Рабочая программа по географии 10-11 класс Социальная и экономическая география мира

«Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по Директор МОУ «Средняя учебно-воспитательной общеобразовательная школа работе МОУ «Средняя с.Ягодная Поляна» общеобразовательная школа ___________ Т.И.Федорова с.Ягодная Поляна» «___»_________ 2013 г _______ /Чикунова С.М./ Приказ от ______ №___
«____»____________ 2013 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу
«Социальная и экономическая география мира»
10-11 класс
на 2013-2014 учебный год














Составитель:
Максимова Наталия Юрьевна
МОУ «СОШ с.Ягодная Поляна»
Татищевского района
Саратовской области




Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-ого класса составлена на основе примерной программы:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 34 часа в год, изучается в течение всего года по 1 часу в неделю.
Программа предназначена для учащихся 10 класса МОУ «СОШ с.Ягодная Поляна». В классе 6 человек, 5 девочек и 1 мальчик. Класс показал средний уровень познавательных способностей. В целом класс успешно завершил программу географии предыдущего года, что позволило продолжить дальнейшее обучение и не требует корректировки в содержании.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения


Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.












В программу внесены следующие изменения:
В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе:

1)Выделен раздел «Многообразие стран на политической карте мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (4 часа).
2)«Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращен до 1 часа.
3)В рабочую программу включена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 6 часов.
4)За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Регионы и страны мира» - на 7 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 27 часов.
5)Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).
6)Раздел «Население мира» увеличен до 7 часов.






















Учебно-тематическое планирование

№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Количество часов




Теоретические
Практические
Контрольные
Формы
контроля

1
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
1

-




2
Многообразие стран на политической карте мира.
4

2


Тест, практическая работа

3
Природа и человек в современном мире.
6

1
1
Тест, практическая работа

4
Население мира
7

3
1
Практическая работа

5
НТР и мировое хозяйство
6

-
1


6
География мирового хозяйства
11

3
1
Игра
Практическая работа

7
Регионы и страны мира
27

2
3
Тест
Игра
Практическая работа

8
Россия в современном мире
3

-



9
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
3

1
1
Контрольная работа
Практическая работа


Итого:
68

12
8




























Календарно-тематическое планирование


урока
Тема урока
Тип урока
Элементы обязательного
минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Д/З

Дата








план
факт

Раздел 1Современные методы географических исследований. Источники географической информации ( 1 час)


1
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Л
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно - координированных географических данных.
Знать/понимать:
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.
Положение географии в системе наук. Традиционные новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности.
Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие методы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камерная обработка, опыты, моделирование.
Геоинформационные системы.
Уметь:
Определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
позн. со струк-турой
учебника
05.09.


Раздел 2. Многообразие стран на политической карте мира- 4 часа.


2.
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности и особенностям населения, особенностям географического положения.
Л
Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время. Многообразие стран современного мира, их основные группы.
Государственный строй стран, формы правления
Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль России в современном мире.
Знать/понимать: основные географические термины и понятия. Политическая карта мира. Изменение на политической карте мира в Новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления, административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
Тема 1 &1
12.09.


3.
Международные отношения и политическая карта мира.
КБ


Тема 1 &2
19.09.


4.
Государственный строй стран мира.
П


Тема 1 &3
26.09.


5.
Политическая география.

П


Тема 1 &4
03.10.


Раздел 2. Природа и человек в современном мире. – 6 часов.


6.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Ресурсообеспеченность.
Л
Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами.
Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рационально е и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.
нать:
особенности размещения основных природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Основные виды природных ресурсов.
Размещение природных ресурсов и масштабы их использования.
Обеспеченность природными ресурсами.
Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
Знать: Причины и последствия загрязнения окружающей среды.
Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.
Уметь: Оценивать и объяснять по разным источникам информации
ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
Тема 2 &1
10.10.


7.
Виды природных ресурсов. Минеральные и земельные ресурсы.
КБ


Тема 2 &2
17.10.


8.
Водные ресурсы суши, биологические ресурсы.
П


Тема 2 &2
24.10.


9.
Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы.
КБ


Тема 2 &2
31.10.


10.
Загрязнение окружающей среды.
С


Тема 2 &3
14.11.


