Урок по ОРКСЭ на тему Обобщение знаний о нравственности и морали, о добре и зле


Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит запись песни «Дорогою добра» (1 куплет).
- Какие слова песни хочется повторить?
- «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»
- Это чистые, светлые слова, они настраивают нас на добро. Поэтому давайте по доброму улыбнемся друг другу, чтобы жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!
- Теперь садитесь, начнем урок.
2. - Цель нашего урока - вспомнить изученное о нравственности и морали, о добре и зле. Нам это необходимо, чтобы жить в обществе по законам морали.
3. - В жизни, чтобы мы не делали, мы совершаем либо нравственные действия, либо безнравственные. При этом чаще всего, о нравственности не думаем. Я предлагаю проверить сказанное в следующем упражнении: оценим заданные действия в разных ситуациях. А объектом нашего внимания будет пирожок.
- Какие качества человека характеризуют различные решения одной и той же ситуации?
- Какие решения нравственные, а какие нет.
Вот чужой пирожок, а мне хочется его съесть, я так люблю пирожки …
Всё-таки я не беру пирожок.
Я съедаю чужой пирожок.
Это мой пирожок, но я вижу, как хочется товарищу пирожка …
Я отдаю пирожок товарищу.
Я съедаю его – ведь пирожок мой.
За столом несколько гостей. На блюде остался один пирожок …
Я беру оставшийся – имею право.
Я, конечно не возьму.
Меня угостили, но пирожок оказался невкусным …
Я съедаю и говорю, что вкусно.
Я заявляю, что невкусно, и не ем.
Подошла собака, а я как раз достаю свой любимый пирожок с мясом …
Протягиваю собаке – не голодна ли она.
Прячу пирожок в сумку.
Качества человека:
щедрый – жадный
чуткий – жесткий
деликатный – бесцеремонный
гуманный – черствый
внимательный – эгоистичный
Вывод: Нравственность – это такое отношение к Человеку, когда желая ему блага, ты учитываешь его интересы.
4.
- А сейчас обратимся к притче. Подумайте, о чем она.
«Притча о двух волках»
    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.    — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:    — А какой волк в конце побеждает?
- О чем речь в этой притче?
- Пусть у нас символом добра будет белый волк, согласно притче, а символом зла – черный волк.(иллюстрация)
- Где живут эти волки по притче? (В каждом человеке).
- Они не просто живут в человеке. Что они постоянно делают? (Добро и зло в человеке постоянно борются друг с другом).
- Как вы думаете, что ответил старый индеец своему внуку? Почему? (Дети делают свои предположения, объясняя их).
Дети читают окончание притчи.
   Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Что означают эти слова? Что значит кормить волка? (Если человек совершает хорошие поступки, у него светлые мысли и желания, то он растит добро.)
- Все зависит от человека, от того, какие он совершает поступки, какие качества в себе воспитывает.
- Какие человеческие качества в притче называются злом? (Зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь).
Какие – добром? (Мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность.)
- Дальнейшая работа у нас будет по группам.
1 группа: Распределите качества человека, записанные на карточках, на те, которые характеризуют добро и те, которые характеризуют зло в человеке. Объясните свой выбор. (Т. Е. как отражается на других людях данное качество характера человека, как его оценивает общество: положительно или отрицательно?)
КАРТОЧКИ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Качества: жадность, внимание, забота, лень, трудолюбие, жестокость, дружелюбие, правдивость, недоверие, равнодушие, щедрость, жестокость, доброта, враждебность, лживость, вера, грубость.При ответе обучающихся понятия группируются парами по принципу противопоставления.
зло добро
жадность щедрость
равнодушие внимание, забота
лень трудолюбие
жестокость доброта
враждебность дружелюбие
лживость правдивость
грубость вежливость
недоверие вера
2 группа: Соберите пословицы из двух частей, объясните их смысл.
ПОСЛОВИЦЫ
За добро добром платят.
От добра добра не ищут.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Жизнь дана на добрые дела.
3 группа: Вставьте пропущенное слово в высказывания мудрых людей, прочитайте полученные высказывания, объясните, как вы их понимаете.
КАРТОЧКИ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ
- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать … » Василий Ключевский
 
- «Ни один …. человек не бывает счастлив»
Ювенал
 
- «Жизнь …. людей полна тревог»
Д.Дидро 
- «Добро помни, а … забывай»
Пословица
 
- « Не делай … , не то на зло нарвешься»
Восточная мудрость
 
- « Если не хочешь знать страха, не делай … »
КабусВывод: Добро – это нравственные качества, которые есть в человеке, и которые заставляют совершать его положительные поступки.
5.
- Русское народное творчество создало много произведений, где героями являются животные. В сказках они наделяются человеческими характеристиками. Давайте сейчас разыграем сказку «Теремок». Героиней сказки пусть будет Мышка-норушка. Она поселится в пустом домике. Далее приходят один за одним Лягушка-квакушка, Зайка-побегайка, Ежик-ни головы ни ножек. Все они просят Мышку-норушку пустить их к себе в дом.
Мы изменим сюжет сказки и разыграем ее на новый лад. Мышка не станет впускать в дом новых жильцов. Она всем отвечает: «Не пущу!» Вот тут вы начинаете уговаривать хозяйку теремка: «Уважаемая Мышка-норушка впусти его, он …», добавляете причину, по которой следует впустить в дом каждого героя. Первая группа будет просить за Лягушку-квакушку, вторая – за Ежика, третья – за Зайку. Мышка имеет право согласиться либо вновь ответить: «Не пущу». Надо найти сильные доводы.
В финале сказки жители теремка ведут хоровод.
- Уважаемая Мышка-норушка, кто живет в твоем доме: друзья или полезные для тебя жильцы?
- Играя в сказку, мы проверяли наши человеческие отношения.
Вывод (записан на доске, читает ученик): Созидать нравственные отношения в окружающем мире человеку приходится самому.
6. - Ученица приготовила презентацию по теме «Добро и зло в русских народных сказках»
Вывод: Добро делает нашу жизнь легкой и красивой.
7. - В конце урока ответьте на вопросы:
- Понравился ли вам урок?
- Чем запомнится вам сегодняшний наш урок?