Отчёт руководителя ШМО учителей начальных классов Краснознаменской С.Ш за 2013-2014 учебный год Куминовой Н.Ф.


Отчёт руководителя ШМО учителей начальных классов Краснознаменской С.Ш за 2013-2014 учебный год
Куминовой Н.Ф.
Методическое объединение учителей начальных классов продолжало целенаправленную работу по развитию и воспитанию творческой индивидуальности личности младших школьников. Особое внимание уделялось повышению их качества знаний в современных условиях.
В планах работы МО просматривается изучение нормативных документов, теории и методики предмета. Заседания в школьных методических объединениях учителей начальных классов проводятся нетрадиционно, в форме «круглых столов», деловых игр, дискуссий, семинаров, практикумов. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, отбирают материал к наиболее трудным темам. Грамотно организованная методическая работа помогает учителям строить учебный процесс с учетом современных тенденций в преподавании математики, русского языка, литературного чтения, главная из которых - обучение общению.
• Всего работающих - 9 учителей
•Имеют 1 -ю категорию –Волохова Т.В., Медведева М.И
Учителя в основном с большим стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, коллизий, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.
В плане обмена опытом учителя провели открытые уроки на уровне школы. Уроки были разобраны учителями, посетившие эти уроки. Проведены они с использованием ИКТ. Так как использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Внедрение ИКТ учителями осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся. Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой: увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.
Учителя и учащиеся начальной школы принимали активное участие в предметных неделях, основной целью которых является развитие интереса учащихся к предмету. На заседании методического объединения заранее обговаривался план проведения мероприятий, в котором учитывается: привлечение наибольшего числа учащихся, разнообразие проводимых мероприятий, полезность.
Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошла Неделя Начальных классов, которая проходила с 14.04 по 19.04.14 года. Педагоги подготовили познавательные материалы для конкурсных заданий, старались раскрыть творческий потенциал ребенка и сделать все возможное, чтобы каждому из учащихся было интересно и весело.
Медведева . провела интеллектуальную викторину по познанию мира «Птицы».
Акишева Ж.С.- математическую олимпиаду,
Яковлева О.В. – игру по математике « Считай-ка»,
Куминова Н.Ф.- интеллектуальную игру «Сказки гуляют по свету»,
Волохова Т.В.- познавательную игру «Где мы бывали, что мы видали»,
Рахимова Ж.К., Тулебаева Б. М., Дувлетова Г.О.- мероприятие для 1а-3а классов «Математика елiне саяхат».
Дети были активными участниками всех мероприятий, проходивших в рамках этой недели. Весь материал собран в папку. Очень интересно и живо прошло мероприятие в 4 классе «Прощание с начальной школой». Ученики начальных классов также принимали участие:
Международный конкурс - игра по языкознанию «Русский
Медвежонок»
Международный конкурс - по математике «Кенгуру»
Также на заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
использования инновационных педагогических технологий, как фактора профессионального роста учителя и повышения качества образования.
Контроля и оценки результатов обучения в условиях перехода на 12-летнее образование
Стандарты нового поколения
Были заслушаны доклады учителей: Яковлева О.В познакомила учителей с современными средствами оценивания. Тулебаева Б.М. зачитала доклад на тему: «Папка индивидуальных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов.
Педагоги поделились опытом работы по заявленным темам.
Анализ работы начальной школы показывает, что в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала работа всего методического объединения учителей начальных классов. Отрицательным моментом в работе ШМО является слабая работа с одаренными учащимися. Коллектив учителей начальных классов оценивает работу МО на «удовлетворительно».
Анализируя вышесказанное можно выделить на новый учебный год следующие задачи:
в 2014-2015 учебном году необходимо продолжить работу в том же направлении, углубив ее содержание и скорректировав цели и задачи.
Цель работы МО начальных классов:
Изучение и внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью активизации познавательной деятельности учащихся, повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни младшего школьника
Задачи работы МО начальных классов :1 совершенствовать обучение и воспитание младших школьников в условиях перехода на 12 – летнее образование через освоение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
2 оказывать посильную помощь педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на на 12 – летнее образование через освоение и использование в образовательном процессе новых образовательных технологий;
3 укреплять психофизическое здоровье учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе;
4 оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обученности;
5 внедрение компьюторных технологий как одного из методов развития познавательного интереса и творческой активности младших школьников;
6 разработать план работы с одаренными учащимися.

