Программа самореализции личности (комплексная система заданий по роману Д.Дефо Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо)

ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
(комплексная система задний по роману Д.Дефо
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)



Жизнь не шутка и не забава,
жизнь даже не наслаждение,
жизнь – тяжелый труд.
И.С. Тургенев

Самая большая победа – это
Победа над самим собой
В.А. Сухомлинский



Дорогой читатель!
Тебе придётся пережить вместе с героем Даниеля Дефо необыкновенные испытания, выпавшие на его долю. Не сомневаюсь, что книга будет прочитана на одном дыхании. А мытарства героя длились 28 лет. И оностался человеком! Твоему вниманию предлагается ряд заданий после прочтения произведения.

№ п/п
Виды заданий
Твоё отношение

1
Используем разные виды искусства для изучения биографии писателя.


2
Занимаемся исследовательской работой. Проследим историю создания романа.


3
Моделируем пространство.


4
Работаем над портретом героя.


5
Проверяем любознательность.


6
Развиваем ассоциативное мышление.


7
Путешествуем во времени. Развиваем жизненные компетенции.


8
Учимся характеризовать личность. Углубляем знания по теме.


9
Устанавливаем культурологические связи. Письменная (тихая) дискуссия.


10
Рефлексия. Учимся разгадывать секреты произведения. Развиваем творческие способности.


Условные обозначения: ! – интересно, ? – сложно, ~ - не интересно


Задание 1. Используем разные виды искусства для изучения биографии писателя.
Судеб таких изменчивых
Никто не испытал,
Тринадцать раз я был богат,
И снова беден стал.
Д. Дефо






Изучи досье писателя;
Верно ли отразил жизненные невзгоды английский писатель в этих стихотворных строчках? Аргументируй.
Запиши, что особенно поразило тебя в его биографии.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Займемся исследовательской работой. Проследим историю создания романа.
- Писатель осуществил свой замысел написать настоящую морскую историю в 59 лет. Как ты к этому относишься?
- Насколько изменены события, произошедшие с А.Селькирком, прототипом Робинзона Крузо?
- Что можешь добавить об истории создания романа? Запиши._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Моделируем пространство.
Покажи пространственную ситуацию. Опиши (нарисуй) берег, места до начала их освоения и обжитые, когда герой покидает остров. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Работаем над портретом героя.
Есть ли в романе описание главного героя? Каким ты его представляешь? Аргументируй.___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Проверяем любознательность. Находим связь между видами искусства.
Какие места, связанные с именами Робинзона Крузо и Александра Селькирка ты знаешь? Где они расположены?
Подготовь коллаж и сообщение на тему «Произведения Д. Дефо в кино». Запиши тезисы к защите коллажа. Выполни коллаж на листе формата А-4
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Развиваем ассоциативное мышление.
Нарисуй дерево жизни героя на острове: жёлтые листья – пессимизм, зелёные – жизнеутверждающие, оптимизм. Напиши на каждом листочке чувства, отражающие состояние героя, его действия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Путешествуем во времени. Развиваем жизненные компетенции.
Как ты считаешь, много ли потерял в словарном запасе за годы, проведённые на острове, главный герой? Как Робинзону восстановить потерянное? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представь себе копилку. Какие бы умения и навыки, приобретённые в это время, можно было бы положить в неё?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Учимся характеризовать личность. Углубляем знания по теме «Герой и обстоятельства».
28 лет одиночества. Много это или мало? Что позволило остаться ему че-ло-ве-ком?
Аргументируй.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 9. Устанавливаем культурологические связи. Письменная (тихая) дискуссия.
В романе герой Робинзон Крузо и Пятница принадлежат к разным культурам. Что их объединяет и разнит? Заполни таблицу.
Робинзон Крузо
Пятница

Общее




Отличительное




Вывод: изменилось ли сознание героя за время пребывания на острове? Изменилось ли его отношение к образу жизни общества, представителем которого он является?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Рефлексия. Учимся разгадывать секреты произведения. Развиваем творческие способности.
Представь, какой фурор произвело возвращение нашего героя на родину! Представители прессы добивались встречи с ним. Как ты считаешь, что бы интересовало корреспондентов? Сформулируй предполагаемые вопросы. Составь памятку для тех, кто может попасть в подобную ситуацию. Обратись от имени главного героя к юным слушателям, твоим сверстникам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юный друг!
Ты верно выполнил все задания. Надеюсь, что тебе понравились приключения Робинзона Крузо. Ты открыл для себя много нового и познавательного. Жду твоих впечатлений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















15