23
23 н

Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки.
Пунктуация. Виды знаков препинания, их функции.
Знать виды знаков препинания и их функции.

Словообразование (6ч).
24
24 н

Словообразование: смотри в корень!
Словообразование. Виды морфем, их функции. Корневая морфема.
Знать виды морфем и их функции.


25
25 н

Словообразование: служебные морфемы.
Служебные морфемы.
Знать служебные морфемы.


26
26 н

Словообразование: приставки.
Приставка, ее роль. Какие бывают приставки.
Знать функции приставки.


27
27 н

«Весёлые» суффиксы.
Суффикс. Виды суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Знать виды суффиксов.


28
28 н

"Умные" суффиксы.
Суффикс. Виды суффиксов.
Знать виды суффиксов.


29
29 н

Словообразование: соединительные гласные. «Умники и умницы». Письменная работа по словообразованию.
Соединительные гласные. «Умники и умницы». Письменная работа по словообразованию.
Знать изученный материал по теме «Словообразование».

Морфология (5ч).
30
30 н

Морфология – раздел грамматики о форме, структуре слова.
Что изучает морфология. Разделы грамматики.
Знать разделы грамматики.


31
31 н

Имена существительные: категория числа и падежа.
Имя существительное. Категория рода. Категория падежа.
Знать морфологические признаки имени существительного.


32
32 н

Преданность прилагательных. Прилагательные – эпитеты.
Имя прилагательное. Тропы. Эпитет.
Уметь находить эпитеты в художественных текстах.


33
33 н

Живость глаголов.
Глагол, его морфологические признаки.
Знать морфологические признаки глагола.


34
34 н

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. «Умники и умницы». Зачётная работа по морфологии.
«Умники и умницы». Зачётная работа по морфологии.
Знать изученный материал по теме «Глагол».

Обобщение (1ч).
35
35 н

Что такое грамматика? Культура речи. Итоговый урок. «Умники и умницы». Зачётная работа по морфологии.
«Умники и умницы». Зачётная работа по морфологии.
Знать изученный материал по теме «Морфология».













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115