Руководитель ШМО учителей начальных классов: /Куминова Н.Ф,/



Методическое объединение учителей начальных классов продолжало целенаправленную работу по развитию и воспитанию твореской индивидуальности личности младших школьников. Особое внимание уделялось повышению их качества знаний в современных условиях.
В планах работы МО просматривается изучение нормативных документов, теории и методики предмета. Заседания в школьных методических объединениях учителей начальных классов проводятся нетрадиционно, в форме «круглых столов», деловых игр, дискуссий, семинаров, практикумов. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, отбирают материал к наиболее трудным темам. Учителя разрабатывают новые педагогические технологии в творческих группах. Грамотно организованная методическая работа помогает учителям строить учебный процесс с учетом современных тенденций в преподавании математики, русского языка, чтения, главная из которых - обучение общению.
В очередном учебном году школьное методическое объединение учителей работало над проблемой
Реализация развивающего обучения на уроках русского языка, чтения, математики через диагностику и мониторинг на основе гуманизации, универсализации и модернизации образования
и решало следующие задачи:
1. Продолжить работу над реализацией задач развивающего обучения черездиагностику и мониторинг учащихся.
Усовершенствовать методы преемственности в обучении между начальной школой и средней, начальной школой и детским садом.
Продолжить освоение методики мониторинга и всестороннее использование в работе.
Продолжить воспитание всесторонне развитой личности в каждом ученике, привитие навыков культурного общения, повышение языкового уровня учащихся.
Создание организационно - педагогических условий для формирования и развития профессиональной компетентности педагога, повышения его качественного уровня.
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического,
психического и социального здоровья обучающихся.
Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности. Почти в полной мере были выполнены учителями все задачи.
• Всего работающих - 8 учителей
•Имеющих звание «Старший учитель» - Рудь Н.И.
•Имеют 1 -ю категорию –Агеева И.А, Рябчукова Н.А., Кучерова И.В., Якимова Г.А., Рудь Н.И., Балабуха Н.А.
В феврале 2012 года учителя Агеева И.А., Кучерова И.В., Рябчукова Н.А. успешно подтвердили первую квалификационную категорию. Рудь Н.И. прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Учителя в основном с большим стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, коллизий, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.
В плане обмена опытом учителя провели открытые уроки на уровне школы. Уроки были разобраны учителями, посетившие эти уроки. Проведены они с использованием ИКТ, а также с использованием ИД. Так как использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Внедрение ИКТ учителями осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся. Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой: увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.
В этом учебном году коллектив учителей начальных классов пополнился молодым педагогом. Руководитель методического объединения начальных классов Рябчукова Нина Анатольевна и учитель начальных классов Балабуха Надежда Александровна, молодой специалист, организовали работу школы становления молодого педагога. Тема работы творческой группы: «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности учителя начальных классов Инны Владимировны Сурцевой : «Урок в системе современных образовательных технологий. Приемы развивающего обучения». В ходе реализации плана работы школы становления начинающего специалиста было проведено изучение нормативных документов, взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом. И. В. Сурцева получила рекомендации по ведению журнала, классной документации, составлению конспекта урока, внедрению в урок приемов развивающего обучения, нормам проверки тетрадей и дневников, методики проведения родительских собраний и классных часов.
Учителя и учащиеся начальной школы принимали активное участие в предметных неделях, основной целью которых является развитие интереса учащихся к предмету. На заседании методического объединения заранее обговаривался план проведения мероприятий, в котором учитывается: привлечение наибольшего числа учащихся, разнообразие проводимых мероприятий, полезность.
Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошла Неделя Начальных классов, которая проходила с 12.03 по 17.03.12 года. Педагоги подготовили познавательные материалы для конкурсных заданий, старались раскрыть творческий потенциал ребенка и сделать все возможное, чтобы каждому из учащихся было интересно и весело.
Агеева И.А. провела интеллектуальную игру по русскому языку
« Путешествие в грамматику».
