Занимательные задания по русскому языку по теме Фразеологические обороты


Занимательные задания для уроков русского языка по теме «Фразеология»
1 .Употребляются ли фразеологические обороты в этих цитатах? Докажите своё мнение.
1)Не в бровь, а в глаз учителю химии попал пятиклассник Ваня Петров горошиной из специальной трубочки.
2)Я хотел было вести разговор с моим ямщиком, но… меня подбросило, и я прикусил язык.
( Не в бровь, а в глаз; прикусил язык - свободные сочетания слов, а не фразеологизмы.)
2. Найдите фразеологизмы среди этих выражений.
Синие глаза , мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глаза, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, тёмные глаза, глаз подбит, глаз набит, глаз горит.
( Мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит, глаз горит.)
3. Назовите фразеологические обороты, в составе которых употребляются эти слова и словосочетания.
1 )Рукавицы ( в ежовых рукавицах)
2) Пальма (пальма первенства)
3) Стена ( как за каменной стеной)
4) Юдоль (земная юдоль)
5) Лясы (точить лясы)
6) Контора (шарашкина контора)
4 . Назовите фразеологизмы, в которых употребляются слова с этими значениями.
1) …- «деревянная чурка для игры в городки»;
2) … - «начальные буквы собственных имён, перевитые или связанные между собой в один рисунок»;
3) … - «ручной станок для витья верёвок и канатов»;
4)… - « брусок, кусок дерева или металла, один конец которого толстый, а другой суживается острым углом» ;5)… - «заострённый кол или рогатина»;
6)…- « шерстяная или полушерстяная ткань с гладким ворсом» ;7) … - « осадные башни из брёвен, которые перекатывались на низких и толстых деревянных колёсах»;
8) … - « листок с наименованием товара. Со сведениями о нём (вес, сорт , цена и т. д.),приклеиваемый на упаковку или прикрепляемый к товару».
( 1)Бить баклуши;2) выписывать вензеля; 3) попасть в просак ; 4)вбить клин; 5) лезть на рожон; 6)класть под сукно; 7) турусы на колёсах ; 8) наклеить ярлык.)
5. Какие фразеологические обороты обыгрываются в этих цитатах?
1) Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешёвеньких лаврах (М.Горький) .(Почивать на лаврах)
2) У ребёнка что на уме, то и на карандаше . Карандашу дети охотнее всего и легче поверяют свои впечатления ,свои мысли (Д. Заславский ) .(Что у пьяного на уме, то и на языке.)
3) Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу ( И.Ильф, Е.Петров). (Всеми фибрами души)
4) Мы тут наметили года через два начать строить авгиевы коттеджи (И.Ильф, Е.Петров). (Авгиевы конюшни)
5) Так рисовалась Козлевичу его новая чудная жизнь в Арбатове. Но действительность в кратчайший срок развалила построенный воображением Адама Казимировича воздушный замок со всеми его башенками, подъёмными мостами, флюгерами и штандартом ( И.Ильф, Е.Петров). (Строить воздушные замки).
6. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
1) Деньги выпускаются в трубу. ( Вылетают в трубу)
2) Слухом не слыхивал . ( Слыхом не слыхивал)
3) Душа кровью обливается. ( Сердце кровью обливается )4) Похоронить на корню. ( Зарубить на корню)
5) Вся пресса поёт в одну дуду. ( В один голос)
6) Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь. ( Не ударить лицом в грязь )7) Он отдал девушке руку и сердце. ( Предложил руку и сердце )8) Глас, вопиющий в пустыне. ( Глас вопиющего )9) А потому я весьма желал бы сочетаться узами игуменея (Из писем Чехову А.П. его брата Александра; узы Гименея)
10) Гора отвалилась от сердца . ( Гора упала с плеч, камень с души свалился, отлегло от сердца)
11) Скрепя зубы. ( Стиснув зубы; скрепя сердце)