Статья к родительскому собранию Надо ли бороться с непослушанием?


Надо ли бороться с непослушанием?
( или психологические уроки в повседневной жизни неравнодушных родителей)
Семья – это начальная ступенька в жизни любого человека. Семья определяет сознание ребёнка, формирует его чувства. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки общения и жизни в обществе.
Детские впечатления оставляют след на всю жизнь. А переживания влияют на весь дальнейший уклад. Взрослый человек может забыть их, но они в дальнейшем часто определяют его поступки.
Уровень нравственности родителей, их жизненные идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств ребёнка.
Если о человеке говорят, что он из хорошей семьи, это значит, что этот человек трудолюбивый, честный, доброжелательный, на него можно положиться, с ним хочется поделиться радостью. Источником благополучия ребенка в семье и индикатором счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку. Любовь – творец всего доброго, возвышенного.
Но в практике семейного воспитания не редко встречаются моменты, когда родителям хочется, чтобы ребёнок повиновался во всем, причем тут же, с радостной готовностью. «Давай-ка, быстро, сейчас же!» - и бросай интересную игру, отходи от телевизора за десять минут до окончания мультфильма, иди не к подруге, как договорились, а куда скажут взрослые. Даже брось читать книгу и сделай, что прикажут.
Нам, взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы имеем право высказывать своё недовольство, когда кто-то нарушает наши планы. Наша бесцеремонность в отношении детей поистине беспредельна. Вспомним, часто ли случалось нам извиниться перед ребёнком за вынужденное изменение его планов? «Вот ещё! Мал, чтобы я перед тобой извинялась!» Вот и накапливается у многих детей готовность к ссорам или бессильный гнев.
Еще наглядней абсурдность требований: «Сначала откусывай пряник, а только потом запивай его чаем!», «Сначала надень шапку, потом варежки!» Ненужные и нелепые распоряжения и требования - приказы гарантируют негативное отношение, протест и отказ повиновения. Так нарушается формирование исполнительности – очень ценного делового качества.
Мы любим послушных детей. С ними легко и комфортно. Но с ними так же легко и человеку с дурными помыслами.
Давайте задумаемся, кого мы растим? Личность, действительно способную к ответственности, или обычного нарушителя при видимом хорошем поведении? Свободного человека или льстеца и ябеду? Смогут ли дети противостоять произволу и беззаконию? Или станут покорными глупцами?
Случалось ли вам встречать ребёнка с прогулки ворчанием , а то и руганью, по поводу грязных штанов, дырки на колене, или, (о, ужас!) задержки на три минуты. Скандал. Может, поэтому дети не спешат идти со двора домой?
Только представьте: может ли вырасти человек, ни разу не покорив хотя бы один забор, дерево, крышу гаража? Родители, понявшие это, уже нашли выход: если у ребенка есть школьная одежда, должна быть и «спецовка». А провинился, учим весело и серьезно, не окриком, не только словесным напоминанием, а еще и совместным действием. Ребенка нужно заражать радостью, светлым удовольствием от жизни.
А теперь о запретах. Вспомним Насреддина: «Не смей думать об обезьяне!..» (лимоне, клубнике) - и навязчивый образ обезьяны обеспечен! Родители, знающие эту закономерность, используют её для того, чтобы побудить к нужному действию.
Полезно ли в воспитании всё сводить к одному догмату: можно – нельзя, запрещать – разрешать. Нам просто пора начать думать. А для начала пересмотреть – что и как мы запрещаем? И заменить неаргументированный запрет чем-то иным, что более способствует познавательной активности ребёнка.
Игра. Предлагаю вам деловую игру «Антизапрет». Придумайте, пожалуйста такой запрет, нарушение которого было бы на пользу и вам, и ребёнку. Например: «Не трать время на подготовку домашнего задания по литературному чтению. Тем надо прочитать про каких-то мальчишек, которые сбежали из дома в Америку. Зачем тебе это?» (А.П.Чехов «Мальчики»)
(Выслушиваем и обсуждаем предложения родителей)
Итог. Тест «Какой вы родитель»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Давайте посмотрим на себя со стороны. Отметьте самые привычные для вас фразы.
Вопросы Баллы
1. Сколько раз можно твердить одно и то же?! 2
2. Пожалуйста, посоветуй как мне поступить. -
3. И как бы я тез тебя обходилась (лся). 1
4. В кого же ты такой уродился?! 2
5. Какие у тебя надёжные друзья! 1
6. Не смей этого даже думать об этом! 2
7. Подумай, может стоит поступить иначе? 2
8. А вот я в твоё время…! 2
9. Ты у меня замечательный(ая) помощник (ца). 1
10. Интересно, и чем ты думал(а)?! 2
11. Ты у меня просто умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13. У всех нормальные дети, а ты… -
14. Какой ты у меня находчивый! -
Подсчитайте общее количество баллов.
5 - 6 баллов – у вас полное взаимопонимание с ребенком. Он искренне любит и уважает вас. Вы воспитаете гармоничную личность.
7 - 8 – небольшие сложности в отношениях с ребенком выражаются в попытках родителей перенести вину за «ошибки» в поведении на самого ребенка.
10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он вас уважает , но не всегда с вами откровенен. На его развитие влияет множество случайных обстоятельств.
Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
Предлагаю вам советы замечательных людей, которые помогут вам иначе взглянуть на проблемы взаимоотношений с детьми, если такие возникали или будут возникать. Пусть процесс воспитания для вас будет лёгким и радостным.
Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского
Не унижай.
Не угрожай.
Не вымогай обещания.
Не морализируй.
Не лишай ребенка возможности быть самим собой.
Не навреди.
Не бойся признать свою ошибку.
Начинай воспитание с себя.
Верь в своего ребенка.
Помоги ребенку поверить в себя.
Советы Д. Карнеги
Девять правил, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
Прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.
Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Использованные ресурсы:
http://zol-sosh.ru/roditelyam/sovety-psixologa/343-zapovedi-razumnogo-vospitaniya.html Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского
http://karnegi.ru/static/friends4.html Советы Д.Карнеги