Балабуха Н.А.- математическую викторину « В гостях у мудрой совы»,
Клешня Л.А. – игру по математике « Самый умный»,
Якимова Г.А.- путешествие по русскому языку « Пунктуационные знаки»,
Рябчукова Н.А. – интеллектуальную игру «Путешествие в страну Математики»,
Кучерова И.В.-«КВН по математике»,
Рудь Н.И. - «В мире занимательной фразеологии»,
Сурцева И.В. – внеклассное мероприятие « Знание - сила».
Дети были активными участниками всех мероприятий, проходивших в рамках этой недели. Весь материал собран в папку. Очень интересно и живо прошло мероприятие в 4-х классах «Прощание с начальной школой». Ученики начальных классов также принимали участие:

Во Всероссийском конкурсе « Эму – эрудит»
Школьный Интеллектуальный марафон
Международный конкурс - игра по языкознанию «Русский
Медвежонок»
Международный конкурс - по математике «Кенгуру»
« Кенгуру – выпускникам»
Молодежный чемпионат «Старт»
« Золотое руно»
« Человек и природа».
Учащиеся 3-4 классов принимали участие в районной олимпиаде школьников, результаты участия низкие. Это говорит о том, что нужно активнее использовать приемы, способствующие развитию у учащихся познавательных интересов и развитию интеллектуальных способностей. В связи с этим учителями был разработан план работы с мотивированными и высокомотивированными учащимися начальной школы.
В рамках подготовки к введению ФГОС педагоги Рябчукова Н.А., Якимова Г.А. и Сурцева И.В. прошли краткосрочное обучение в ГОУ ДПО « Кабардино – Балкарский центр дистанционного обучения» на учебной площадке Прохладненского района по теме «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов» в объеме 72 ч. Также Рябчукова Н.А. в рамках Государственной программы « Доступная среда» прошла краткосрочное обучение в Московском городском психолого – педагогическом университете по программе « Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка – инвалида в части получения детьми – инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в объёме 72 часов.
Все педагоги начальной школы в рамках мероприятий СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИСТА приняли активное участие в форуме по теме:
« Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС НОО». Учителя Агеева И.А., Кучерова И.В., Рябчукова Н.А., Якимова Г.А. приняли участие в конкурсе «Лучшее оформление образовательной презентации – 2011» среди образовательных учреждений Прохладненского муниципального района. За занятое второе место Якимова Г.А. и третье место Агеева И.А. были награждены дипломами Управления образования в номинации «Презентации в учебном процессе в начальной школе». Рябчукова Н.А. и Кучерова И.В. награждены дипломами за активное участие в конкурсе. В районном фестивале методических идей « Инновационный подход к обучению и воспитанию» приняли участие 5 педагогов: Агеева И.А., Балабуха Н.А., Кучерова И.В., Рябчукова Н.А., Якимова Г.А. Подведение итогов фестиваля будет проходить в июне 2012 года.
В мае 2012 года было проведено собрание с родителями будущих первоклассников по теме «Начальная школа и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт».
В ходе собрания были рассмотрены следующие вопросы:
Ø Что такое Федеральный Государственный Образовательный Стандарт?
Ø Какие требования выдвигает ФГОС НОО?
Ø Что является отличительной особенностью ФГОС НОО?
Ø Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Ø Что такое информационно-образовательная среда?
Ø Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Ø Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Также на заседаниях МО обсуждались и изучались проблемы обучения по современным технологиям в процессе преподавания русского языка, чтения, математики, приёмы, способствующие лучшему усвоению словарных слов, дифференциации на уроках, совершенствования навыков осознанного чтения, развития творческих способностей учеников и т.д. Итоговые контрольные работы по русскому языку и математики проводились и проверялись в присутствии завуча начальной школы Кухливской О.Н.
На заседании МО проходил творческий отчёт учителей по темам самообразования:
Агеева И.А. «Активизация мыслительной и речевой деятельности учащихся на уроках математики и русского языка в начальной школе».
Кучерова И.В. «Развитие творческой активности учащихся начальной школы».
Рябчукова Н.А. «Активизация познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста».
