Доклад Расширение знаний об окружающем через художественную литературу и искусство 1-2 классы


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 YIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ДОКЛАД на тему:
«Расширение знаний об окружающем через художественную литературу и искусство»
Подготовила:
Сурова Л.Н.
Казань 2014 год
 Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
  Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
    Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. Она начинается еще с раннего возраста.
Знакомство детей с художественной литературой начинается с устного народного творчества - потешек, песен, затем они начинают слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.
Дальше знакомство детей с окружающим миром происходит при чтении сказок с познавательным содержанием. Главная особенность познавательной сказки заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира.
Познавательная сказка – это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы.
Таким образом, включаясь в деятельность, содержание познавательной сказки осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки), но и становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка. Исследования таких ученых-практиков, как Любовь Матвеевна Кларина, Александра Алексеевича Смоленцева и др., дают основание говорить о необходимости и возможности усвоения детьми экономических представлений. Познавая азы экономики в ненавязчивой сказочной форме, дети начинают понимать, что такое деньги, товар, реклама и пр. Экономическое содержание разворачивается в виде проблемных ситуаций, решение которых способствует развитию у ребенка логичности, самостоятельности, оригинальности мышления («Как муха и ее семья чайную открыли», «Как царь себе помощника выбирал», «Кто в лесу хозяин», «Как Незнайка профессии называл»).
Ни одна современная технология образования не обходится без использования сказочных форм. Не стала исключением и валеология. Так, Е.И. Гуменюк и Н.А. Слисенко выделяют следующие виды валеологических сказок: фольклорные, литературные, сказки современных писателей. Фольклорные сказки («Кот, петух и лиса, «Вершки и корешки» и др.) и литературные («Айболит, «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.), сказки современных писателей («Петька-микроб» Г. Остера; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г. Юдина и др._ обеспечивают закрепление основных валеологических блок-тем: питание, ОБЖ, культурно-гигиенические навыки. В процессе экологического образования детей также используется познавательная сказка. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой – использования ее ресурсов и охраны.
Все многообразие экологических сказок позволяет классифицировать их на следующие определенные виды:
- сказки-«рассказки»;
- сказки-«почемучки»;
- сказки-«катастрофы».
В сказках-«рассказках» в качестве главных героев выступают вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и пр.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые), посредством встречи с которыми дети узнают много нового о многообразии живой природы.
Следующий вид экологических сказок – сказки-«почемучки». Благодаря эти сказкам взрослые могут ответить на множество вопросов. Обратите внимание, что в названии этих сказок уже содержится вопрос («Почему на крыше сосульки?», «Почему у мухи хвоста нет?», «Почему льдинка исчезла?»Среди экологических сказок особое место занимают сказки-«катастрофы», в содержании которых раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека(«Сказка о том, как разозлился дождь», «Водяное царство», «Лесной пожар»)
Например, читая сказку «О царе Салтане» воспитатель поможет детям представить образ жизни людей на Руси в далеком прошлом: какие строили дома, как были устроены города-крепости, как оборонялись от врагов. На занятии по конструированию все месте создадут такой город-крепость. Рассматривая репродукции картин русских художников узнают о былинных богатырях и можно поговорить о качествах людей: храбрости, смелости, доброте, уме. Можно позаниматься с детьми толкованием пословиц на эту тему, учить детей вести беседу, побуждать рассуждать, анализировать.
Сказочный подводный мир предстанет детям в процессе чтения сказки Г.Х Андерсона «Русалочка». Содержание небольших сказочных легенд о морских обитателях можно будет использовать для сравнения реального и нереального, а также при обучении детей пересказу.
Знакомство с подводным миром по познанию окружающего мира происходит и при чтении рассказов Н. Сладкова и А. Акимушкина. При чтении их рассказов у детей формируются первоначальные представления о подводном мире, о значении мирового океана, знакомство с профессиями, связанными с морем (рыбаков, моряков, подводников); обогащение представлений о разных видах кораблей, свойствах воды и воздуха.
Есть много книг, из которых можно также узнать немало интересного о природе и ее тайнах, о жизни животных и растений , о том как люди изучают природу. К таким книгам относятся книги писателя Святослава Владимировича Сахарнова. Его книги рассказывают о морях и океанах, живущих в них животных, о кораблях и путешественниках, об исследователях морских глубин. Сам писатель был моряком, ходил по морям и океанам. Недаром самая толстая его детская книга называется «По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия».
На занятиях по ручному труду дети делали оригами «рыбки» и коллективную аппликацию.
