Програма внеурочной деятельности В мире занимательной математики в 5 класс


Программа внеурочной деятельности «В мире занимательной математики».
(5 класс, 2 часа в неделю)
Учитель математики: Рыжкова Н. В.
1.Перечень нормативных документов.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2010г. №1897, основная образовательная программа основного общего образования реализуется школой через учебный план и план внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного основного общего образования – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.Нормативные документы внеурочной деятельности.
Федеральный закон от 29.12.2012г.№237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897/
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /Составитель Е. С. Савинов – М. «Прсвещение»2011/
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А. Я. Тишков – М; Просвещение 2011/
Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» /Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010гю №180/
Письмо Министерства образования и науки Р.Ф. «ОБ организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования от 12.05.2011г. №03-296
Локальные акты школы /Правила внутреннего распорядка. Положение о внеурочной деятельности./
2.Пояснительная записка.
2.1 Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
На изучение программы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 учебных часов.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у обучающихся умений работать самостоятельно.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Занятия внеурочной деятельности содействуют развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи;
умелому использованию символики;
правильному применению математической терминологии,
обогащению математического словаря;
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, мета предметных и предметных результатов освоения программы;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
2.2 Основными целями проведения занятий являются:
привитие интереса обучающихся к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
воспитывать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
формировать общую культуру;
воспитывать толерантность;
оказывать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, логических задач;
способствовать повышению интереса к математике;
повышать уровень мотивации учащихся;
развивать логическое мышление, память, устойчивость и концентрацию внимания;
развивать речь и обогащать математический словарь.
2.3 Коррекционная направленность преподаваемого курса.
Данная программа внеурочной деятельности учитывает психофизические особенности учащихся школы VII вида, а именно: нарушение эмоционально-волевой сферы, недоразвитость психических процессов (памяти, внимания, мышления), недостаток самоконтроля, учебно-познавательная пассивность, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, девиантное поведение. Познавательная деятельность учащихся характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое.
Поэтому обучение строится по принципу коррекционной направленности, посильности, доступности, здоровье сбережения с целью обеспечения ребенку субъективного переживания успеха на фоне затрат и усилий.
На занятиях предусмотрена коррекция и развитие психических процессов учеников (таблица№1)
Таблица№1
Психические процессы и их виды
Восприятие зрительное, слуховое, осязательное
Представления зрительные, слуховые, осязательные
Внимание непроизвольное, произвольное, пост произвольное устойчивое, неустойчивое
Память наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная
Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое
Воображение пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)
Работа строится с учетом коррекционных задач.
Коррекционные цели и задачи (таблица №2)
Таблица №2
Психические процессы Цели и задачи
Ощущения и восприятие Формировать: целостность восприятия (осмысленность, точность, избирательность).
Обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве.
Развивать: глазомер, восприятие пространства.
Мышление Обучать: выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать, анализировать, абстрагированию, критичности мышленияРазвивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность
Память и представление Формировать: точность представлений, умения самостоятельно выполнять задания, полноту восприятий
Обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей учебной деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания
Развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память
Внимание Формировать: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность
Обучать: распределению внимания
Развивать: произвольное внимание, устойчивость внимания
Эмоции Формировать: привычку правильного поведения
Обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства
2.4 Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. На занятиях принимаются во внимание способности каждого ученика в отдельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Формы занятий:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в классе, его деловые качества) используется:
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование,
психолого-диагностические методики.
3.Личные и мета предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты.
I. Метапредметные:
1.Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможность конечного результата при решении задач;
осуществлять контроль по результату и способу действий;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи.
Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться:
строить логические рассуждения и выводы;
формировать учебную иобщекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выбирать рациональные способы решения.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений;
занятия на повторение и обобщение;
само презентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
II. Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
самостоятельно приобретать и применять полученные знания в различных ситуациях;
выделять существенные признаки предметов;
пользоваться справочной литературой;
обобщать, делать несложные выводы;
определять последовательность событий;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Проверка предметных результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);
собеседования (индивидуальное и групповое);
опросников;
тестирования;
проведения самостоятельных работ.
