Конспект урока русского языка «Объединение слов в тематические группы»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Учитель:
Яркина А.В.

Тема урока: «Объединение слов в тематические группы»

Форма урока: Путешествие в сказку «Гуси-Лебеди»

Цели урока:
1. Учить объединять слова в тематические группы в зависимости от того, что они обозначают.
2.Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
3. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету,
чувство взаимовыручки.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, орфографические словари, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, откройте тетради и посмотрите на свои оценки. Кто доволен результатом своей работы – встаньте.
- Я тоже довольна вашими результатами, но думаю, сегодня вы еще больше будете стараться и красивее писать.
- Возьмите ручку и на полях поставьте ту оценку, которую вы бы хотели получить за сегодняшнюю классную работу.
- На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить. (Слайд 2)
Сегодня я пришел на урок русского языка, чтобы
- Я тоже продолжу. Я пришла на урок, чтобы помочь вам стать грамотней. В русском языке много секретов. Мы постараемся сегодня открыть еще один.
- Сегодня у нас не простой урок.
- Внимание на экран, (птица с письмом) (Слайд 3)
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. (Читает ученик Наташа)
« Дорогие друзья! У меня стряслась беда: гуси – лебеди унесли моего братца. Помогите мне, пожалуйста, его отыскать.»

- Странно Письмо без подписи. Кто бы его мог написать? Ребята вы мне не подскажете?
(Девочка из русской народной сказки «Гуси - лебеди»). (Слайд 4)
- Мы недавно читали эту сказку, и она вам очень понравилась. Давайте еще раз вернемся к ней. Ребята, поможем Маше отыскать братца? Но для того, чтобы попасть в сказку, нам нужно выполнить первое задание.
3. Каллиграфическая минутка.
- Итак, внимание первое задание. (Слайд 5)
Ввв вд бв ва вя ворона высота
В одиночку не преодолеешь и кочку.
- Прочитайте предложение. Что это? (Пословица)
- Объясните смысл. (Одному человеку нелегко, а вместе любая работа по силам.)
- Вот мы все вместе сегодня и будем трудиться на уроке.
3. Словарная работа.
- Молодцы! Добро пожаловать в сказку!


(Слайд 6) А вот и Маша. Спешит сестрица на поиски братца, а на пути стоит печка. Она согласна подсказать, куда гуси – лебеди унесли братца, только прежде нужно печке помочь выполнить задание.
- Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти.
(Показать рисунки) Слайд 7-12)
- Записываем в два столбика: растения, животные.
Сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Какие опасные места заметили в словах?
4. Сообщение темы и цели урока.
- Печка тоже благодарит вас и говорит, что гуси – лебеди унесли братца за реку. (Слайд 13)

- На какие группы мы разбивали слова? (Животные и растения)
- Какие еще названия растений могли написать? А животных?
- Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают. Сегодня мы будем учиться объединять слова в тематические группы.
5. Работа по учебнику.

- Для того, чтобы помочь Маше перейти реку, нам нужно выполнить следующее задание. (Слайд 14)
1) Упражнение №52, с. 37.
Звуко-буквенный анализ слова «жираф».
Жираф – жыраф - 2 слога, 5б . 5зв. (Слайд 15)
- Молодцы, ребята, спасибо! Я рада, что вы такие активные, а Маша побежала дальше. А мы немножко отдохнем.

6.Физкультминутка “Три медведя”. (Слайд 16)
“Три медведя шли домой (Ходьба на месте вразвалочку) Папа был большой – большой (руки вверх, потянуться) Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди) А сынок – малютка просто (присесть) Очень маленький он был (покачаться в стороны) С погремушками ходил (встать, руки перед грудью, сжать кулаки)
7. Продолжение работы по теме. (Слайд 17)

- Пока мы отдыхали, Маша добежала до яблони. Яблоня просит Машу выполнить следующее задание. Поможем Маше?
1. Упражнение № 53, с. 37 – по рядам.
- Молодцы, ребята. Хорошо вы справились с заданием. Яблоня дает вам яблочко, которое укажет путь к избушке Бабы – Яги.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
- 1и 2 группам - придумать несколько слов по группам. Назвать слова, а другие дети должны назвать группу.
-3 группа – работа по карточкам.
9.Зарядка для глаз (офтальмотренаж)
- Внимательно следим за яблочком.

10.Работа в парах. (Слайд 18)


- Для того чтобы, избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, нужно выполнить задание в парах.
Карточки
- Объедините слова в тематические группы. (Слайд 19)
растения
насекомые
люди

доктор
муравей
стрекоза

бабочка
пшеница
жук

девочка
повар
артист

клён
тополь
дуб


Проверка (Слайд 20)
11. Итог урока.
- Молодцы, ребята! Вы помогли Маше спасти братца. Маша благодарит вас за помощь. (Слайд 21)
- А нам пора вернуться в класс. Обратный путь у нас короткий.
- Вы мне сегодня очень понравились. Я переживала, справитесь ли вы с заданиями.
- Покажите карточки с ? и ! знаками.
! – я все понял, со всем справился
? – есть вопросы.
! ? – работой доволен, но есть вопросы

12. Домашнее задание. (Слайд 22)
- А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание.
- Вспомните русские народные сказки, которые мы с вами читали. Выберите предметы из этих сказок и запишите в тематические группы по сказкам.
Оценки за урок.


Слайд 23.
Спасибо вам за хорошую работу и за радость, которую мы друг другу доставили!
Новый рисунок (2)Ўђ Заголовок 215