Методическая разработка Викторина, посвящённая Блокаде Ленинграда (4 класс)


Тема занятия: Викторина, посвящённая блокаде Ленинграда.
Цель: Обобщить знания детей о блокаде города Ленинграда
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к истории блокадного Ленинграда.
2. Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
3. Формировать коммуникативные и нравственные качества у учащихся.
4. Воспитывать патриотизм и уважение к истории своего города.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, презентация «Викторина, посвящённая блокаде Ленинграда», грамоты для команды - победительницы.
План занятия:
1. Вступление.
2. Вопросы викторины. Просмотр презентации «Викторина, посвящённая блокаде Ленинграда».
3. Итог занятия. Рефлексия.
4. Подведение итогов викторины и награждение команды – победительницы.
Ход занятия.
1. Вступление.
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня 27 января. Это памятная дата для нашего города, Санкт- Петербурга, который раньше назывался Ленинградом. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Враг был очень силён. Немцы очень быстро захватывали и разрушали многие русские города и сёла, убивали мирных людей. И на долю жителей нашего города в годы Великой Отечественной войны выпало суровое испытание. И мы с вами вспомним, что нам известно об этом событии.
Вы, сегодня, участники викторины, посвящённой одному из трагических событий тех тяжелых военных лет. У нас соревнуются две команды.
(Представление команд.)
1 команда – «Юные патриоты».
2 команда – «Знатоки истории».
Ведущий. Сейчас мы проверим, какая команда лучше подготовилась к викторине, кто умнее и сообразительней. Та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов, а это определит жюри, та и победит.
Объясню правила игры. Вопросы будут задаваться по очереди. Перед вами на экране появится вопрос, на который вы должны дать правильный ответ. В случае неправильного ответа, в игру вступает другая команда. За каждый правильный ответ даётся один балл.
Итак, начинаем нашу викторину.
2. Вопросы викторины.
Просмотр презентации «Викторина, посвящённая блокаде Ленинграда».
(На экране появляется вопрос. Команда думает и отвечает. При неправильном ответе, право ответа переходит к другой команде. После ответов, показ картинки с правильным ответом. Жюри объявляет, какая команда получает балл за ответ на вопрос.)
Ведущий
К слайду 4
В этот день немцы взяли Ленинград в блокадное кольцо.
А вы знаете, что значит слово блокада?
Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности.
К слайду 7
На жителей города Ленинграда обрушился голод. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не возобновляется!» была дороже денег.
К слайду 8
В домах не было электричества, замёрз водопровод.
Не работало отопление. В домах стояли печки буржуйки. Люди в них сжигали всё, что могло гореть, чтобы согреться.
К слайду 11
Блокадный голод описан в рассказах самих блокадников, свидетелей тех великих событий. Самые страшные воспоминания описаны на детских страничках. Одним из таких свидетельств тех дней является дневник Тани Савичевой.
А что вы знаете о Савичевой Тане?
К слайду 11
Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».К слайду 20
Это были самые страшные  900 дней и ночей.Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы   освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27января 1944г. по радио объявили: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»
Такого дня не видел Ленинград!Нет. Радости подобной не бывало!Казалось, что всё небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют,Из боевых прославленных орудий.Смеялись, пели, обнимались люди.
К слайду 21
Священное место, для каждого ленинградца – Пискарёвское мемориальное кладбище.К слайду 22
Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.
К слайду 31
Блокаде города Ленинграда посвящали свои произведения композиторы, художники, поэты.
Как она звучит?
Какие чувства выражает?
О чём рассказывает?
Ведущий. Жители Ленинграда пережили ужасы бомбежек, голода и холода, но они сумели выстоять и прорвать блокаду.
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Пусть была эта война уже давно,
Пусть о ней мы мало чего знаем,
Но хотим почтить мы всё равно
Тех людей, кого давно уж нету с нами.
Принесём цветы на братскую могилу,
Отдадим им дань минутой тишины
(Объявляется минута молчания.)
3. Итог занятия. Рефлексия.
Ведущий.
О чём мы говорили?
Что нового узнали? (ответы ребят)
Оцените занятие. (Ученики выбирают своё мнение о занятии)
На занятии было очень интересно!
На занятии некоторые моменты были скучные.
На занятии было очень скучно и неинтересно!
4. Подведение итогов викторины и награждение команды – победительницы.
Ведущий. Чтобы определить команду - победительницу сегодняшней викторины, жюри необходимо подсчитать количество, набранных баллов.
(Жюри подсчитывает баллы.)
Уважаемое жюри подвело итоги нашей викторины.
(Жюри объявляет итоги викторины (называет количество баллов), вручает грамоты командам.)
Мы поздравляем команду – победительницу, а другую команду благодарим за участие. Всем спасибо за внимание, до новых встреч!