Статья на тему:Воспитание школьников на основе общечеловеческих ценностей.


Воспитание школьников на основе общечеловеческих ценностей.

В последние годы в связи с политическими, экономическими изменениями в обществе, с развенчанием некоторых идеалов, с потерей веры в светлое прекрасное будущее происходит потеря нравственности личности человека, в особенности молодого поколения. Поэтому педагог должен считать ориентирами в воспитании подрастающего поколения общечеловеческие ценности: милосердие, любовь к своей семье, матери, Отечеству, восприятие себя как части Земли.
Ставя задачи воспитания школьников на основе общечеловеческих ценностей, подробно изучаю уровень воспитанности учащихся через выявление отношения их к обществу, к природе, к прекрасному, к труду, к знаниям, к самому себе.
Воспитанию любви к Отечеству, малой родине, чувства сопричастности истории школы, родного края, страны помогает краеведческая работа. Экскурсии в музеи города, тематические мероприятия в районной библиотеке, в которых ребята являются не только зрителями, но и активными участниками, тематические мероприятия с дальнейшим просмотром художественных и документальных кинофильмов в Государственном учреждении культуры «Саратовский областной методический киновидеоцентр» помогают ребятам по-другому посмотреть на нашу историю, приблизиться к ней.
Каждый ребенок, как и каждый человек, должен ощущать себя частицей Земли, считать планету общим домом человечества. И каждый должен быть ответственным за порядок в своем доме, классе, школе. В моем классе есть группа ребят, которая занимается пропагандистской работой: собирает, подготавливает определенный материал и выступает перед одноклассниками, родителями, сверстниками с лекциями на темы: «Наши меньшие братья», «Родники родного края», «Охраняемые животные и растения области» и другими. Так же ребята участвуют в различных экологических акциях. 2 года подряд мой класс побеждает в школьной акции «Цветы для любимой школы». В этом учебном году дети приняли активное участие в благотворительной экологической акции «Саратов-город для жизни».
Проблема охраны природы становится ближе учащимся, когда они участвуют в операциях: « Живи, родник!», «Покормите птиц!», «Скворечник».
В настоящее время ощущается острый недостаток духовности, и нельзя не согласиться с В. Караковским, что «она (духовность) как кислород, без которого человек задохнется, в какой бы технически современной машине он ни сидел, забота о духовной атмосфере и есть сегодня одна из важнейших забот человека и человечества в целом».
В подготовке и проведении таких мероприятий, как «Праздник осени», вечер искусств, конкурс актерского мастерства, фольклорный праздник, новогодний КВН и других, участие в театральной неделе в школе ребята раскрывают свои таланты, обогащаются духовно.
Традиционным в классе стал конкурс ЮТА года, который проводится для того, чтобы помочь ребятам выразить художественные способности, выявить одаренных детей, приобщить к художественному творчеству как можно больше учащихся, привить любовь к прекрасному. Этому способствуют так же выездные концерты Саратовской филармонии, которые проходят в школе один раз в учебную четверть, и ребята моего класса являются активными зрителями.
Основой жизнедеятельности каждого человека, тем более ребенка, безусловно, является его здоровье. Поэтому валеологическое воспитание стало заботой всего классного коллектива. Ребята активно посещают волейбольную секцию в школе, секции по футболу и карате в ДЮСШ, с удовольствием участвуют в классных и школьных спортивных соревнованиях «Веселые старты» и «Папа, мама, я – спортивная семья» и часто побеждают. Всего в секциях занято около 50% учащихся класса.
Придерживаясь общечеловеческих ценностей как ориентиров, положенных в основу школьного воспитания, понимаю, что формирование личности – непрерывный и сложный процесс. Используя в своей работе методику коллективного творческого воспитания, планирую и осуществляю воспитательный процесс по направлениям общей творческой заботы воспитателей и воспитанников друг о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях…
Большую помощь в работе мне оказывают родители учащихся. Стремлюсь приобщить родителей к участию в классных делах, праздниках, играх, привлекаю их к занятиям с детьми в кружках, участию в походах, экскурсиях.
В воспитательном процессе ориентируюсь на следующие идеи гуманистической системы воспитания: «личностный подход в воспитании; признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его прав и свобод; ориентацию на личность воспитуемого как цель, объект, результат и показатель эффективности воспитания».
Литература.
В. Караковский. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. («Воспитание школьников» №2,3,4,5 1993 г.).
И. П. Иванов. Воспитывать коллективистов. М. Педагогика, 1987 г. Педагогический поиск.
Саратов 2014 г.