План к уроку математика


План урока по математике 3 русский класс Дата
Тема: Письменные приемы деления : 86:2, 286:2.
Цель: освоить алгоритм письменного деления двузначного и трехзначного числа на однозначное; совершенствовать умение решать уравнение сложной структуры; закрепить умение решать задачи изученных видов.
Предметные результаты: учащиеся знают алгоритм письменного деления.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
В начале урок необходимо решить устно и письменно несколько примеров на умножение двухзначного и трехзначного числа на однозначное.
Вычислите значения выражений:
132* 3 2) 242*4
Решение:
132*3=(100+30+2)*3=100*3+30*3+2*3=300+90+6=396
242*4=(200+40+2)*4=200*4+40*4+2*4=800+160+8=968
Ответ: 1) 396, 2) 968.
Для устных заданий дать примеры на табличное умножение и деление, сложение и вычитание. Сделать это можно в форме одной из известных дидактических игр: «Молчанка», «Лесенка» и т. п. Необходимо также повторить десятичный состав двузначных и трехзначных чисел, для этого можно устно (или письменно) выполнить №5. Также нужно повторить деление с остатком. Для этого можно дать задания:
Делимое Делитель Частное Остаток
26 5 73 9 15 4
Для подготовки к знакомству с новым материалом необходимо повторить случаи деления двузначного числа на однозначное (64 : 2 ).После этого показать, что так же можно разделить трехзначное число на однозначное
(482 : 2 = 400 : 2 + 80 : 2 + 2 : 2 = 241).
Найдите значения данных частных: 1) 64 : 2 ;
864 : 2
Решение:
1)64 : 2 = ( 60 + 4 ): 2 = 60 : 2 + 4 : 2 = 30 + 2 = 32
2)864 : 2 = (800 + 60 + 4) : 2 = 800 : 2 + 60 : 2 + 4 : 2 = 400 + 30 + 2 = 432
Ответ : 1) 32 ; 2) 432.
Затем учитель говорит детям, что удобнее делить двузначные и трехзначные числа, записывая уголком ( как умножение столбиком ) (задание №1). Учитель предлагает рассмотреть запись и спрашивает, может ли кто-то из детей ее объяснить.
3.Усвоение новых знаний и способов действий.
Выявление места и причины затруднения.
В процессе диалога выясняется, что с таким приемом дети еще не знакомы. Следовательно , цель урока – «открыть» новый алгоритм письменного деления уголком. Построение проекта выхода из затруднения.
Можно поступить аналогично уроку №132, предложить соединить шаги алгоритма с записями. А можно используя презентацию урока показать детям новый прием деления, одновременно дать задание – пронумеровать шаги алгоритма, выданные детям на карточках (листочках).

748 Запишу уголком 748 : 2
Определю количество цифр в частном. Число сотен – 7 больше делимого (2), значит, в частном будет 3 знака (трехзначного число).Поставлю точки.
748
Делю сотни:
Делю: 7 на 2, в частном будет 3 сотни
Умножаю: 3*2=6, разделили на 6 сотен
748 Вычитаю: 7-6=1, осталось разделить 1 сотню
748 Снесу 4 десятка
748 Делю десятки:
1 сотня и 4 десятка – это 14 десятков
Делю: 14:2=7, в частном будет 7 десятков
Умножаю: 7*2=14
748 Делю десятки:
1 сотня и 4 десятка – это 14 десятков
Делю: 14:2=7,в частном будет 7 десятков
Умножаю: 7*2=14
748 Делю десятки:
1 сотня и 4 десятка- это 14 десятков
Делю: 14:2=7,в частном будет 7десятков
Умножаю: 7*2=14, разделили 14 десятков
Вычитаю: 14-14=0
748 Снесу 8 единиц
748 Делю единицы: единиц 8
Делю: 8:2=4, в частном будет 4 единицы
Умножаю: 4*2=8, разделили 8 единиц
Вычитаю: 8-8=0, остатка нет
4.Первичная проверка понимания.
Важно подробно объяснить решение примера, выполняя запись на доске с клетчатой разлиновкой. Следует обратить внимание детей на то, что при письменном делении используется другой знак деления или его еще называют «уголок».После того как деление выполнено, необходимо вернуться к решенному примеру и повторить, что делили сначала, что потом, зачем нужно было каждый раз умножать полученную цифру частного на делитель и вычитать полученное произведение. Учитель должен использовать презентацию к уроку.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Для первичного закрепления дети выполняют №2 с подробным объяснением. Результаты проверяют.
6.Включение в систему знаний и повторения.
Под руководством учителя дети решают задачи №4 (а), а затем дополняют условие задачи (б) числовыми данными и решают полученную задачу самостоятельно.
Решение логической задачи (№8) дети выполняют самостоятельно. При затруднении учитель может помочь детям начать рассуждения: «Братьев было трое, если они возьмут по 4 пирожка, это 12 пирожков и 1 останется. Значит, на блюде было 13 пирожков. Если бы они взяли по 5 – это получилось бы 15 пирожков, т. е. двух не хватило бы».
Для самостоятельной работы с последующей проверкой можно предложить выполнить умножение, записывая столбиком: 23*3, 24*2, 21*4, 13*3, 12*3, 22*4 и решение уравнений №6.
Задача №8 – задача на избытки нехватки.
7.Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.