Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов


Анализ использования современных образовательных технологий
в учебной и внеурочной деятельности учителя начальных классов Мясиной Г.Т.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования в своей практике я использую следующие современные педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии личностно-ориентированного обучения;
технологии компетентностно-ориентированного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
технологии использования ЭОР;
технологии игрового обучения;
технологии критического мышления;
технологии учебного взаимодействия;
технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников;
технологии организованного общения младших школьников;
технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову);
технологии проектно-исследовательской деятельности;
технологии педагогической поддержки родителей младших школьников.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ЭОР нового поколения.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют мне учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Использую практически любой материал: нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики в этом возрасте имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия», использую Flash-игры, например "Буквы-сестрички", которые беру с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы».
Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в  следующем:
быстрая обработка результатов;
определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции);
объективность оценки учащегося.
В этом году я проводила открытый урок по математике по теме: «Прибавить и вычесть число 2» с применением учебно-лабораторного оборудования: интерактивной приставки Mimio, проектора, использовала электронные образовательные ресурсы, представленные ниже.
№ п/п Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Музыка для физминутки Аудиозапись Музыка http://iplayer.fm
2 Картинки к сказке «Колобок» Информаци-онныйИллюстрация https://yandex.ru/search/?lr=38&msid=1
3 Решение и составление задач Информаци-онныйИллюстрации http://ped-kopilka.ru
4 Задания на смекалку Информаци-онныйИллюстрация http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/04/05/zadachi-na-smekalku-1-2-klass
План-конспект данного урока я разместила на своём мини-сайте https://infourok.ru/user/myasina-galina-tihonovna
Часто пользуюсь материалами с сайта Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school–collection.edu.ruМетод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
В течение последних лет я активно применяю на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Использование проектных и исследовательских технологий
Учебный год Перечень работ Выход на аудиторию Участники Результат
2015-2016 Исследовательский проект «Комнатные растения – лекари» Урок окружающего мира в 1 классе Магасумова Виктория Призёр
Исследовательский проект
«Живая и неживая природа. Фасоль и камушек – кто вы?» Урок окружающего мира в 1 классе Радькова Мария Призёр
Проект
«Моя малая Родина» Урок окружающего мира в 1 классе Все учащиеся
1а класса Осознание значимости своего родного края
Проект
«Моя семья» Урок окружающего мира в 1 классе Все учащиеся
1а класса Осознание значимости своей семьи
Проект
«Всюду числа» Урок математики
в 1 классе Все учащиеся
1а класса Понимание значения чисел
в жизни людей
Проект «Создаём город букв» Урок литературного чтения в 1 классе Все учащиеся
1а класса Понимание значения чтения
в жизни людей
«Буквы – герои сказок» Урок литературного чтения в 1 классе Все учащиеся
1а класса Понимание значения чтения
в жизни людей
Из данных таблицы видна позитивная динамика использования проектных и исследовательских технологий в учебном процессе.

Я занимаюсь проектной деятельностью и во внеурочное время. Ребята с большим увлечением занимаются созданием своих небольших или групповых проектов, учатся проводить их защиту. С учащимися на занятиях была осуществлена работа над созданием проектов: «Профессии в моей семье», «Сделай сам», «Кем быть?», «Мои потребности».
Постоянно занимаясь самообразованием на https://edugalaxy.intel.ru/?showuser=179852 , я изучила пакет программ MicrosoftOffice. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе не только для подготовки к урокам, но и для поиска информации в сети Интернет, для подготовки к родительским собраниям, внеклассным мероприятиям, классным часам и другой внеурочной деятельности. Знания ИКТ позволили мне опубликовать разработанные материалы на сайте в Интернет –https://infourok.ru, общаться с коллегами по интересующим вопросам, осваивать новые для меня компьютерные программы.
Использование современных образовательных технологий способствует формированию новых компетенций учащихся. Понимая значимость современных образовательных технологий в образовательном процессе, я продолжу работу над повышением интереса учащихся к данным видам работы.