Фразеология и фразеологические обороты


СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Сценарий № 1
Автор: учитель русского языка и литературы Корчагина О.П. (Новоузенский район с. Дмитриевка)
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Львова С.
Тема урока: « Фразеология и фразеологические обороты»»
Урок открытия нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: формирование навыка распознавания фразеологических оборотов, умение использовать их в разговорной и письменной речи, составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
1584325396240 Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению.
Подготовка класса к работе. Самоопределение (Л).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений.
- вы уже многое знаете о разговорном языке, умеете строить правильно предложения, выделять словосочетания.
- составьте предложение о своём настроении, исходя из того, какой смайлик вы для него выбрали.
Составляют предложения и словосочетания.
У меня хорошее настроение.
Я с утра недоволен собой.
Мне испортила настроение плохая погода.
Весёлое лицо, добрая улыбка, печальное выражение… Планирование учебного сотрудничества (К).
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические).
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). Создает проблемную ситуацию.
- Никогда вам не приходилось слышать от других: « Что ты ходишь как в воду опущенный»? Или « Что ты надулся, как мышь на крупу»? « Что ты сияешь, как начищенный самовар»?
- Они каким то образом дают характеристику вашему настроению?
- Можно каждое из перечисленных выражений заменить одним каким-то словом? -Да, знаем такие выражения.
- Слышали их от взрослых и сверстников.
- Они тоже характеризуют наше настроение, но как-то необычно.
Ученики пытаются это сделать
Целеполагание (Р).
Постановка вопросов (К).
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.).
Формулирование проблемы (П – лог.).
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Учитель предлагает составить кластер по ответам, которые дали учащиеся, делая попытки заменять данные выражения одним словом
Работают с кластером.
Самостоятельно обнаруживают, что некоторые такие выражения можно заменять не одним словом, а ещё и его синонимами
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).
Работают с учебником (упр. 274. теория). На основе материала учебника
Толковым словарем С. Ожегова. Планирование (Р).
Прогнозирование (Р).
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование).
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правила узнавания фразеологических оборотов среди обычных словосочетаний и выражений. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение
- Среди написанных словосочетаний есть такие, которые можно заменить одним словом.
- С какой целью они употребляются в речи? (Придают образность, выразительность, необычность сказанного).
- Как они называются? (Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, равные по лексическому значению одному слову.)
- Приведите ваши примеры.
Учитель организует физминутку. 1.Работают с учебником (упр. 275). Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
2. Устно работают с примерами фразеологизмов.
3. Распределительный диктант с взаимопроверкой ( 1 группа записывает обычные словосочетания, а 2-я – фразеологические обороты).
Песчаный берег, работать плохо, соловьиные трели, всё время врать, путь на берег, себе на уме, грачиное гнездо, дорога в лес, повесив нос, оконная рама, взять быка за рога, клюквенный морс, соломенная шляпа, сломя голову, оловянный солдатик, засучив рукава.
4. Игра «Четвертый лишний» (упр. 284) устно с проговариванием алгоритма. Действие по аналогии (П). Контроль (Р).
Оценка (Р).
Коррекция (Р).
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.).
Управление поведением партнера (К).
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности. Организует деятельность по применению новых знаний
I. Выборочный диктант с самопроверкой.
2.Самостоятельная работа с использованием перфокарты (при условии правильного написания получается «5»).
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).
Самоопределение (Л).
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (упр. 281). Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы:
• Какую цель ставили?
•Удалось достичь поставленной цели?
•Каким способом?
•Какие получили результаты?
•Где можно применить новые знания? Умение выражать свои мысли (К).
Рефлексия (П).
Смыслообразование (Л).
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).
Самооценка на основе успешности (Л).
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).
Приложение 1.
Составьте предложения с этими словосочетаниями:
Хорошее настроение,
не доволен собой,
плохая погода,
весёлое лицо, добрая улыбка, печальное выражение…
Приложение 2.
Попробуйте заменить одним словом эти выражения.
Что ты ходишь как в воду опущенный»? Или « Что ты надулся, как мышь на крупу»? « Что ты сияешь, как начищенный самовар»?
Засучив рукава
Работа с кластером.
Словосочетания

Работать хорошо



Бежать сломя голову
Светлое небо
Быстро бежать
Смотреть в окно