III. Личностными результатами является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить (толерантность).
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в классе, его деловые качества) используется:
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование,
психолого-диагностические методики.
4.Учебно – тематический план.
№ Наименование разделов Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 -
2 Из истории математики 8 3 5
3 Занимательные задачи 18 6 12
4 Математические ребусы, лабиринты, мозаики 21 8 13
5 Страна геометрических фигур 15 5 10
6 Проектная деятельность, математические олимпиады 5 1 4
5.Содержаниепрограммы.
1.Вводное занятие – 1 ч
Организационное занятие. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Из истории математики часа - 8 ч
Первоначальное знакомство с историей математики: возникновение цифр и знаков, знакомство с интересными приёмами устного счёта. Знакомство с материалом из истории развития математики.
Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.
Практическое применение рациональных способов решения математических выражений.
3.Занимательные задачи - 18 ч
Знакомство с различными видами задач.
Самостоятельное составление задач - шуток, сказочных задач.
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала.
4.Математические ребусы, лабиринты, мозаики – 21 ч
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов. Координаты на плоскости.
Решение математических ребусов, головоломок.
Составление математических ребусов.
Творческие работы.
5.Страна геометрических фигур - 15 ч
Начальные геометрические сведения. Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
Сравнение предметов по размеру и форме.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
Практические работы по построению, измерению и изучению свойств геометрических фигур.
6.Проектная деятельность, математические олимпиады – 5 ч.
Как выполняется проект по математике.
Работа над проектом, индивидуальная работа.
Подготовка учащихся к математической олимпиаде.
6. Календарно – тематическое планирование.
№ Дата Тема занятия Коррекционная работа
Из истории математики. 9часов
1 Вводное занятие Повышение мотивации к изучению предмета
2 Математика царица наук.
Как люди научились считать Коррекция эмоционально – волевой сферы
3 Удивительный мир чисел.
Страна цифр и знаков Формирование потребности оперировать математической лексикой.
4 Значение математики в жизни человека Развитие и обогащение словаря, как общего, так и математического
5 Практическое занятие: «Интересные приемы устного счета» Развитие устойчивого внимания.
6 Практическое занятие: «Коллективный счет» Формирование потребности оперировать математической лексикой.
7 Практическое занятие «Веселый счет» Развитие устойчивого внимания.
8 Практическое занятие: «Приемы рациональных вычислений» Совершенствование навыков установления логических связей.
9 Практическое занятие: «Приемы рациональных вычислений» Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
Занимательные задачи-18 ч
10 Занимательные задачи в стихах.
Задачи со сказочным сюжетом Развитие и обогащение словаря, как общего, так и математического
11 Практическое занятие: «Решение занимательных задач в стихах. Решение задач со сказочным сюжетом» Совершенствование навыков установления логических связей.
12 Задачи – шутки.
Загадки - смекалки Совершенствование аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений по установлению соответствий.
13 Практическое занятие: «Решение задач – шуток, задач – смекалок» Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
14 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными Развитие мыслительных операций: сравнения, классификации.
15 Практическое занятие: «Решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными» .Развитие слухового восприятия.
Формирование умения устанавливать логические связи
16 Задачи с изменением вопроса.
Изменение вопроса в задачах Совершенствование аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений по установлению соответствий.
17 Практическое занятие: «Решение задач с изменением вопроса » Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
18 Задачи с многовариантными решениями Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
19 Практическое занятие: «Решение задач с многовариантными решениями» 20 Обратные задачи Совершенствование аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений по установлению соответствий
21 Практическое занятие: «Решение обратных задач» Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
22 Практическое занятие: « Решение нестандартных задач» Совершенствование навыков установления логических связей.
23 Практическое занятие: «Решение нестандартных задач» Совершенствование навыков установления логических связей.
24 Практикум «Подумай и реши» Совершенствование аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений по установлению соответствий.
25 Практикум «Подумай и реши» 26 Практикум «Подумай и реши» 27 Практикум «Подумай и реши» Математические ребусы, лабиринты, мозаики-21ч
28 Знакомство с магическими квадратами Совершенствование зрительной, опосредованной памяти.
29 Знакомство с математическим лото 30 Арифметические ребусы.