Были заслушаны доклады учителей: Кучерова И.В.« «Развитие творческой активности учащихся начальных классов на уроках русского языка»», Агеева И.А. «Использование активных методов обучения – основа развития познавательной компетентности школьника». Рябчукова Н.А. «Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста». Педагоги поделились опытом работы по заявленным темам.
Анализ работы начальной школы показывает, что в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала работа всего методического объединения учителей начальных классов. Отрицательным моментом в работе ШМО является слабая работа с одаренными учащимися. Коллектив учителей начальных классов оценивает работу МО на «удовлетворительно».
Анализируя вышесказанное можно выделить на новый учебный год следующие задачи:
в 2012-2013 учебном году необходимо продолжить работу в том же направлении, углубив ее содержание и скорректировав цели и задачи.


Цель работы МО начальных классов:
Ø Изучение и внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью активизации познавательной деятельности учащихся, повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни младшего школьника .Задачи работы МО начальных классов :ü совершенствовать обучение и воспитание младших школьников в условиях перехода на ФОГС через освоение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
ü оказывать посильную помощь педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на Ф ГОС через освоение и использование в образовательном процессе новых образовательных технологий;
* укреплять психофизическое здоровье учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе;
* оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обученности;
* внедрение компьюторных технологий как одного из методов развития познавательного интереса и творческой активности младших школьников;
* разработать план работы с одаренными учащимися.

Руководитель ШМО учителей начальных классов: /Н.А. Рябчукова/
2012-06-14
».
Балабуха Н.А.- математическую викторину « В гостях у мудрой совы»,
Клешня Л.А. – игру по математике « Самый умный»,
Якимова Г.А.- путешествие по русскому языку « Пунктуационные знаки»,
Рябчукова Н.А. – интеллектуальную игру «Путешествие в страну Математики»,
Кучерова И.В.-«КВН по математике»,
Рудь Н.И. - «В мире занимательной фразеологии»,
Сурцева И.В. – внеклассное мероприятие « Знание - сила».
Дети были активными участниками всех мероприятий, проходивших в рамках этой недели. Весь материал собран в папку. Очень интересно и живо прошло мероприятие в 4-х классах «Прощание с начальной школой». Ученики начальных классов также принимали участие:

Во Всероссийском конкурсе « Эму – эрудит»
Школьный Интеллектуальный марафон
Международный конкурс - игра по языкознанию «Русский
Медвежонок»
Международный конкурс - по математике «Кенгуру»
« Кенгуру – выпускникам»
Молодежный чемпионат «Старт»
« Золотое руно»
« Человек и природа».
Учащиеся 3-4 классов принимали участие в районной олимпиаде школьников, результаты участия низкие. Это говорит о том, что нужно активнее использовать приемы, способствующие развитию у учащихся познавательных интересов и развитию интеллектуальных способностей. В связи с этим учителями был разработан план работы с мотивированными и высокомотивированными учащимися начальной школы.
В рамках подготовки к введению ФГОС педагоги Рябчукова Н.А., Якимова Г.А. и Сурцева И.В. прошли краткосрочное обучение в ГОУ ДПО « Кабардино – Балкарский центр дистанционного обучения» на учебной площадке Прохладненского района по теме «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов» в объеме 72 ч. Также Рябчукова Н.А. в рамках Государственной программы « Доступная среда» прошла краткосрочное обучение в Московском городском психолого – педагогическом университете по программе « Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка – инвалида в части получения детьми – инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в объёме 72 часов.
Все педагоги начальной школы в рамках мероприятий СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИСТА приняли активное участие в форуме по теме:
« Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС НОО». Учителя Агеева И.А., Кучерова И.В., Рябчукова Н.А., Якимова Г.А. приняли участие в конкурсе «Лучшее оформление образовательной презентации – 2011» среди образовательных учреждений Прохладненского муниципального района. За занятое второе место Якимова Г.А. и третье место Агеева И.А. были награждены дипломами Управления образования в номинации «Презентации в учебном процессе в начальной школе». Рябчукова Н.А. и Кучерова И.В. награждены дипломами за активное участие в конкурсе. В районном фестивале методических идей « Инновационный подход к обучению и воспитанию» приняли участие 5 педагогов: Агеева И.А., Балабуха Н.А., Кучерова И.В., Рябчукова Н.А., Якимова Г.А. Подведение итогов фестиваля будет проходить в июне 2012 года.
