Образовательный материал



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 6 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга






Конспект НОД
в подготовительной группе
по образовательной области « Познание»
с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Художественное творчество»

«В гости к звездочету»




Воспитатель
Попова И.С.






2014 г
Цель занятия:
Систематизировать и обогатить представления детей о космосе, Вселеной, с помощью развивающего обучения с учетом возрастных особенной и зон ближайшего развития.

Задачи:
Образовательные:
уточнить и систематизировать полученные знания о космосе, солнечной системе; закрепить названия планет, их последовательное расположение от Солнца.
продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, телескоп, астронавт, созвездие, звезда, космонавт, космодром, ракета, иллюминатор. Способствовать употреблению усвоенных слов: существительных, обозначающих название живых и неживых предметов; прилагательных, обозначающих качество предметов; глаголов, обозначающих действие предметов.
Развивающие:
развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить, годовое вращение планет вокруг Солнца, и почему на Земле происходит смена дня и ночи; развивать творчество в двигательной деятельности, выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, пластичность движений;
познакомить детей с разными космическими телами Вселенной. Показать разнообразие видов звёзд и созвездий.  Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;
развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение;
развивать интеллектуальную сферу, мыслительные умения, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, космонавтов;
создать спокойную ,доверительную атмосферы в группе;
воспитывать умение регулировать эмоциональные реакции;
снятие психического и эмоционального напряжения.

Оборудование: сказочный персонаж Звездочет, настольная лампа, глобус, изображения планет, волшебная палочка, аудиомагнитофон с музыкальными записями релаксации «Невесомость», мольберты, листы бумаги, мелки; космические шлемы, макет с изображением солнечной системы.

Предварительная работа: чтение художественных и документальных произведений про космос; заучивание стихов на космическую тему; просмотр фото и видео слайдов о полете первого человека в космос; просмотр иллюстраций о космосе; дидактические игры и упражнения по теме занятия; создание творческих работ из разных материалов совместно с родителями и педагогами.

Ход занятия:

Педагог. Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Недавно мы все отмечали замечательный праздник День космонавтики. Вы, наверное, узнали много интересного о том, что такое космическое пространство, Вселенная, узнали, что Земля является частью Вселенной? Познакомились с такими понятиями как планеты, звезды, метеориты, млечный путь, спутник и т.д.?
(ответы детей.)

Педагог. Ребята, а вам хотелось бы узнать еще больше об этом огромном, до конца неизведанном мире под названием Вселенная?
(ответы детей.)

Педагог. А откуда мы с вами можем получить больше информации об этом?
(ответы детей.)

Педагог. А я предлагаю отправиться в гости к одному мудрецу Звездочету, который может рассказать нам очень много интересного и нового обо всем на свете. Вы согласны? Но живет Звездочет очень далеко, а как к нему добраться? Давайте обратимся к нашему экрану за подсказкой.
(На экране интерактивной доски появляется кроссворд Слайды 1-6)

1. Кроссворд.

1. Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит (космонавт).

2. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект(комета)

3. Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал (спутник).

4. В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород (скафандр).

5. Есть окошко в корабле -
"Челенджере", "Мире".
Но не то, что на Земле -
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно (иллюминатор)
6. Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический метеорит.
М Е Т Е О Р И Т
С К А ФА Н Д Р
К О С М О Н А В Т
К О М Е Т А
С П У Т Н И К
И Л Л Ю М И Н А Т О Р

(Дети отгадывают слово РАКЕТА)

Педагог. Я предлагаю вам совершить космическое путешествие на ракете, потому что Звездочет живет в далекой Галактике. Но прежде чем занять свои места, нужно надеть скафандры.
(Дети надевают скафандры и занимают места в «ракете»)

А теперь начинаем обратный отчет: 5,4,3,2,1, ПУСК! (включаем запись взлет ракеты).
Ребята, мы уже в открытом космосе, здесь на нас не действует сила Земного притяжения, поэтому мы прибываем в состоянии невесомости.

