Разработка педагогического проекта по теме«Сказкотерапия как средство развития коммуникативных, правовых компетентностей учащихся начальных классов СКОШ VIII вида»


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» городского округа Стрежевой
(МКСКОУ СКОШ VIII ВИДА)
636783. Томская область, г. Стрежевой
Ул. Викулова 1/2 skosh@guostrj.ru Тел/факс. 5-73-07
Принято на ШМС № 1
от 1. 09. 2015г.
Педагогический проект
«Сказкотерапия как средство развития коммуникативных, правовых компетентностей учащихся начальных классов СКОШ VIII вида»
Организаторы и участники проекта:
Денисова Л. П. – учитель,
ученики 4 класса.
2015г.
Содержание
Пояснительная записка
Этапы реализации проекта учителя
Этапы реализации проекта с учащимися
Этапы управления проектом
Описание проекта
Ресурсы
Тематическое планирование
Результаты мониторинга
Итого реализации проекта.
10) Приложение
Пояснительная записка
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов.
Сказки развивают воображение, учат фантазировать, знакомят с правовыми законами.
Через сказки ребята знакомятся с правами и обязанностями своих любимых героев. Младший школьник уже знает достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с этими нормами ещё далеко не всегда совпадают.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:
необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения, усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
 Изучение в специальной ( коррекционной) школе – вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных людей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Подростки с ОВЗ имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются.
Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. Мы с ребятами разработали проект правовых знаний для учащихся( название), которую реализую в ходе проведения классных часов и воспитательных мероприятий. Основа проекта – формирование коммуникативных и правовых компетентности т. е. основ правовой культуры, гражданственности, патриотизма, навыков общения, поведения и безопасности в окружающем мире.
Цель проекта:
Развитие коммуникативных, правовых компетентностей учащихся
Через:
- повышение учебной мотивации и качество усвоения изучаемого материала;
-развитие диалогической и монологической речи.
- развитие разнообразных форм коммуникаций;
- формирование регуляции межличностных отношений,
- формирование правовой культуры личности.
Задачи проекта:
Апробации различных форм информировании учащихся.
Обучающие:
-расширение и обогащение словаря учащихся.
- знакомство с правами, обязанностями, нормами и законами;
Развивающие:
-развитие правильной и выразительной речи, лексики, логики мышления, кругозора, фонематического слуха.
-формирование представлений об окружающей действительности;
- формирование навыков бесконфликтного общения.
Воспитывающие:
-воспитание чувствительности и эмоциональной отзывчивости;
-самовоспитание и коррекция собственного поведения и знаний.

Гипотеза проекта:
В ходе реализации проекта с использованием альтернативных технологий и разнообразных форм подачи материала, у детей повышается учебная мотивация и качества усвоение изучаемого материала.
Ожидаемый результат:
Развитие коммуникативных, правовых компетентностей через применение сказкотерапии дает основу для развития других компетентностей (Информационные, социальные) Коммуникативные компетентности – это первая ступень развития ключевых компетентностей (1 – 2 класс)
Правовые компетентности (3 – 4 класс)
Информационные компетентности (5 – 6 класс)
Социальные компетентности (7 – 9 класс)
Этапы реализации проекта учителем.
Этап Содержание деятельности Срок
Подготовительный Получение согласия администрации школы о реализации проекта.
Изучение литературы по теме.
Рецензирование материала через методический Совет школы.
Обеспечение методического, дидактического материала к реализации проекта. Сентябрь
Основной Входящая диагностика.
Постановка перед детьми вопроса, требующего рассуждения и совместно с педагогом, целеполагание предстоящей деятельности.
Внедрение материала по теме проекта в образовательной процесс.Фиксация учащимися и педагогом результатов работы в виде рисунков инсценировок сказок, фотографий видеозаписей, систематизация материла в индивидуальных портфолио учащихся. Октябрь– май
Заключительный Презентация результатов проектной деятельности.
Итоговая диагностика. Май
Этапы реализации проекта с учащимися.
Этап Содержание деятельности Срок
Подготовительный Создание благоприятной атмосферы в классном коллективе
Формирование и оформление классной библиотеки Сентябрь
Основной Изучение сказок (приложение №1) по этапам.
Слушаем сказку
Рассказываем сказку
Показываем сказку
Читаем сказку
Рисуем сказку Октябрь-
апрель
Заключительный Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики
Выставка рисунков
Презентация проекта май
Подготовительный этап работы с учащимися:
Создание в классе благоприятной психологической атмосферы.
От этого зависит активность детей, глубина эмоционального включения
Формирование классной библиотеки
Основной этап работы с учащимися:
«Слушаем сказку»- предусматривает знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку, выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей. После знакомства со сказкой ведется беседа о том, что в ней происходит. Затем взрослый сам задает вопросы о персонажах сказки –это поможет лучше запомнить сюжет и понять смысл.