В мае 2012 года было проведено собрание с родителями будущих первоклассников по теме «Начальная школа и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт».
В ходе собрания были рассмотрены следующие вопросы:
Ø Что такое Федеральный Государственный Образовательный Стандарт?
Ø Какие требования выдвигает ФГОС НОО?
Ø Что является отличительной особенностью ФГОС НОО?
Ø Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Ø Что такое информационно-образовательная среда?
Ø Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Ø Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Также на заседаниях МО обсуждались и изучались проблемы обучения по современным технологиям в процессе преподавания русского языка, чтения, математики, приёмы, способствующие лучшему усвоению словарных слов, дифференциации на уроках, совершенствования навыков осознанного чтения, развития творческих способностей учеников и т.д. Итоговые контрольные работы по русскому языку и математики проводились и проверялись в присутствии завуча начальной школы Кухливской О.Н.
На заседании МО проходил творческий отчёт учителей по темам самообразования:
Агеева И.А. «Активизация мыслительной и речевой деятельности учащихся на уроках математики и русского языка в начальной школе».
Кучерова И.В. «Развитие творческой активности учащихся начальной школы».
Рябчукова Н.А. «Активизация познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста».
Были заслушаны доклады учителей: Кучерова И.В.« «Развитие творческой активности учащихся начальных классов на уроках русского языка»», Агеева И.А. «Использование активных методов обучения – основа развития познавательной компетентности школьника». Рябчукова Н.А. «Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста». Педагоги поделились опытом работы по заявленным темам.
Анализ работы начальной школы показывает, что в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала работа всего методического объединения учителей начальных классов. Отрицательным моментом в работе ШМО является слабая работа с одаренными учащимися. Коллектив учителей начальных классов оценивает работу МО на «удовлетворительно».
Анализируя вышесказанное можно выделить на новый учебный год следующие задачи:
в 2012-2013 учебном году необходимо продолжить работу в том же направлении, углубив ее содержание и скорректировав цели и задачи.


Цель работы МО начальных классов:
Ø Изучение и внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью активизации познавательной деятельности учащихся, повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни младшего школьника .Задачи работы МО начальных классов :ü совершенствовать обучение и воспитание младших школьников в условиях перехода на ФОГС через освоение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
ü оказывать посильную помощь педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на Ф ГОС через освоение и использование в образовательном процессе новых образовательных технологий;
* укреплять психофизическое здоровье учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе;
* оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обученности;
* внедрение компьюторных технологий как одного из методов развития познавательного интереса и творческой активности младших школьников;
* разработать план работы с одаренными учащимися.

Руководитель ШМО учителей начальных классов: /Н.А. Рябчукова/
2012-06-14
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой,
О которой мы поем.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
А страна большая эта —
Вечно “белое пятно”
Припев:
Пусть в эту страну не идут,
Не идут поезда,
Нас мамы впервые приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой веселой
Встречают нас как новоселов, —
Страна эта в сердце всегда!
2.
В новый класс, как в новый город,
Мы приходим каждый год,
Племя юных фантазеров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне.
Припев
3.
Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Гул далеких новостроек,, Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом ‘
В той стране, стране особой,
О которой мы поем.
Припев
Тема: Окружающий мир
Цель урока: Опираясь на жизненный опыт учащихся (их знания о небе, земле, деревьях, птицах, животных и т. д.), сформировать понятие о природе как об окружающем мире.
Задачи: 1. Дать первоначальное понятие об окружающем мире;
2. Дать первоначальное представление о природе живой и неживой
3. Учить детей задавать вопросы об окружающем мире; учить группировать предметы;
4. Развивать мышление детей, умение анализировать увиденное, делать выводы на основе сравнения, пополнить словарный запас детей.
Оборудование: иллюстрации предметов живой и неживой природы, корзинки разных цветов, иллюстрации природных и антропогенных пейзажей, индивидуальные карточки с макетом солнышка и камня.