11.
Географическоересурсоведение и геоэкология.
ОКК


Тема 2 &4
21.11.


Раздел 3. Население мира – 7 часов.







12.
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.

Л
Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
Знать:
Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения. Основные направления миграции; проблемы современной урбанизации.
Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения.
Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграции населения, виды миграции. География международных миграций.
Городское и сельское население. Урбанизация и её формы. Темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
Уметь:
Определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения
Тема 3 &1
28.11.


13.
Воспроизводство и миграции населения.
Л


Тема 3 &1
05.12.


14.
Структура населения.
П


Тема 3 &2
12.12.


15.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
КБ


Тема 3 &2
19.12.


16.
Размещение и миграции населения.
Л


Тема 3 &3
26.12.


17.
Расселение населения.
Городское население. Урбанизация как стихийный процесс.
Л


Тема 3 &4
16.01.


18.
Сельское население.
Население и окружающая среда.
КБ


Тема 3 &4
23.01.


Раздел 4. НТР и мировое хозяйство – 6часов.


19.
НТР: характерные черты и составные части – наука, техника и технология.
Л
Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.
Знать:
Географические особенности отраслевой территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.
Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
Различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством
Оценивать и объяснять: уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий


Тема 4 &1
30.01.


20.
Производство и управление.
КБ


Тема 4 &1
06.02


21.
Современное мировое хозяйство
Л


Тема 4 &2
13.02.


22.
Отраслевая структура м.х.
КБ


Тема 4 &3
20.02


23.
Территориальная структура м.х.
П


Тема 4 &3
27.02


24.
Факторы размещения.



кб


Тема 4 &4
06.03


Раздел 5. География мирового хозяйства – 11 уроков.






13.03.

25.
Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура , география важнейших отраслей.География промышленности. ТЭК.
Л

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства

Международное географическое разделение труда.
Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, основные промышленные и сельскохозяйственные районы.

География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.

География внешней торговли.

Виды международных экономических отношений.

Россия в мировой экономике.
Знать
Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей.
Оценивать и объяснять
Уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Мировое хозяйство и этапы его развития.
Основные центры мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Применять
Разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
Составлять
Комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Знать: География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные сельскохозяйственные регионы.
География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.
Внешние экономические связи.
География внешней торговли.
Виды международных экономических отношений.
Россия в мировой экономике.
Применять
Разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
Составлять
Комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Тема 5 &1
ана-лизтаб-лиц приложе-ния
13.03.


26.
Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. Горнодобывающая промышленность.
Л


Тема 5 &1

20.03.


27.
Металлургия, машиностроение, химическая промышленность.
Л


Тема 5 &1

03.04.


28.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Промышленность и окружающая среда.
П


Тема 5 &1

10.04.


29.
Особенности с/х и рыболовства.
«Зеленая революция»
Л


Тема 5 &1

17.04


30.

География растениеводства животноводства

С/Х и окружающая среда.
П


Тема 5 &2
24.04.


32.
География транспорта.
Сухопутный транспорт.
Л


Тема 5 &3

08.05.


33.
Водный и воздушный транспорт.
Транспорт и окружающая среда.
КБ


Тема 5 &4
подг.к семинару «ВЭО»
15.05.


34.
Международная специализация и кооперирование.
С


Тема 5 &4

22.05.


35.
Внешние экономические связи.Повторение:.
ОКК










29.05.


Тип урока: П – практикум , КБ – комбинированный, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений, Л- лекция, С - семинар







Тип урока: П – практикум , КБ – комбинированный, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений, Л- лекция, С - семинар
Раздел 6. Регионы и страны мира (27 часов)
Тема 1. Зарубежная Европа – 6 уроков







































36
Общая ЭГХ З.Европы: состав, ПК, природно-ресурсный потенциал.

Вводная Л
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Знать: Комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы.
Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Тема 6&1




37
Население. Хозяйство Зарубежной Европы.

КБ


Тема 6&1




38
Промышленность Зарубежной Европы.

С


Тема 6&1




39
С/Х. Транспорт. Наука и финансы, отдых и туризм, экологические проблемы.

