Современные исследования по проблеме охраны труда в учреждениях среднего профессионального образования

Современные исследования по проблеме охраны труда в учреждениях среднего профессионального образования

Охрана труда в педагогическом училище в современных условиях является необходимостью, вызванной появлением новых технологий в образовании и науке. Это новые приборы, механизмы, увеличение количества производственных и полевых практик студентов, научных экспедиций и т.д.
Главной задачей всех учреждений образования в первую очередь является безопасность жизненной деятельности учебного, научного и производственного процесса.
Жизнь и здоровье человека – основа политики каждого учебного заведения.
Природа дала возможность человеку не задумываться о существовании многих потенциальных опасностей, позволяя в силу физиологических возможностей на уровне условно-рефлекторных реакций защищать себя от обычных явлений.
Жизнедеятельность человека – способ его существования, включающий в себя: поддержание процессов жизнеобеспечения организма, нормальную повседневную деятельность, работу и отдых.
Действительность такова: количество чрезвычайных ситуаций, происходящих на территории государства, уровень смертности в результате различных несчастных случаев, происшествий однозначно свидетельствует об отсутствии у граждан, в том числе подростков и молодёжи, навыков безопасного поведения. Согласно статистическим данным у большинства подростков искажены представления о понятиях и средствах обеспечения безопасной жизни. Крайне низким остаётся у молодёжи уровень знаний о возможных опасностях, самоидентификации в опасных ситуациях, ответственности за самостоятельное принятие решения. Современный курс «Охрана труда», как зеркало, отражают катастрофическое мышление современного студента. Наши студенты знают, что нужно и чего нельзя делать в чрезвычайных ситуациях, но не знают, что необходимо делать в обычной жизни, чтобы она стала безопасной.
Согласно основным аксиомам безопасной жизнедеятельности: всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна, но безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учётом их комплексного действия. Данные утверждения требуют от человека постоянного анализа окружающей действительности, оценки рисков реализации опасностей, способов выхода из различных, в том числе и экстремальных, ситуаций. Существование (жизнь) человека в таких условиях непременно приводило бы его в состояние постоянного стресса, а, значит, не позволяло бы жить полноценно, в гармонии с собой и окружающим миром.
В XXI веке прежний принцип «спасать и исправлять», и даже более прогрессивный – «предвидеть и предупреждать», направлены в сторону опасности. Нужен качественно новый взгляд и подход к проблеме: предвидеть опасность и создавать безопасность. Необходимо, чтобы безопасность стала культурой поведения любого человека. Культуре нельзя научить, её можно только воспитать. Воспитывая культуру безопасности, мы формируем внутренний мотив безопасного поведения, опирающийся на убеждения человека. Рассматривая культуру безопасности как компонент общей культуры, следует формировать в первую очередь общую культуру человека, а уже в ней делать акцент на культуру безопасности.
Социальные потребности и особенности времени диктуют необходимость учёта наличия различных негативных факторов, постоянно воздействующих на человека и заставляющих его прилагать дополнительные усилия для создания приемлемых и относительно безопасных условий для жизни и труда. Если в период детства основным правилам безопасности должны, в том числе и юридически, обучать родители, то с момента начала обучения в учебных учреждениях в данную деятельность подключаются педагоги.
Преподавание дисциплины «Охрана труда» в учебных заведениях является логичным продолжением развития личности человека с позиции безопасного поведения.
Однако педагогам высшей школы приходится сталкиваться со следующими проблемами:
уровень предыдущей ступени образования по данным дисциплинам часто не соответствует требованиям;
отсутствует должная сознательность при обучении у студентов; недостаточное количества часов, выделенных на освоение принципов безопасного поведения в данный возрастной период, подразумевающий последний этап в подготовке, являющийся условно-принудительным, т.к. в последствии опыт приобретается только в реальной обстановке и часто угрожает жизни и здоровью человека.
Существует достаточно распространённая точка зрения, что дисциплина «Охрана труда» в учебных заведениях не нужна, так как знания, получаемые в данном курсе, приобретаются в ходе повседневной жизнедеятельности подростков и молодёжи и при изучении других дисциплин. Более того, приверженцы этого направления утверждают, что официальные цели вузовского курсов вышеуказанной дисциплины и внедрение в сознание студентов неких жизненных установок ведут к дестабилизации общества, абсолютизации роли государства в обществе и пропагандируют максимальное подчинение интересов личности и групп интересам государства.
