Рабочая программа элективного курса «Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ильиновой Ольги Васильевны,
учителя русского языка и литературы
Элективный курс
«Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ»
11 класс

2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны
знать:
теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь
применять такие коммуникативные умения как умение:
интерпретировать содержание исходного текста;
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.Содержание программы
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (22 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса
«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ».
№ п/п  Тематика курса кол-во часов теоретич. часть практич.часть 1 Введение 2 2 -
 2 Языковые нормы 1 1 -
 3 Текст 3 2 1
 4 Функционально-смысловые типы речи 2 1 1
 5 Функциональные стили речи 2 1 1
 6 Изобразительно-выразительные средства языка 3 2 1
 7 Коммуникативная компетенция. 21 8 13
Всего в 11 классе 34 17 17
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема занятия Сроки изучения Примечание
план факт I Введение 1 Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. 2 Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. 2 Языковые нормы 3 Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. 3 Текст (3 ч.) 4 Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. 5 Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. 6 Основная и дополнительная информация микротекста. 4 Функционально-смысловые типы речи 7 Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. 8  Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. 5 Функциональные стили речи 9 Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи 10  Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работас текстами. 6 Изобразительно-выразительные средства языка 11 Речь. Языковые средства выразительности. 12 Тропы, их характеристика. 13 Стилистические фигуры. Работа с текстами. 7 Коммуникативная компетенция 14 Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. 15 Употребление языковых средств. Работа с текстами. 16 Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами. 17 Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способывыявления проблемы. 18 Типовые конструкции для формулирования проблемы.Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами. 19  Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. 20  Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. 21 Типовые конструкции для комментирования проблемы.Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами. 22 Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. 23 Средства выражения позиции автора.. Автор и рассказчик. 24 Типовые конструкции для выражения авторской позиции.Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами. 25 Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». 26 Структура аргумента. Источники аргументации. 27 Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами. 28 Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. 29 Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 30 Основные средства связи между предложениями в тексте. 31 Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами. 32 Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. 33 Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. 34 Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами 35 Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2011.
Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.
И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011.
Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.