«Рассказываем сказку»- начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику школьников.
«Читаем сказку»- дети знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с начальными буквами этих героев. Учатся определять количество слогов в словах.
«Рисуем сказку»- перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владение карандашом. Дети выполняют разнообразные рисунки и графические работы. Обязательным заданием является конструирование из счетных палочек , после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги.
«Показываем сказку»- включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора.
Заключительный этап
Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики.
Выставка рисунков
Презентация проекта на уровне ОУ (Май 2016г.)


Описание проекта.
Участники проекта:
- Учащиеся 4 класса МКСКОУ СКОШ VIII вида
- Классный руководитель 4 класса
-Родители
Продолжительность работы над проектом:
2014-2016 учебный год
Методы и формы работы:
- беседа, демонстрация, объяснение, работа с раздаточным материалом, обсуждения;
- инсценирование сказки;
- рисование сказки;
- ролевые игры;
- познавательные игровые занятия.
Продукт проекта:
-презентация проекта на уровне ОУ
-выставка индивидуальных портфолио учащихся
-выставка творческих работ учащихся
Мониторинг усвоения программного материала
2015 – 2016 уч. г.
№ Ф. И .Входящая диагностика(балл) Итоговая диагностика(балл)
1 Аббасов Руслан 4 2 Алтурмесов Виктор 2 3 Барышев Егор 3 4 Батовский Игорь 3 5 Баготской Александр 3 6 Гробов Андрей 2 7 Жук Василий 2 8 Никитин Дмитрий 2 9 Орт Даниил 4 10 Савинков Дмитрий 2 11 Яковенко Полина 3 (30 б.) Итого реализации проекта.
Таким образом, после реализации проекта, по результатом диагностики, мы можем сделать выводы:
Положительная динамика наблюдается в развитии всех сторон речи: в звукопроизношении, в слоговой структуре слова, обогащается словарь детей, улучшается грамматический строй речи, формируется связная речь.
Речь детей становится четкой, ясной, выразительной.
Проект оказывает положительное влияние на развитие психических процессов: воображения, восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Улучшаются коммуникативные способности детей.
Дети более естественно держатся при выступлениях, в импровизациях используют жесты, мимику, согласовывают свои действия с партнером.
Приложение №1
Тематическое планирование
Разбивка сказок по учебным годам
2015 – 2016 уч. г.
№ Название работы/сказка Слушаем сказку Рассказываем сказку Читаем сказку Рисуем сказку Показываем сказку
1 Подготовительная работа сентябрь
4.09.15
2 «Сказка о попе и о работнике его Балде» сентябрь
11.09.15г.
сентябрь
18.09.15г
25.09.15
октябрь
2.10.15
9.10.15
Октябрь
16.10.15
октябрь
23.10.15
30.10.15
3 « Лягушка- путешественница» ноябрь
13.11.15
ноябрь
20.11.15
27.11.15 декабрь
1.12.15
11.12.15 декабрь
18.12.15
декабрь/январь
25.12.16
15.01.16
4 «Заюшкина-избушка» январь
22.01.16 январь/февраль
29.01.16
5.02.16 февраль
19.02.16
12.02.16 февраль
26.02.16
март
4.03.16
11.03.06
5 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» март
18.03.16
март/апрель
25.03.16
8.04.16 апрель
15.04.16
22.04.16 апрель
29.04.16
май
6.05.16
13.05.16
6 Подведение итогов май
20.05.16
тест.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка из одноимённой сказки, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка».)
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка-путешественница)
Когда Буратино продал азбуку, каким правом он не воспользовался? (Правом на бесплатное образование.)
Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда отняли у героя деньги? (Право на неприкосновенность имущества.)
Какое право нарушили полицейские, ворвавшиеся в каморку Папы Карло? (Право на неприкосновенность)
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок».)
Кто и в какой сказке держал кукол в рабстве, тем самым, нарушая право на свободу и свободный труд? (Карабас- Барабас из сказки А.П. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)