КБ


Тема 6&1




40
Географический рисунок расселения и хозяйства.
к/к ТЕСТ
КБ


Тема 6&2




41
Субрегионы и страны. ФРГ.
П.Р.№10 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки»

П



Тема 6 &3



Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия – 9 часов


42
Общая ЭГХ Зарубежной Азии.

Вводная Л
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Знать: Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику стран зарубежной Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Знать и давать: Комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании..
Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику Австралии и отдельных стран Океании; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Тема 7&1




43
Население Зарубежной Азии.

КБ


Тема 7&1




44
Хозяйство Зарубежной Азии.
к/к
КБ


Тема 7&1




45-46
Китай.

Л
П


Тема 7&2



47

Япония: территория ,границы, население

Л


Тема 7&3




48
Хозяйство Японии на пути в 21 век.

П


Тема 7&3




49
Индия – крупнейшая развивающая страна мира.

Л











Тема 7&4




50
Комплексная характеристика
Австралии и Океании

Интеллектуальная игра

П
Комплексная географич. характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства
Австралии и Океании. Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стр. мира. Внутренние географические различия стр.

Тема 7 &5

подго-товить презента-цию, к/к



Тема 3. Африка – 4 часа






51-52
Общая ЭГХ Африки.

Вводная Л
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия
стран.
Знать и давать: Комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Африки.
Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Оценивать и объяснять:ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Тема 8&1




53
Субрегионы: Северная Африка.
к/к
С


Тема 8&2




54
Тропическая Африка. ЮАР.
ТЕСТ
С


Тема 8&2




Тема 4. Северная Америка – 5 часов.


55-56
Общая ЭГХ США.
к/к
Л
С
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки . Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия
стран.
Знать и давать: Комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки.
Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия
Тема 9&1




57-58
Макрорегионы США,
ТЕСТ
С


Тема 9&2




59
Канада. Социально-экономическая характеристика.

П


Тема 9&3




Тема 5. Латинская Америка – 3 часа


60
Общая ЭГХ Латинской Америки.
П.Р.№11: Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки

Л
КБ
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия
стран.
Знать и давать: Комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки.
Региональные различия.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Тема 10&1




61
ЭГХ Бразилии.

С


Тема 10&2




62
Урок-обобщение по теме «Латинская Америка»
Игра «Счастливый случай»
ОКК






Раздел 7. Россия в современном мире – 3 часа

63-64
.Россия на полити
ческой карте мира
Современное гео
Политическое по
ложение
.
анализ статистического материала
Л
РФ на политической карте мира. Изменение географического положения РФ во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение РФ. РФ в мировом и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. РФ в системе международных финансово-экономических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры РФ. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие РФ в международных отраслевых и региональных организациях. РФ и страны СНГ. Участие РФ в международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Знать: положение России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразования закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России.
Россия и страны Содружества Независимых Государств.
Оценивать и объяснять:ресурсообеспеченность России и стран СНГ, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
Сопоставлять: географические карты различной тематик
учить кон-спект














65
Участие и особен
Ности географии
И структура между
Народной торгов
Ли России

П


учить кон-спект



Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.– 3 часа.


66
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества
П.Р.№12: Разработка проекта
решения одной из глобальных проблем человечества

КБ
Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Знать и понимать: сущность и взаимодействие глобальных проблем человечества. Экологическая, энергетическая и др. проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Предлагать Пути решения глобальных проблем.
Тема 11&1





67
Итоговый урок
.Итоговое тестирование
П


Тема 11&2,3




68
Урок-обобщение
Мир на рубеже 21 века.
Новые модели цивилизации.

П







Тип урока: П – практикум , КБ – комбинированный, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений, Л- лекция, С - семинар
Литература

Программа
Примерная программа для среднего (полного) общего образования) Базовый уровень.

Основная литература
Базовый учебник
Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.


Методическое пособие для ученика
Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Атлас. - М.: Картография, 2008.

Учебно-методические пособия
для учителя
Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2004.
Максаковский В. П. Рабочая тетрадь, 10 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.
Элькин Г.Н. Экономическая и соц. география. Методическое пособие - СПб.: Паритет, 2002.




15