В государственных образовательных стандартах практически всех направлений указано, что при знакомстве с дисциплиной «Охрана труда» студенты должны, в основном, овладеть такой компетенцией как «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».
Невозможно, рассматривая только общепринятые, но достаточно узконаправленные, принципы безопасности научить студента безопасной жизни в целом. Понятие «опасность» может классифицироваться, как «потенциальная, реальная и реализованная».
Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределённая во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация.
Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.
Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и среду обитания, приведшие к потере здоровья, или летальному исходу, к материальным потерям.
Указанная компетенция, безусловно, является актуальной, т.к. в участившихся чрезвычайных ситуациях ежегодно в государстве погибают тысячи человек, но степень реализации этих опасностей гораздо ниже. Основные потери происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в средствах массовой информации, учебниках и других материалах. Однако именно эта категория опасностей более реальна и чаще реализуется в основном по причине безграмотного, некультурного и опасного поведения людей в процессе своей жизнедеятельности.
Почему-то компетенции «владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья», «владение знаниями и навыками ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья» и т.д., отданы для освоения другим дисциплинам. По всей видимости, одна из причин такого распределения – недостаточность учебных часов, выделенных на обучение дисциплины «Охрана труда». Большинство направлений очного образования в силу особенностей времени жёстко лимитировало количество лекционных и семинарских занятий по данному предмету, что в совокупности с требованиями образовательных стандартов, определило достаточно узкие возможности освещения курса безопасности. В связи с этим многие темы, пусть и на более высоком уровне, дублируют материал средних образовательных учреждений, тем самым, снижая интерес у студентов: «мы это уже учили».
Работа в педагогическом училище показывает, что наибольший интерес у студентов вызывают повседневные жизненные ситуации, способы сохранения здоровья и жизни.
Известно, что самым главным в жизни человека является его здоровье. Интегральным показателем здоровья, а, следовательно, и безопасности является продолжительность жизни человека.
Мы считаем, что одной из основных задач дисциплины «Охрана труда» – формирование у студентов отношения к своему здоровью и безопасности как капиталу, который человек несёт через всю свою жизнь, понимание того, что от его усилий по отношению к своему здоровью и возникающим угрозам зависит очень многое, и главное, его жизнь. Формирование здорового образа жизни – это формирование безопасного поведения человека на всем цикле его жизни.
Хотелось бы отметить, что «Охрана труда» не решает всех специальных проблем безопасности. Она обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин. Охрана труда это защита личности, общества и государства.
Любой гражданин является частью государства. Здоровье и безопасность каждого человека – это здоровье и безопасность всего государства.
Политика государства направлена на создание благоприятных условий, которые должны обеспечить выполнение цели деятельности при сохранности здоровья и свободном развитии человека.
В сфере социально-трудовых отношений вопросы охраны труда охватывают большой круг понятий и направлений. Охрана труда подразумевает порядок безопасности жизни и состояние здоровья человека в процессе трудовой деятельности, включая социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное определение позволяет заметить, что охрана труда считается, в целом, особенной конфигурацией социальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения, в которые вступают люди, несут с собой цель сохранить себя от негативных условий труда и опасностей производственного процесса.
В другом смысле понятие охраны труда можно рассматривать как один из разделов трудового права – здесь он выступает в виде совокупности правовых средств безопасности жизни.
