Блочно-модульная технология на уроках физики


На уроках, физики где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. Я столкнулась с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания данного учебного материала. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам. В этом мне помогает применение технологии блочно-модульного обучения, которая позволяет: • осуществлять дифференцированный подход в обучении; • дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах); • способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению физики, развитию на предметных способов учебной деятельности. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика. Основными компонентами модуля являются: • точно сформулированная учебная цель (целевая программа); • банк информации; • методическое руководство по достижению целей; • практические занятия по формированию необходимых умений; • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения. Цели и задачи уроков физики по технологии блочно-модульного обучения: Образовательные: • развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками основных знаний; • научить объяснять, истолковывать, раскрывать изученный материал, давать оценку на основе соотношения личных представлений о мире и человеке; • учить строить ответ на вопрос с опорой на теоретические знания; Развивающие: • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; • учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной темы, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе изученного; • развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие изученного материала; • способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности. Воспитательные: • способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; • формировать у них активную жизненную позицию. Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). Каждый путеводитель будет иметь свои функции. Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний. Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела: • первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы) • осознание и осмысление материала (проблемные вопросы) Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним). Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой. Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков: • изучение нового материала • комплексное применение знаний • обобщение и систематизация знаний • комбинированный урок • учетно-контрольный • урок коррекции Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту) Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок – изучение нового материала, комбинированный, а четвертый – модульный (или 5, в зависимости от объема материала). Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час) Тогда части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля. Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника. Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется: • Дифференцированный подход в обучении • Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах) • Подготовка к ЕГЭ (часть С) • Повышение уровня качества обученности учащихся • Повышение мотивации в изучении физики • Развитие надпредметных способов учебной деятельности Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки: • навык внимательного чтения; • умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное; • умение вычленять противоречия; • умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; • исследовательские умения; • умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику; • навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации; • умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму; • умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; • умение составлять свой жизненный проект. Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся. Технологию проектов и КСО можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию умения работать в коллективе и представлять себя перед публикой. Элементы технологии развития критического мышления мною используются при составлении путеводителей к урокам по блочно-модульному обучению и проверке знания текста или теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник «Верно ли, что…?», продолжи начало и т.д. Эти элементы помогают выявить уровень знаний учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически. Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам – это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока. Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися : использую комплекс разноуровневых заданий для уроков физики по темам и блокам: уровень А – прочитать, запомнить, пересказать; уровень В – ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся; уровень С – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе. Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.