Учебно – тематический план элективного курса «Занимательная математика» (1 класс)


Лозовская средняя школа
«Рассмотрено на заседании ШМО»
Руководитель МО
Протокол №___от «___»
__________________2015 г. «Согласовано»
Экспертной комиссией РМК
___________________
«________»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
________________________
Приказ №_____от «______»
_____________________2015 г.
Элективный курс
по математике в 1 «Б» классе
«Занимательная математика»
Кирпа Антонина Владимировна
учитель начальных классов
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Данный курс «Занимательная математика» рассчитан на учащихся 1 классов, как курс дополнительных внеклассных занятий. 1 час в неделю ( всего 33 часа). Состоит из разделов: «Математика в ребусах, кроссвордах», «Весёлая математика», «Головоломки», «Затруднительные положения», «Логические задачи», «Математический тренинг».
Данная программа разработана с учётом уровня знаний учащихся в данном возрасте. В программу введены дидактические игры обучающего и развивающего характера «Соедини», «Разрежь», «Раздели на части», и др. Решение кроссвордов и чайнвордов закрепит знание математических терминов и выражений. На этих занятиях используется раздаточный материал, где кроме выполнения задания ребёнок развивает мелкую моторику пальцев (проводит линии, пересчитывает, дорисовывает)
Цель курса:
Обеспечить развитие познавательного интереса и способностей, учащихся в младшем школьном возрасте.
Задачи курса:
1.Познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, уметь классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
2.Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивать у учащихся внимание сообразительность, мышление память, находчивость.
3.Воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за команду, стремление к успеху, победе. Способствовать самоопределению ученика.
Место курса в образовательном процессе.
Данный курс «Занимательная математика» осуществляет межпредметную связь с такими дисциплинами, как логика, развитие речи, изобразительное искусство, трудовое обучение.
Содержание курса «Занимательная математика»
На занятиях «Занимательной математики» учащиеся будут решать кроссворды по запоминанию терминов, действий и понятий из математики решать задачи-шутки, задачи-загадки, «затруднительные» задачи, будет изучен большой геометрический материал. Занятия будут организованы в занимательной форме, в основном в виде соревнований (индивидуальные и групповые).
Структурная модель последовательности занятий.
Позиция педагога.
В зависимости от сложности учебного материала учитель будет выступать: организатором, инструктором, консультантом и экспертом.
Методы проведения занятий.
Основу преподавания курса составляют следующие принципы: обучение на наглядно-действенной и наглядно-образной основе. Курс позволяет использовать технологию развивающего обучения.
Интерактивные методы, способствующие обучению через опыт и сотрудничество. Работа в парах, группах, имитационное моделирование (деловые игры), тренинги,
Ожидаемые результаты изучения курса.
Данный курс поможет сформировать три составляющих мышления необходимых для успешного дальнейшего обучения:
высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, активности.
высокий уровень организованности и целенаправленности.
высокий уровень раскованности мышления.
Учебно – тематический план элективного курса «Занимательная математика»
№ Наименование темы, раздела Кол-во часов Формы и методы обучения Образовательный продукт Примечание
всего теоретпрактПособие, дата
1 Введение 1 1 рассказ 2 Математика в ребусах и кроссвордах
Разгадывание ребусов
Решение кроссвордов
Разгадывание чайнвордов
Разгадывание криптограмм 4
1
1
1
1 4
1
1
1
1 Объяснение, соревнование, работа в парах, группах Кроссворды, ребусы, чайнворды
3 Весёлая математика
Поэтическая математика
Задачи – шутки
Цифровые изображения
Математические развлечения 6
1
3
1
1 6
1
3
1
1 Игра, работа в группе, ролевые игры Задачи – шутки, стихотворные задачки 4 Затруднительные положения
Задачи на перестановку
Задачи на деление на части
Задачи на счёт предметов 3
1
1
1 3
1
1
1 Соревнование, мозговой штурм, работа в парах, группах
Составление задач по образцу 5 Логические задачи
Задачи решаемые уравнением
Сопоставление, передвижения
Логические примеры 8
2
4
2 8
2
4
2 Метод проблемного изложения, мозговая атака, ТРИЗ Составление обратных задач, цепочек примеров 6 Математический тренинг
Расставление чисел в фигурах по закономерности
Расположение фигур рядами
Размещение внутри геометрических фигур
Разделение на части
Соединение точек
Составление фигур
Складывание фигур
Перекраивание фигур
Пересчитывание фигур внутри фигур
Перегибание фигур 10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 10
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1 Тренинг, моделирование работа в паре, самостоятельная работа Создание фигур и силуэтов из геометрических фигур, панно 7 Математическая викторина
Занимательное зачётное занятие 1
1 1
1 Работа в группе, соревнование
Содержание курса «Занимательная математика» 33 часа
Введение 1 час
На данном уроке учитель объясняет важность и значение занятий данного курса. Сообщает цель занятий. Шуточная викторина.
Глава 1
Математика в ребусах и кроссвордах. 4 часа
В этой главе учащиеся будут заниматься разгадыванием кроссвордов, ребусов, чайнвордов, криптограмм. Также самостоятельно составлять ребусы и кроссворды на математические темы: «Термины», «Действия», «Фигуры», «Числа и цифры».
Глава 2
Весёлая математика. 4 часа
Решение стихотворных задач, задач-шуток. Составление и чтение завуалированных цифровых изображений.
Глава 3
Головоломки. 4 часа
Решение числовых головоломок. Занятие по непрерывному рисованию. Задания по конструированию головоломок со спичками.
Глава 4
Затруднительные положения 3 часа
Решение логических задач, в которых созданы затруднительные ситуации с перестановками. Решение задач на деление целого на части и наоборот составление целого из частей. Решение задач на счёт предметов.
Глава 5
Логические задачи 9 часов
Решение задач с помощью уравнений, на сопоставление. Решение обратных задач. Решение задач в несколько действий. Решение задач «с продолжением».
Решение цепочек примеров.
Глава 6
Математический тренинг 10 часов
Решение задач на развитие комбинаторных способностей. Работа с геометрическим материалом: классификация фигур, расположение фигур, разделение на определённое число частей линиями, складывание фигур, пересчитывание фигур внутри других фигур.
Глава 7
Математическая викторина 1 час
Итоговое зачётное занимательное занятие