По мнению участников Международной дискуссионной и презентационной площадки, посвящённой новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих «Всероссийской недели охраны труда 2015» (апрель 2015 г.), в которой принимали участие руководители и специалисты организаций из всех субъектов РФ, официальные делегации из 9 стран (Индия, ЮАР, Нидерланды, Италия, Финляндия, Люксембург, Казахстан, Таджикистан, Киргизия), руководители Минтруда России, Роструда, ФСС РФ, Роспотребнадзора, МЧС России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководители международных организаций (Международная организация труда (МОТ ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Совет Европы, Международная ассоциация инспекций труда (МАИТ) одними из основных проблем охраны труда в учреждениях образования являются:
недостаточное финансирование охраны труда в целом, то есть, необходимая нормативная и законодательная база существует и должна выполняться, но выделение средств на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях образования не производятся. Поэтому руководителям учебных заведений приходится либо самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, либо ограничиваться формальным подходом к вопросам обеспечения безопасности труда;
отсутствие средств индивидуальной защиты;
отсутствие руководителей и специалистов прошедших обучение по охране труда;
нарушение правил содержания кабинетов повышенной опасности (кабинеты химии, физики, лаборатории, мастерские) и др.;
отсутствие выдачи смывающих и обезвреживающих средств;
отсутствие систем коммуникаций среди работников по конкретным практическим вопросам безопасности жизни и здоровья;
недостаток важной производственной и административной подготовленности персонала;
нехватка профессионалов по проблемам охраны труда согласно штатному расписанию;
слабость санкционированного общественно-политического давления со стороны работников на работодателей;
отсутствие методически проработанных рекомендаций;
проведение научно-исследовательских работ и разработка рекомендаций по интеграции системы охраны труда в действующую систему управления охраной труда.
Все вышеизложенные проблемы, и многие другие, негативно сказываются на деятельности всех уровней учреждениях образования.
Проанализировав вышеизложенные проблемы в области охраны труда, мы пришли к выводу, что для реализации решений этих и иных проблем в области охраны труда в педагогическом училище выполнять следующее:
1. Проводить постоянную работу по обеспечению и защите прав работников и обучающихся на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
2. Обеспечить приоритеты в деятельности по защите прав работников и обучающихся на здоровые и безопасные условия труда. С этой целью:
эффективнее использовать возможности коллективного договорного регулирования (коллективных договоров, соглашений по охране труда) как инструмента социального партнёрства для обеспечения гарантий работникам и обучающимся, сохранения их жизни и здоровья;
организовывать эффективное взаимодействие уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных комитетов, членов совместных комиссий по охране труда образовательных учреждений по обеспечению безопасных условий и обучения;
избрать в каждой первичной профорганизации уполномоченного по охране труда, а в профсоюзной организации - внештатного технического инспектора труда или старшего уполномоченного и в дальнейшем содействовать их деятельности в осуществлении общественного контроля за охраной труда в структурных подразделениях;
продолжить организационно-методическую поддержку деятельности уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных комитетов образовательных учреждений;
регулярно, не реже одного раза в месяц, проводить «День охраны труда».
3. Провести анализ состояния условий труда и производственного травматизма в каждом образовательном учреждении, наметить меры по их профилактике и установить контроль за выполнением. Поскольку неблагоприятная ситуация с условиями труда работников влечёт за собой существенные потери, то главной задачей должен быть переход от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению и реализации превентивных мер, направленных на сокращение здоровья работающего населения.
4. Разработать в педагогическом училище программу по улучшению условий труда и его безопасности на основе передового опыта управления профессиональными рисками.
5. Способствовать внедрению Системы управления охраной труда в образовательных учреждениях «Системы стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». В сфере управления охраной труда основной аспект необходимо сделать на устранение управляемых причин, связанных со смертностью и заболеваемостью вследствии вредных производственных
факторов.
К сожалению, государство не выражает большого интереса к проблемам усовершенствования охраны труда, обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников и учащихся. В большинстве случаев мы вспоминают об охране труда, когда кто-либо получает травму в процессе трудовой или учебной деятельности. Намного дешевле и спокойней создать систему охраны труда в текущем рабочем варианте, чем устранять накопившиеся проблемы перед приходом Государственной инспекции.
Безусловно, правильно в этой непростой ситуации поступают те руководители и рядовые сотрудники сферы образования, которые собственными силами изыскивают возможность наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определённые шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая техническим персоналом по уборке помещений и территорий.
Для этого потребуется:
изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования;
наладить в учреждении систему проверки знаний по технике безопасности и охране труда;
разработать соответствующие инструкции;
допускать к выполнению работ только лиц, прошедших обязательный инструктаж по технике безопасности.
Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. На много тяжелее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в процессе обучения оборудования, своевременный ремонт мебели, зданий и сооружений, необходимое количество средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения и т.п. Однако и это вполне выполнимо, если имеется заинтересованность в действительном обеспечении реальной безопасности учебного процесса.



Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский