Доклад на тему Воспитание этической культуры на основе этнопедагогики.


КГУ «Средняя школа №17» акимата города Рудного




Начальная школа.


«ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ»











Горт О.В.

«Воспитание этической культуры у младших школьников
на примерах этно педагогики».

Лучшее средство привить
детям любовь к Отечеству
состоит в том, чтобы эта
любовь была у отцов.
Шарль Монтескье.
В послании Президента страны народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» в разделе «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества» сказано:
Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и её достижения.
Новый казахстанский патриотизм - это то, что должно объединять всё общество, вне этнических различий. Мы – многонациональное общество. Все должны быть равны в государстве. Мы должны помнить требование времени – жить в мире и согласии.
Мы должны совершенствоваться, мы должны быть достойными людьми, и только тогда нас будут уважать, будут уважать наши историю, культуру, традиции, язык.
Начальная школа является одним из первых и основных звеньев становления человека-гражданина. А младший школьный возраст – это такой благоприятный период в развитии личности, когда воспитанники поистине выступают как «чистая доска» и «глина» в руках умелого и опытного скульптора.
«Многоязычно говорящая и думающая» школа Казахстана должна заложить основу для полноправной жизни каждого маленького гражданина, кем бы он потом ни стал; обеспечить единство образовательного и культурного пространства Отечества; создать комфортные пути для вступления личности в равноправный диалог с другими культурами Республики Казахстан.
Казахстан – многонациональное государство. Наши школы и классы также многонациональны. Работая с детьми на протяжении многих лет, я убеждалась в том, что очень мало наши дети знают об истории своего народа, культуре, традициях и обычаях, почти не знают своих предков.
Исходя из этого, мною была взята тема самообразования «Воспитание этической культуры у младших школьников на примерах этно педагогики». Главной моей целью является: приобщение учащихся к духовным ценностям своего народа; знакомство и изучение традиций, обычаев народов, проживающих на территории нашего государства. Мною выделены следующие задачи:
- создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
- расширение представлений детей в области отечественной истории и этнографии;
- изучение народного быта;
- развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности;
- формирование потребности в творческой деятельности;
- развитие художественно-эстетических способностей;
- оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
- на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
Составляя социальный паспорт класса, увидела, что в классе дети разных национальностей. Я познакомилась с семьями детей, их интересами и традициями. И здесь я ещё раз убедилась в правильности выбора темы самообразования.
В первую очередь я приступила к изучению и проработке соответствующей литературы:
1.Народы мира. Этнографический словарь.
2.Народ Казахстана. История и современность. Кабульдинов З.Е. Астана, 2007г.
3.Традиции казахского дастархана. Д. Катран. Издательство «Аруна».
4.Праздники в нашем доме. В. П. Исаенко. Москва, Легпромбытиздат,1992г.
5.Сценарии школьных праздников. Книга вторая. Москва «Школьная пресса», 2002г.
Всю работу по данной теме я разделила на несколько этапов, так как такая работа позволяет отслеживать последовательность и уровень воспитания детей.
1 этап – 1 класс «Я и школа».
Здесь мы встречаемся с такой трудностью, как адаптация ребёнка в коллективе. Так как в первый класс поступили дети, из которых только четверо посещали детский сад, а остальные дети – домашние, возникала проблема общения детей друг с другом. На протяжении этого этапа мы знакомились с классом, со школой. В первом классе мы знакомились с традициями, обычаями разных народов через разучивание подвижных игр разных народов, приветствия на разных языках, читали и рассказывали народные сказки, знакомились с героями сказок, природой родного края, проводили конкурсы загадок, пословиц, то есть знакомились с устным народным творчеством. В ходе подготовки и проведения различных мероприятий я изучала интересы детей, старалась вовлечь в них как детей, так и родителей, что послужило результатом знакомства и сближения учащихся, а также пониманием между учащимися, учителем и родителями.

2 этап – 2 класс «Я и мой дом».
На этом этапе мы столкнулись с такой трудностью, как взаимопонимание между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Проблемой данного этапа стало проявление лидерства. Чтобы разрешить эту проблему, проводилась разнообразная работа, в которую вовлекались дети и родители: социально-психологическое исследование, организовывались экскурсии, чтение произведений разных народов. Дети готовили сообщения о своей семье, её членах, о семейных праздниках, традициях. К концу работы на данном этапе уже прослеживалось первое проявление элементов самоуправления.

3 этап – 3 класс «Мы в окружающем мире».
На третьем этапе нашей работы существует трудность общения с окружающими нас людьми. Нашей проблемой является умение жить в коллективе и с коллективом. Необходимо формировать в коллективе детей и взрослых уважительное отношение друг к другу, умение жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой. Мы принимали участие в фестивале языков народов Казахстана, готовили газеты и защищали их, участвовали в ярмарках, проводимых в нашей школе, знакомились с народными музыкальными инструментами.

4 этап – 4 класс «Я – выпускник».
На данном этапе я планирую продолжать работу над решением поставленных задач, расширять и обогащать уже имеющиеся знания учащихся. Я думаю, что нам с ребятами удастся посетить краеведческий музей в городе Костанае, создать генеалогическое дерево своей семьи, продолжить изучение истории своей семьи, семейных традиций.

В течение поэтапной работы по данной теме, у нас в классе сложились уже
свои традиции:
- подвижные игры разных народов;
- конкурс рисунков «Мой край», «Мой дом»;
- выпуск поздравительных газет;
- посиделки «За самоваром»;
- праздники: «Наши именинники», «Новый год», «Наурыз», фестиваль языков народов Казахстана;
- прогулка-поход на природу совместно с родителями (в конце учебного года).

Не только во внеурочной деятельности, но и на уроках я продолжаю использовать и применять элементы этно педагогики. Так, на уроках русского языка и литературного чтения мы знакомились с устным народным творчеством. На уроках познания мира использовала материал, способствующий воспитанию чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, старшим по возрасту людям, формированию положительного отношения, уважения к семьям одноклассников; сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей; знакомству с наиболее распространёнными традициями народов. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства работали над изготовлением и украшением национальных костюмов, что также способствовало обогащению знаний учащихся о народно-прикладном искусстве разных народов.
В процессе работы над самообразованием по данной теме познакомилась с большим количеством интересных работ, таких как:
1)- фольклор-турне «Мудрости начало»,
- посиделки «Казахские пословицы, загадки, сказки»,
- миксер «Знакомство с устным народным творчеством»,
- конкурс «Традиции, обычаи казахского народа».
- деревенские посиделки «Встреча Масленицы» преподавателя этно педагогики Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени Ы. Алтынсарина;
2) «Праздники, утренники, конкурсы, викторины»- издательства Москва «Вако»,2007г. и другие, которые использовала в своей работе.
Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.
Работая над данной темой самообразования, изучая различные материалы, я получаю большое удовольствие, повышаю свой теоретический уровень, узнаю много обычаев и традиций разных народов. Я настолько увлеклась, что думаю начать работу над созданием методического сборника по данной теме.
Ведь очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у нас был родной дом.













15