Логические лабиринты 31 Решение заданий с магическими квадратами Совершенствование мышления: ассоциативного, вербально – смыслового.
32 Решение арифметических ребусов. Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
33 Практическое занятие: «Ребусы от учеников» Развитие и обогащение словаря, как общего, так и математического
34 Практическое занятие: «Ребусы от учеников» 35 Решение логических лабиринтов Совершенствование мышления: ассоциативного, вербально – смыслового.
36 Знакомство с математической мозаикой. Развитие слухового восприятия.
Формирование умения устанавливать логические связи.
37 Практическое занятие: «Составь свою мозаику» Совершенствование мышления: ассоциативного, вербально – смыслового.
38 Решение ребусов и логических задач. Развитие мыслительных операций: сравнения, классификации
39 Решение ребусов и логических задач. 40 Решение ребусов и логических задач. 41 Танграм Развитие внимания: его распределение, умения переключаться, увеличение объема внимания.
42 Практическое занятие: «Составь рисунок » 43 Практическое занятие: «Составь рисунок » 44 Практическое занятие: «Составь рисунок » 45 Практическое занятие: «Составь рисунок » 46 Практическое занятие: «Японский кроссворд» Развитие и коррекция пространственной ориентации.
47 Практическое занятие: «Японский кроссворд» 48 Практическое занятие: «Японский кроссворд» Страна геометрических фигур-15 ч
49 Путешествие в страну геометрических фигур Развитие слухового восприятия.
Формирование умения устанавливать логические связи.
50 Путешествие в страну геометрических фигур 51 Волшебная точка.
Практическое занятие Совершенствование зрительной, опосредованной памяти.
52 Волшебные линии.
Практическое задание Совершенствование зрительной, опосредованной памяти.
53 Графический диктант Развитие и коррекция пространственной ориентации.
54 Графический диктант 55 Четырех угольники и их виды Совершенствование зрительной, опосредованной памяти.
56 Свойства квадрата.
Практическое занятие Совершенствование аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений по установлению соответствий.
57 Прямоугольник и его свойства.
Практическое занятие Совершенствование зрительной, опосредованной памяти.
58 Знакомьтесь: Пифагор Развитие и обогащение словаря, как общего, так и математического
59 Все открытия Пифагора Развитие и обогащение словаря, как общего, так и математического
60 Решение геометрических задач Совершенствование аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений по установлению соответствий
61 Решение геометрических задач. 62 Решение геометрических задач 63 Решение геометрических задач Проектная деятельность, математические олимпиады -5ч.
64 Как выполняется проект по математике Коррекция эмоционально – волевой сферы
65 Работа над проектом, индивидуальная работа 66 Практическое занятие: « Решение нестандартных задач» Развитие мыслительных операций: сравнения, классификации
67 Практическое занятие: « Решение нестандартных задач» 68 Практическое занятие: « Решение нестандартных задач» 7.Планируемые результаты изучения учебного курса.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
•формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В частности, формирование универсальных учебных действий:
Регулятивных: планирование и контроль за ходом решения задачи, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки, различение способа и результата действий, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, умение планировать пути достижения целей и вносить коррективы.
Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях, умение применять основные логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) при решении различных текстовых задач и задач геометрического содержания, владение основными приемами решения задач.
Коммуникативных: умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, строить монологическое контекстное высказывание, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации в сотрудничестве.
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
8. Ожидаемые воспитательные результаты.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по данной программе предполагают - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
9. Материально – техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение:
материалы для оформления и творчества детей;
наличие канцелярских принадлежностей;
аудиоматериалы и видеотехника;
компьютер;
телевизор;
11. Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности.
Технические средства обучения
1.Мультимедийный комплекс
2.Средства телекоммуникации
Печатные пособия
1.Таблицы по математике
2.Портреты выдающихся деятелей математики
Информационно-коммуникативные средства
1. Интерактивный комплекс «Наглядная математика»
2. УМК «Живая математика»
3. Каталог интерактивной медиатеки (ЦОР по математике).Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Доска магнитная
2.Комплект чертежных инструментов
3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных)
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по истории развития математики.