Разработка педагогического проекта по теме«Сказкотерапия как средство развития коммуникативных компетентностей учащихся начальных классов СКОШ VIII вида»


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная общеобразовательная школаVIII вида»Принято на ШМС №3
от 09. 10. 2012г.
Педагогический проект
«Сказкотерапия как средство развития коммуникативных компетентностей учащихся начальных классов СКОШ VIII вида»
Организаторы и участники проекта:
Денисова Л. П. – учитель, ученики 1 – 2 классов.
2012г.
Содержание
Пояснительная записка
Этапы реализации проекта учителя
Этапы реализации проекта с учащимися
Этапы управления проектом
Описание проекта
Ресурсы
Тематическое планирование
Результаты мониторинга
Итого реализации проекта.
10) Приложение
Пояснительная записка
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, приливается любовь к родному слову.
Слушая сказки, ребенок учиться звукам родной речи, ее методике. Ритмичность внимание, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания, короткие многократно звучащие в тексте фразы. Животные – герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка – квакушка, мышка – норушка, зайчишка – трусишка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживания, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. В русско-народной сказке добро всегда побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Слушая сказки, ребенок убеждается , что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно не казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость.
Сказки развивают воображение, учат фантазировать.
В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, сомневаться в полнее реальных, но необычных вещей.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов.
Цель проекта:
Развитие коммуникативных компетентностей учащихся
Через:
- повышение учебной мотивации и качество усвоения изучаемого материала;
-развитие диалогической и монологической речи.
- развитие разнообразных форм коммуникаций;
- формирование регуляции межличностных отношений,

Задачи проекта:
Апробации различных форм информирования учащихся.
Обучающие:
-расширение и обогащение словаря учащихся.
Развивающие:
-развитие правильной и выразительной речи, лексики, логики мышления, кругозора, фонематического слуха.
-формирование представлений об окружающей действительности.
Воспитывающие:
-воспитание чувствительности и эмоциональной отзывчивости.

Гипотеза проекта:
В ходе реализации проекта с использованием альтернативных технологий и разнообразных форм подачи материала, у детей повышается учебная мотивация и качества усвоение изучаемого материала.
Ожидаемый результат:
Развитие коммуникативных компетентностей через применение сказкотерапии дает основу для развития других компетентностей (Информационные, правовые, социальные) Коммуникативные компетентности – это первая ступень развития ключевых компетентностей (1 – 2 класс)
Правовые компетентности (3 – 4 класс)
Информационные компетентности (5 – 6 класс)
Социальные компетентности (7 – 9 класс)
Этапы реализации проекта учителем.
Этап Содержание деятельности Срок
Подготовительный Получение согласия администрации школы о реализации проекта.
Изучение литературы по теме.
Рецензирование материала через методический Совет школы.
Обеспечение методического, дидактического материала к реализации проекта. Август – сентябрь
Основной Входящая диагностика.
Постановка перед детьми вопроса, требующего рассуждения и совместно с педагогом. целеполагание предстоящей деятельности.
Внедрение материала по теме проекта в образовательной процесс.Фиксация учащимися и педагогом результатов работы в виде рисунков инсценировок сказок, фотографий видеозаписей, систематизация материла в индивидуальных портфолио учащихся. Ноябрь – май
Заключительный Презентация результатов проектной деятельности.
Итоговая диагностика. Май
Этапы реализации проекта с учащимися.
Этап Содержание деятельности Срок
Подготовительный Создание благоприятной атмосферы в классном коллективе
Формирование и оформление классной библиотеки Сентябрь – октябрь
Основной Изучение сказок (приложение №1) по этапам.
Слушаем сказку
Рассказываем сказку
Показываем сказку
Читаем сказку
Рисуем сказку Ноябрь- май
Заключительный Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики
Выставка рисунков
Презентация проекта май
Подготовительный этап работы с учащимися:
Создание в классе благоприятной психологической атмосферы.
От этого зависит активность детей, глубина эмоционального включения
Формирование классной библиотеки

Основной этап работы с учащимися:
«Слушаем сказку»- предусматривает знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку, выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей. После знакомства со сказкой ведется беседа о том, что в ней происходит. Затем взрослый сам задает вопросы о персонажах сказки –это поможет лучше запомнить сюжет и понять смысл.

«Рассказываем сказку»- начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику школьников.
«Читаем сказку»- дети знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с начальными буквами этих героев. Учатся определять количество слогов в словах.
«Рисуем сказку»- перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владение карандашом. Дети выполняют разнообразные рисунки и графические работы. Обязательным заданием является конструирование из счетных палочек , после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги.
«Показываем сказку»- включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора.
Заключительный этап
Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики.
Выставка рисунков
Презентация проекта на уровне ОУ (Май 2013г.)


Описание проекта.
Участники проекта:
- Учащиеся 1- 2 классов МКСКОУ СКОШ VIII вида
- Классный руководитель 1 -2 класса
-Родители
Продолжительность работы над проектом:
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
Методы и формы работы:
- беседа, демонстрация, объяснение, работа с раздаточным материалом, обсуждения;
- инсценирование сказки;
- рисование сказки;
- ролевые игры;
- познавательные игровые занятия.
Продукт проекта:
-презентация проекта на уровне ОУ
-выставка индивидуальных портфолио учащихся
-выставка творческих работ учащихся
Мониторинг усвоения программного материала
2012 – 2013 уч. г.
№ Ф. И .Входящая диагностика Итоговая диагностика
1 Алтурмесов Виктор 80 2 Гробов Андрей 70 3 Жук Василий 70 4 Орт Даниил 90 5 Самедова Самира50 6 Яковенко Полина 70 7 Баженова Валерия 80 8 Передрей Данила 80 9 Пряслов Кирил80 10 Сапульская Беата70 Мониторинг усвоения программного материала
2013 – 2014 уч. г.
№ Ф. И .Входящая диагностика Итоговая диагностика
1 Алтурмесов Виктор 2 Гробов Андрей 3 Жук Василий 4 Орт Даниил 5 Самедова Самира6 Яковенко Полина 7 Баженова Валерия 8 Передрей Данила 9 Пряслов Кирил10 Сапульская БеатаИтого реализации проекта.
Таким образом, после реализации проекта,по результатом диагностики, мы можем сделать выводы:
Положительная динамика наблюдается в развитии всех сторон речи: в звукопроизношении, в слоговой структуре слова, обогащается словарь детей, улучшается грамматический строй речи, формируется связная речь.
Речь детей становится четкой, ясной, выразительной.
Проект оказывает положительное влияние на развитие психических процессов: воображения, восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Улучшаются коммуникативные способности детей.
Дети более естественно держатся при выступлениях, в импровизациях используют жесты, мимику, согласовывают свои действия с партнером.
Приложение №1
Тематическое планирование
Разбивка сказок по учебным годам
2012 – 2013 уч. г.
№ Название сказки Слушаем сказку Рассказываем сказку Показываем сказку Читаем сказку Рисуем сказку
1 «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь
2 «Лиса и кувшин» Декабрь Декабрь Декабрь Январь Январь
3 «Мужик и медведь» Январь Февраль Февраль Февраль Февраль
4 «Заяц – хваста» Март Март Март Март Апрель
5 «Смоляной бычок» Апрель Апрель Апрель Май Май
2013 – 2014 уч. г.
№ Название сказки Слушаем сказку Рассказываем сказку Показываем сказку Читаем сказку Рисуем сказку
1 «Волк и козлята» Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь
2 «Маша и медведь» Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь
3 «Кот, петух и лиса» Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь
4 «Три медведя» Январь Январь Январь Февраль Февраль
5 «Заюшкина избушка» Февраль Февраль Март Март Март
6 «Гуси-лебеди» Апрель Апрель Апрель Апрель Май