Словарный запас: природа, организмы, предметы природы, явления природы,
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Психологический настрой
Хороший день (Шибаев Александр)
До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
Закройте глаза, протяните ладошки под солнечный свет и почувствуйте ласку солнышка. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас.
3. Объявление темы, цели и задач урока.
4. Работа с иллюстрациями
Посмотрите на картины и скажите, видели ли вы такие пейзажи в своей жизни? Расскажите об этом.
5. Изучение нового материала.
Рассказ учителя
Природой можно назвать всё то что окружает нас на всей земле. Это небо, солнце, звёзды, луна, воздух, и горы, и равнины, и лес, и реки , и моря, и озёра, и животные и растения.
Вся природа делится на две большие части: живая и неживая
Мозговой штурм: кого можно назвать живым существом и почему?
Ответы учащихся.
Мозговой штурм: почему воду, воздух, камни, песок нельзя назвать живыми?
Ответы учащихся.
6. Физминутка
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
7. Закрепление нового материала
Кем мы были в физминутке?
Они относятся к живой или неживой природе? Почему вы так думаете?
Игра «Живое и неживое»
Дети работают в группах
(учащимся предлагаются одинаковые наборы картинок предметов живой и неживой природы и две корзинки зелёного и белого цвета)
Задание: разложить все предметы по корзинкам. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в белую – предметы неживой природы. 8. Проверка и исправление ошибок.
9. Отгадывание загадок
Отгадайте загадку. - Скажите отгадка относится к живой или неживой природе. Называем отгадку и если предмет живой хлопаем в ладоши два раза, если неживой то не хлопаем.
У нас под самой крышей
Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет.
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего.
Только вышел из скорлупки
в мягкой, легкой, желтой шубке.
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка.
Кто на себе свой дом носит?
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
В тихую погоду - нет нас нигде,
А ветер подует - бежим по воде.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый ...
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Поле летом покраснело.
Яркий, как победный флаг,
Нам головкой машет смело
Бархатистый красный ...
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.
С неба - звездой,
На ладошку - водой.
Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый ...
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
10. Итог урока.
Рефлексия. Кому понравился наш урок раскрасьте на листочке солнышко, а кому не понравился, раскрасьте камень
Тема урока: Явления природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие «явления природы», создать условия для усвоения детьми новых понятий и терминов по теме урока.
Задачи:
1. Сформировать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
3. Воспитывать посредством слушания музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; формулирование выводов.
Формы организации познавательной деятельности:
• фронтальная работа
• парная
• индивидуальная
Оборудование:
• учебник «Познание мира» для 1 класса, рабочая тетрадь по познанию мира, мультимедиа установка, компьютер;
слайды или иллюстрации с изображением времен года, явлений природы для практической работы, фишки 4 цветов(белые, голубые, зелёные, жёлтые)- набор для каждой пары;
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Психологический настрой
Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт -
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава…
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать
Начнёт
Оно!
Б.Заходер
-Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
Пусть доброе зерно знаний прорастёт на нашем уроке.
- Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)
II. Актуализация опорных знаний (2 мин)
Учитель читает загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
- Какая тема нашего урока? (Явления природы.)
3. Постановка учебной задачи.(1 мин)
- Цель нашего урока - узнать о явлениях природы.
- Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.
- А как вы понимаете слово «явление»?
- Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)
4. Изучение нового материала (14 мин)
- Быстрочитающий ученик читает в толковом словаре Ожегова толкование слова «явление».
«Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.» - Итак, мы начинаем наше путешествие.
- Опережающее задание. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие? Как догадались?
закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу.(звучит запись шума падающих листьев и ветра в лесу) откройте глаза и сравните звуки которые вы слышали с картинами которые вы видите сейчас.
-просмотр фото презентации
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) - Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
- А чем же осень может нас огорчить? (Дождь)
Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.
«Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь».
- А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) - Когда чаще всего можно наблюдать туманы?
Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.
- Мы продолжаем своё путешествие. В какое время года мы отправимся после осени? Как нужно одеться?
Физминутка. Дети имитируют одевание тёплых вещей(звучит запись зимней бури и на её фоне учитель или ученики читают стихотворения о зиме)
И.С.Никитин
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
Первый снег Иван Бунин
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
А.С.Пушкин
А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад.