Читая рассказы Г. Снегирева, дети узнают много интересного об пингвинах, у них будут формироваться представления об Антарктиде, как части света, истории ее открытия, жизни людей там. В этих рассказах писатель описывает реальные события, в них все происходит по-настоящему. Читая эти рассказы дети знакомятся с особенностями природы, с приспособленностью животных к обитанию в условиях холода и льда. Геннадий Снегирев в своей жизни много путешествовал, плавал на научно-исследовательском судне «Витязь» был участником полярных экспедиций в Антарктиду. Там-то он и наблюдал за пингвинами. На занятии по ручному труду мы с детьми изготовили пингвина из модульного оригами, а на занятии по рисованию рисовали полярное сияние в виде «каскадов» многоцветных штрихов с изображением арктических животных на основе представления о внешнем виде. Таким образом поддерживается интерес к познанию явлений природы, развивается восприятие цвета.
Читая рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» дети узнают, как выращивают лен, и как много надо потрудиться, чтобы сделать нити изо льна. О традиционных изделиях из льна, трудоемком процессе их производства. На занятиях по изобразительной деятельности дети делали поделки в стиле изделий народных промыслов – аппликация «Узорчатые полотенца». При этом я напомнила детям, что в старину одежду, бытовые вещи – скатерти, полотенца, коврики – ткали в ручную на маленьких ткацких станках и предложила детям «превратиться» в ткачей и ткачих и создать узорчатые полотенца из цветной бумаги. При их изготовлении я познакомила детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бумажным фольклором»). Учились создавать узор из прорезанных элементов на бумажном треугольнике, сложенном пополам или дважды пополам.
Читая «Рассказы о Суворове» С. Алексеева дети знакомятся с эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова
     Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность. В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В. Бианки, К. Паустовский, Е.  Чарушин, В. Берестов, И. Бунин, А. Плещеев, С. Есенин, М. Пришвин.
Важное место в литературе о природе занимают книги М. Пришвина Главная тема   творчества М.М. Пришвина  – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
      В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
      Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»). Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.
       Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
     Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта.
Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
        Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.     Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в  рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест». В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога  - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.
Дети - хорошие, добрые, но легкомысленные. Они жестоко обошлись с утятами. Однако после встречи с писателем осознали свою вину и охотно подчинились его требованию.
Произведения М.Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У Михаила Михайловича Пришвина очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет». Прочитав такую зарисовку на уроках изучения жанра пейзажа, учитель поможет детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких зарисовок у Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач», «Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие. Эти зарисовки можно использовать в различных беседах с детьми. Например, если беседа об осени, можно использовать зарисовки: «Листопад», «Осенние листики», «Осинкам холодно» и другие.
Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.
По моему опыту очень полезными дополнениями к урокам чтения по произведениям Пришвина оказывают экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой помогло закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Более того, во время таких прогулок, я беседовала с учениками и задавала им вопросы, помогающие закрепить пройденный материал. Например, кто-то из ребят увидел красивую птичку на дереве. И в разговоре с ребятами о ней можно спросить: «Помните, мы с вами читали рассказы о животных М.Пришвина? Встречалась ли вам в рассказах такая птица? А каких птиц из его рассказов вы помните? Как их сам Пришвин описывал? Похожи   они были на нашу птичку или нет? А почему?» Также гуляя по лесу можно спросить: «Ребята, вот мы с вами недавно читали рассказы Пришвина. Действие многих его рассказов связано с лесом, с природой. А как вы думаете, может быть, писатель рассказывал вот про этот лес, по которому мы сейчас гуляем с вами? Как Пришвин описывал свой лес? Давайте найдем в этом лесу что-то похожее».
Благодаря таким вопросам у учеников развиваются память, воображение, удивительное восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.
        Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить  проблемные ситуации, решение которых зависит от их  отношения к живой природе.
Например:
1.     Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?
2.     Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?
3.     Дети принесли домой маленького ежика,  которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?
       Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.
Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.
Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
 «Лисичкин хлеб»
1       Каких птиц принёс охотник из леса?
2       Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
3       Как деревья лечатся?
4       Какие вы запомнили названия трав?
5       Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?
“Землеройка”.
1       Для чего дедушка и Зиночка решили вырыть ловушку?
2       Как выглядит землеройка?
3       Как она себя ведёт?
4       Что она ест?
5       Что задумали Зиночка с дедушкой сделать с землеройкой?
6       Почему им это не удалось? А если бы им удалось, понравился бы вам рассказ? Почему?
«Филин».
1. В какое время суток филин обычно охотится? Почему?
2. Кто обнаружил филина и где?
3. Какие птицы слетелись на крик ворона?
«Берестяная трубочка».
1. Откуда на березах появляются берестяные трубочки?
2. Что было спрятано в берестяной трубочке, которую нашел автор?
3. Кто поселился в трубочке?
ЛИТЕРАТУРА
Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Вахрушева Л.Н Познавательные сказки для детей. – М.: ТЦ Сфера 2013.
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.Пришвин М.М. Лесная капель. – М. Просвещение, 1988.
Пришвин М.М. Золотой луг. – Петрозаводск, 1991.
Пришвин М.М. Этажи леса. – М. Просвещение, 2003.
Светловская Н.Н. Детская книга и детское чтение. – М. Просвещение, 1999.
Дубровская А.И. Детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов. – Минск. Тесей, 2002.