Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)


Класс: 5
Тема урока: Тематические группы слов
Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности, развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;  2) образовательная: повторить и закрепить определение термина «Лексикология», ввести понятие «тематические группы слов», научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
- 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: «повторение изученного материала»
Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику
Этапы урока Содержание (деятельность учителя и учащихся) УУД
1. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне Включение в деловой ритм (Подготовка класса к уроку. Ученики готовят учебные принадлежности.).
Повторение теоретической части прошлого урока и проверка домашнего задания. Л 4.2.
Р 1.1.
П 6.3, 6.6, 6.8
К 9.5
2.Актуализация знаний
Цель: 1)выявить уровень знаний по пройденному материалу иустранить пробелы в знаниях учащихся; 2)обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала; 5) развивать способность к умению переводить текст из одной знаковой системы в другую
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (текст в схему)
- На каком уроке вы могли бы встретиться с первой группой слов? (на биологии). Попробуйте представить, что учитель биологии попросил вас перевести информацию, содержащуюся в предложении 1 упр. 31 (см.д/з), в схему.
Насекомое
Бабочка стрекоза пчела таракан комар кузнечик
- Что можно сказать о слове НАСЕКОМОЕ? (оно обобщающее).
- Кто может догадаться, какими отношениям связаны эти слова? (отношениями рода или вида?)
(Род - насекомое, остальные слова – это виды)
Почему эти слова находятся в одной группе слов? (они связаны общим словом).
Как бы могли,по вашему мнению, называться такие группы слов? (высказывают предположения) Л 4.4
Р 1.3, 2.5, 3.5,3.8,4.4
П 6.1, 6.4, 6.11, 7.7, 8.5
К 9.2, 9.5, 10.1
3. Постановка учебной задачи
Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока Сегодня мы с вами будем работать по теме «Тематические группы слов»
Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?
- Что мы должны для этого сделать? Учащиеся отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий.
Попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов. Л 4.4
Р 1.4, 1.5,2.5
П 6.7
К 9.1, 9.3, 9.10, 10.1
4. Выявление места и причины затруднений
Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации, составить план достижений цели и определить средства достижения
обеспечить закрепление темы урока Работа с учебником чтение теоретического материала – стр.246-247.
Упр. 34 :Почему в данных группах слов появилось лишнее слово?
Л 4.4
Р 1.3, 2.1, 2.3, 2.7, 3.1, 3.6, 5.2
П 6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3
К 9.7, 9.9, 10.1
5. Первичное закрепление
Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал Работа с аудиоприложением Упр. 39 (глава 4)
Составление письменного рассказа с применением знаний по новой теме.
Проверка письменных работ и их обсуждение. Л 4.4
Р 2.5, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 4.4, 5.2
П 6.1, 6.3, 6.8, 7.2, 8.3
К 9.7, 10.1, 10.7
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала Работа в группе (Упр. 38)
Игра – соревнование. Л 4.4
Р 1.3, 2.5, 3.1, 3.3, 3.4, 3.8, 4.1, 4.4,5.1, 5.4
П 6.1, 6.2,6.4
К 9.2, 9.3, 9.4, 9.6, 9.7, 9.11, 9.12, 10.2, 10.5, 10.6, 10.10
7.Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.
Цель: анализ урока,
закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности Фронтальный опрос.
Беседа по теме урока:
Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)
- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой? Л 4.4
Р 2.9, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5
П 6.11, 6.14
К 9.6, 9.9, 10.2
8. Домашнее задание Параграф 7, упр.37 (стр.250), выучить и записать в словарик слова рубрики «Пишите правильно» на стр.250.