2.Релаксация «Невесомость».

(Космическая музыка.)

Сядьте как можно удобнее и расслабьтесь: закройте глаза, успокойте свое дыхание. Медленно произнесите про себя следующий текст: « Я нахожусь в невесомости, я не чувствую веса своего тела, оно стало легким как перышко. По каждой клеточки моего тела разливается необыкновенное тепло. Мне легко, свободно, я спокоен. Я плавно поднимаюсь и лечу. Мой полет легкий и очень плавный, я чувствую себя порхающей бабочкой. Я, то опускаюсь, то снова взлетаю. Я расслаблен, я отдыхаю. Мои мышцы легкие и бодрые, мне легко дышать, голова ясная и чистая».

Педагог. Мы отдохнули и готовы продолжать полет.
Путь нам предстоит долгий, для того чтобы время пролетело незаметно, предлагаю вам поиграть.


3. Игра «Космическая палочка».

Мы будем передавать друг другу палочку. Тот, кто взял палочку, говорит слово на тему космос. Важно, чтобы слова не повторялись.
Слова: космос, ракета, космонавт, спутник, планета, луноход, комета, метеорит, звезда, астероид, астроном, Гагарин, Венера, Юпитер, галактика, Плутон, млечный путь, вселенная, Луна, кратер.

Педагог. Ребята, кажется, мы прибыли. Наша ракета совершила посадку на далекой планете, где живет Звездочет.
( Дети выходят из ракеты).

(Выбегает переполошенный Звездочет.)

Звездочет: Ой, ой, ой!!! Беда, беда!!
Случилось большое несчастье! Планеты разлетелись по космосу! Их нужно срочно найти и вернуть на свои орбиты. Мне одному не справиться! Вы мне поможете.

4.Упражнение « Расставь правильно планеты».

(Дети по очереди называют названия планеты, отличительную
особенность и место в Солнечной системе)

Спасибо, ребята за помощь! Теперь все планеты на своих орбитах. Но на протяжении десятилетий считалось, что существует и 9 планета СС. Какая это планета?
Вы, наверное, устали, давайте присядем на стулья и продолжим нашу беседу. Я так переволновался, что забыл, спросил, откуда вы прилетели?

(Слайд 7)

Да я знаю вашу планету. Это единственная планета солнечной системы, на которой существует жизнь. Моря и океаны на Земле занимают так много места, что планета из космоса видится голубой.
Я могу рассказать вам новое и интересное о нашей прекрасной Вселенной! Но, будет правильно начать изучение Вселенной с собственного дома.
- Скажите, какую форму имеет ваша планета?

(Слайды 8-11)
А вы знаете, в древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Но были и такие смельчаки, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Я вижу, что вы очень умные и любознательные. И хочу пригласить вас в мою волшебную лабораторию. Давайте возьмемся за руки и пойдем по извилистой космической тропинке.

Вот мы и пришли в лабораторию. Возьмите кубики и присаживайтесь так, чтобы было вам удобно.

5. Эксперимент «Смена дня и ночи».

(Настольная лампа. Рядом с ней глобус. Лампа – это Солнце. Глобус – это Земля. Прикрепить домики - красный и белый из бумаги.)

Вы уже знаете, что на Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Итак, половина земного шара освещена солнцем, вторая половина – тёмная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернём планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она ещё повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернём ещё нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро.
- За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси? (24 часа)
- Как называется этот отрезок времени? (Он равен суткам).
- Сколько частей в сутках? (четыре). Назовите /утро, день, вечер, ночь/.
Какие вы молодцы! В моей лаборатории много интересных приборов. Один из них я вам сейчас покажу.
-Может быть, вы знаете, что это и для чего он используется? (телескоп)

Ребята давайте вернемся к волшебному экрану, и он вам расскажет много интересного о звездах.
(Слайд12)

А прежде чем узнать о звездах мы сделаем гимнастику для глаз
А теперь сядьте удобно, выпрямите спину, ноги поставьте вместе, следите за своей осанкой. Гимнастику выполняем только глазами.

