Рабочая программа элективного курса «Человек и многообразие его связей в обществе» предназначена для учащихся 11 классов


514353429000Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Человек и многообразие его связей в обществе» предназначена для учащихся 11 классов. Даная программа составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и относится к предметной области «Обществознание». Рабочая программа элективного курса разработана на основе авторской программы О.И.Волошина, А.П.Логунов, А.Б.Шатилов «Человек – общество – мир». Программа рассчитана на 34 часа.
Общая характеристика элективного курса.
Как правило, вследствие того, что научное познание отстает от реального течения процессов, именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания.
Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимся. Курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащихся способности понимания современных явлений, событий, процессов.
Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию обществоведческого образования. В содержание обществоведческого образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться и «жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимся на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом.
В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыслительной деятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию. Не менее важная цель— выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.
Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматический характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, тем более что
реализовывать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.
Учебные задачи курса:
Учебные задачи курса — создать условия для выработки следующих межпредметных умений:
1) Рефлексивных:
• соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
• определять основания и способы своих и чужих действий;
• определять способ видения мира другими людьми;
• быть готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей;
• анализировать позицию автора текста: уметь понимать тексты;
• сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста и т.п.;
• уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:
— анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ведущие причинно-следственные связи;
— самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;
— строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...»;
— ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос;
— выдвигать гипотезы и аргументировать их.
2) Логических:
• сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
• осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различной степени сложности;
• использовать базовые категории (форма — содержание; элемент — структура, часть — целое, сущность — явление, причина — следствие и т.д.);
• формулировать сущностные определения;
• схематически изображать явления, события, отношения, действия;
• конструировать и опознавать связи: причинно-следственные, функциональные, структурные, генетические;
• включать элементы в разные системы и видеть их различный смысл;
• уметь по элементу и типу связи восстанавливать структуру в целом;
• выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.
3)Текстовых:
• уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
• уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
• при письменном изложении материала на заданную тему — раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать обобщения и выводы.
4) Коммуникативных:
• объяснять свои действия, решения, выбор;
• определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию;
• ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
• вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
Планируемые предметные умения:
• Знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т. е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи для описания основных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических рассуждений и обобщений;
• называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
• сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;
• приводить собственные примеры, т. е. пояснять изученные теоретические положения на фактах;
• самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние, делать соответствующие обобщения и предположения, выдвигать гипотезы и аргументировать их;
• давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
• демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учетом исторической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вариантность исторического развития;
• уметь реконструировать события и явления по отдельным или разрозненным фактам;
• уметь изложить основной фактический материал по каждому из вопросов, а также аргументацию имеющихся в науке точек зрения.
Структура курса, основные содержательные линии
0000Курс состоит из следующих разделов:
Раздел 1 — «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса».
Основное содержание предметных знаний: главные тенденции и возможные перспективы развития современной цивилизации; глобальные проблемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и конфликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизационных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.
Раздел 2 — «Проблема прав человека в XXI веке».
Права человека: природа их происхождения, правовая культура; права человека в культурных проектах. Гуманитарное право: право войны и мира. Права женщин и детей. Проблема знания и образования в области прав человека
Элективный курс дополняет и расширяет следующие разделы и подразделы базового курса «Обществознание»:
1) Раздел «Общество»: общество как целостная система; современные цивилизации; многообразие и единство современного мира; глобальные проблемы человечества.
2) Раздел «Человек»: личностный и социальный статус человека; социализация личности.
3) Раздел «Социальная сфера»: развитие социальных отношений в современном мире; социальный конфликт и пути его разрешения.
4) Раздел «Политико-правовая сфера»: права человека; международное гуманитарное право; принцип верховенства права.
Основной принцип отбора материала: обеспечивает проблемный, исследовательский подход к изучению, т. е. возможность сопоставления и анализа различных проявлений изучаемых процессов, рассмотрение и анализ различных точек зрения на рассматриваемые вопросы. Предлагаемый для изучения материал не только включает в себя тексты разных жанров и видов (публицистику, газетные статьи и репортажи, художественные тексты, научные исследования, статистические материалы и материалы социологических исследований), но и учитывает возможность работы с фото- и кинодокументами.
Особенности содержания и организации учебной деятельности учащихся
Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семинары и самостоятельные лабораторные работы с последующим обсуждением результатов в первую очередь с печатными текстами, а также видео рядом (фрагменты TV-передач и кинохроники), доклады и рефераты учащихся с последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятельные социологические мини-исследования. Предусматривается также минимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отводится самостоятельному изучению предложенного материала.
Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, журналистские статьи и репортажи, самостоятельная разработка учебных заданий и пособий по конкретной тематике курса.
Содержание курса
Курс состоит из следующих разделов:
РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса (20 часов).
Понятие «цивилизация», история вопроса, точки зрения.
Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.
Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях.
Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций.
Типы цивилизованных проблем: отсталые и передовые цивилизации, прогресс и традиции.
Нарастание цивилизационных кризисов. Глобальная Африка.
Демографический кризис.
Экологические кризисы.
Геополитический кризис: США и строительство новой Европы.
Кризисная ситуация в мире.
Активизация национального фактора. Китай. Ориентация на собственные силы.
Россия: традиции, коллективизм, государственность и современное общество.
Основные тенденции цивилизационного развития. Возможность сохранения цивилизации.
Международный терроризм.
Поиск координированных усилий. Сотрудничество в Космосе.
Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.
Главные загадки и тайны третьего тысячелетия.
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке(14часов).
Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Россией и Западом.
Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в.
История вопроса: права человека в культурных проектах XX века.
Права человека и их природа (социальное или природное явление).
Права человека языком юридических документов.
Права человека и правовая культура: навязаны обществом или являются насущной потребностью человека.
Гуманитарное право XX в. (право войны и мира; права человека).
0000Общее и особенное в реализации прав человека.
Актуальные вопросы современности: почему растет актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале XX в.?
Проблема знания и образования в области прав человека.
Итоговое обобщение по курсу.
Календарно – тематическое планирование курса.
№ п/п раздел, тема занятия
часов
примечание
РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации
и цивилизационного процесса. 20
1. Понятие «цивилизация». 1 2. Глобальные проблемы человечества. 1 3. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях. 1 4. Конфликт и противостояние цивилизаций. 1 5. Типы цивилизованных проблем: отсталые и передовые цивилизации. 1 6. Нарастание цивилизационных кризисов. Глобальная Африка 1 7. Демографический кризис. 1 8. Экологические кризисы. 1 9. Геополитический кризис: США и строительство новой Европы. 1 10. Кризисная ситуация в мире. 1 11. Активизация национального фактора. Китай. Ориентация на собственные силы. 1
12- 13. Россия: традиции, коллективизм,
государственность и современное общество. 2
14-15. Основные тенденции цивилизационного развития.
Возможность сохранения цивилизации. 2
16. Международный терроризм. 1 17. Поиск координированных усилий. Сотрудничество в Космосе. 1 18. Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. 1 19-20. Главные загадки и тайны третьего тысячелетия. 2 РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке. 14 21-22. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Россией и Западом. 2 23. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. 1 24. История вопроса: права человека в культурных проектах XX века. 1 25. Права человека и их природа (социальное или природное явление). 1 26. Права человека языком юридических документов. 1 27. Права человека и правовая культура. 1 28. Гуманитарное право XX в. (право войны и мира; права человека). 1 29. 0000Общее и особенное в реализации прав человека. 1 30-31. Актуальные вопросы современности: почему растет актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале XX в. 2 32-33. Проблема знания и образования в области прав человека.
2 34. Итоговое обобщение по курсу. 1