А по утрам, зимой, деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.
Как называется такое явление? Иней.
А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз, буря, гололёд.
отгадывание загадок на зимнюю тему
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз
С неба - звездой,
На ладошку - водой. Снежинка
У нас под самой крышей
Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет. Сосулька
Гололедица Валентин Берестов
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!
А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? ( Вьюга, метель). Слайд
Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?
– Отгадайте зимние загадки:
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан... (Иней)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Эту зимнюю хозяйку
Все боятся, даже зайка
Не боится лишь апрель
Снежно-белую... (Метель)
Вдоль нашего села
Бежит лошадка весела,
Под конец хвоста
Висит полон кошель овса,
Бежит да потряхивает. (Метель)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
Поглядели мы в окно —
Аж глазам не верится!
Всё вокруг белым-бело
И метёт... (Метелица)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это — снежная... (Метель)
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся. (Мороз)
Кто только зимой растёт? (Сугроб)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это — клён, а это — ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз)
Солнце, всё белым-бело.
Ночью землю замело.
Ель одна лишь зелена,
Жизнь зимой ей не страшна.
Иглы у неё кругом,
На стволе — синичек дом.
Кажется, прекрасней нет,
А вокруг волшебный свет. (Снежинка)
– Что особенно красиво при снегопаде?
Физминутка под музыку
– Изобразите действием .
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, вам хочется танцевать снежный вальс. Какой замечательный зимний праздник вы знаете.
Пришла зима Ирина Черницкая
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
6.Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.
Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна.
Весенние воды. Е.Плещеев
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Демонстрация иллюстраций весенних пейзажей
Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)
ОБЖ. Весной, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.
Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Промежуточный итог урока. Какие же явления характерны для весны?
Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето)
Конечно, лето - это самое любимое время года и детей и взрослых. Анализ иллюстраций с летними пейзажами.
- Какие же явления природы можно наблюдать летом?
Назовите эти явления.
А теперь отгадайте летние загадки
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Ира
У неё теперь ангина. (Град)
В белом бархате деревня
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат отпадет. (Туман)
Сперва — блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск. (Гроза)
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит. (Гром, молния)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).
Промежуточный итог урока.
- Ещё раз назовите природные явления которые бывают весной и летом.
7. Игра «Выбери правильно» работа в парах. Перед вами лежат картинные мозаики. Вы должны накрыть фишками их в таком порядке: зимние явления – белыми фишками, весенние – голубыми, летние – зелёными, осенние - жёлтыми. Проверка проводится по образку учителя. Ошибки сразу коллективно исправляются.
8. Творческое задание в рабочей тетради (индивидуально)
У детей разрезанные на 3-4 части карточки с изображением явления природы. Дети составляют рисунок и приклеивают его в тетради. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– Наше путешествие по временам года и их явлениям закончилось.
Сделаем вывод.
- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?
Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы. - Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?
- У вас на партах лежат карточки «настроения» - солнышко и тучка.
Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой «солнышко», если не очень то поднимите карточку с картинкой «тучка».
Спасибо всем за урок.
Познание мира. 1 класс.
Тема урока: «Виды транспорта».
Цель: познакомить учащихся с видами транспорта
Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; дать представление о том, что автомобиль бывает не только другом, но и врагом для человека.
2. Расширять кругозор уч-ся; развивать умения работать в группах, речь, мышление.
3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.
Ход урока:
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Еду в нём на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колёса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт.)
Под водой железный кит –
Днём и ночью он не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
По волнам дворец плывёт,
На себе людей везёт. (Корабль.)
- По каким признакам вы разгадали загадки?
Показывается слайд различного транспорта.
- Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим как влияет транспорт на окружающую среду.
3. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа.
- Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)
- Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)
- На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?
2. Работа с текстом.
- Чтение текста «Виды транспорта».
Виды транспорта.
Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:
1. Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.
2. Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор. 3. Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.
4. Подземный – к нему относится метро.
Каждый транспорт приносит пользу человеку. Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом.
- На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?
4. Работа по группам.
- Вы назвали мне виды транспорта. А сейчас мы с вами выполним работу на отдельных листах бумаги. Вам нужно будет выбрать из всего транспорта тот, название