(Слайд 13)
(Дети слушают презентацию «Что такое звезды»)
Вопросы к детям:
-Что такое звезды? Какого цвета бывают звезды? Какая звезда ближе всего к Земле? Что такое созвездие?

Давайте вы сами попробуйте собрать звезды в созвездия. У меня есть небольшие «кусочки» неба, на которых изображены звезды, а соединив их по порядку, вы узнаете, какое созвездие у вас получилось. Проходите к космическим мольбертам...

Пройдемте к волшебному экрану и расшифруем ваши созвездия. Присаживайтесь.

(Показ слайдов «Созвездия»14-21 )
На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица.
Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?
Созвездие Малой Медведицы называют ещё Малым Ковшом. Этот ковшик гораздо меньше, чем ковш Большой Медведицы, и виден с Земли хуже. Самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы – Полярная. Она очень яркая и всегда указывает на север.
У кого созвездие Малой Медведицы?
Посмотрите, это созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По легенде, Геркулес был очень сильным и храбрым. У него была дубинка, с помощью которой он победил льва.
У кого созвездие Геркулеса?
А другая группа звезд называется созвездием Льва. Того самого, которого победил Геркулес.
У кого есть созвездие Льва?
Легко найти на небе «большой квадрат» Пегаса. Это такой крылатый волшебный конь. Народы древнего мира представляли себе это созвездие почти одинаково. Древние греки называли его «Большим Конем», а жители Вавилона – просто «Конем».
У кого из вас есть созвездие Пегаса?
Еще есть созвездие с необычным названием – Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые можно получить букву «М». Кассиопея – имя царицы.
У кого такое созвездие?
Созвездие Дракон расположен между созвездием Большой и малой Медведицы, поэтому говорят что «дракон летает между двумя медведицами» .
 У кого из вас есть созвездие?
Созвездие Большой Пес – состоит из множества ярких звезд. Его главная звезда Сириус. Она самая яркая и самая огромная из ныне известных звезд.
У кого такое созвездие?

Педагог. Дорогой Звездочет, но, нам пора возвращаться домой.

Звездочет: Мне было приятно познакомиться с такими любознательными Землянами. На память о нашей встрече я хочу подарить вам волшебный чемодан. Что в нем, вы узнаете, только когда вернетесь домой на свою планету.

Педагог. Прошу всех занять свои места.
Начинаем обратный отчет: 5,4,3,2,1, ПУСК! (включаем запись взлет ракеты).
(Звучит космическая музыка)

Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? (В иллюминаторе изображение Луны)
(ответы детей.)

Педагог. Правильно это - Луна, спутник Земли. Посмотрите, какая у нее поверхность? Почему она покрыта воронками-кратерами?
(ответы детей.)

Педагог. Да, ребята, на Луне нет защитного слоя, так называемой атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов, как например, наша Земля. Правда, бывают случаи, когда астероиды настолько крупные, что все-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие Астероиды называются метеоритами. А когда на поверхность Луны с огромной скоростью падает каменные осколки, образуются вмятины, так как поверхность Луны мягкая и покрыта пылью. Предлагаю, пока мы летим провести небольшой эксперимент.

6. Эксперимент « Метеориты и метеоритные кратеры».

Представьте, что песок-это поверхность Луны, а шар-это астероид. Астероид летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, образовались углубления, ямы, кратеры. Почему это произошло?

(ответы детей.)

Педагог. Правильно, астероид тяжелый, а поверхность Луны мягкая и покрыта толстым слоем пыли.
Пока мы с вами экспериментировали, наш полет подошел к концу. Мы благополучно приземлились на земле. Можно снять скафандры.

( Дети выходят из ракеты)

Наше космическое путешествие закончилось. Но мы еще не узнали, что же подарил нам Звездочет!
Итог занятия
















 
 
.



Рисунок 115