Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии»


«Причины и последствия детской агрессии»
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Никколо Макиавелли
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...
Эрих Фромм
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Цель: профилактика детской агрессии.
Задачи:
обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.
Вопросы для обсуждения:
причины детской агрессии;
профилактика детской агрессии;
пути преодоления детской агрессии
I. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии, так как мы все чаще с ней сталкиваемся не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду с экранов телевизоров и компьютеров. Ее проявляют даже дети. Такая проблема существует и в нашем классе.
Обратимся к определению понятия «агрессия».
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.
2. Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах, представление портрета созданного каждой группой)
Учитель на СЛАЙД выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках, имеет низкий уровень импатии.

3.Причины и виды агрессии.
Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек).
Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.
Причины:
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты
3. Различные нарушения семейного воспитания.
Алкоголизм родителей.
Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
Неуважение к личности ребенка.
Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.
Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).
5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.
Например, детское упрямство - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.
6. Запрет на физическую активность.
Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.
7. Отказ в праве на личную свободу.
Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.
8. Подсознательное ожидание страха.
Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.
9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.
Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.
10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.
Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).
11. Недовольство собой.
При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
12. Повышенная раздражительность.
Присутствуют ли перечисленные причины в среде нашей школы. Было проведено анкетирование по следующим вопросам. Участвовали 27 человек среднего звена, на вопросы 1.Чаще всего я радуюсь, когда - играю 2 человека, отдыхаю 2 ч., не учимся 2 ч., каникулы 3 ч.
2. Чаще всего я смеюсь, когда – слушаю анекдоты – 8 ч., в мультиках 1 ч., получу пятерку – 3ч.
3.Чаще всего у меня хорошее настроение, когда – не задают уроков – 5 ч., отпускают гулять до 10:00 часов, все сделано – 3 ч., разъезжаются учителя – 2 ч., трезвые родители – 4 ч.,.
4. Чаще всего я плачу, когда – меня ругают 3 ч., грустная песня про маму – 3 ч., кто умрет – 4 ч..
5.Чаще всего я злюсь, когда – спорят со мной – 3ч., кричат на меня – 3 ч., дразнят – 3 ч., пьют родители – 3 ч.
6.Чаще всего я обижаюсь, когда – меня ругают – 3ч.,когда мне поставят двойку – 2 ч., когда дома все съели – 1 ч.
7.Мне хорошо, когда меня - дадут выспаться – 3 ч., хвалят – 3ч., сделаю уроки – 3 ч.
8.Мне плохо, когда меня – что-нибудь болит – 5 ч., с похмелья – 2 ч., ни кто не общается со мной -1ч.
А так же был проведен следующий тест.
Перед вами 10 выражений, которые характеризовали ваших детей. Вот те качества, которыми, они себя оценили.
Я — добрый 11 ч.
Я — злой 6 ч.
Я — терпеливый 6 ч.
Я — нетерпеливый 8 ч.
Я — упрямый 3 ч.
Я — безразличный 1 ч.
Я — хороший друг 11 ч.
Я — умный 8 ч.
Я — помощник 6 ч.
Я — обидчивый 6 ч.
Мы видим, что большинство детей считают себя добрыми, хорошими друзьями, помощниками и умными.
Две фразы если меня наказывают, то …….
Если меня поощряют, то …….
Ответы были такие:
Если меня наказывают, то я психую и злюсь – 7 ч., то я обижаюсь – 4 ч., то я дерусь – 1ч.
Если меня поощряют, то я стараюсь быть еще лучше – 3 ч., радуюсь – 4 ч., приятно – 2 ч., стесняюсь – 2ч.
Четыре того, чего не должно быть в моей семье: ругани – 9 ч., пьянки – 11ч., драки – 6 ч., грязи в доме и во дворе – 3 ч., курение в доме – 5 ч..
Четыре того, чего я больше всего хочу иметь в доме: любовь – 6 ч., деньги – 5 ч., хорошее жилье – 4 ч., много еды – 3 ч., не пьющих родителей – 11 ч., дружба – 3 ч., здоровье – 2 ч..
Данные анкеты, хочу и не хочу иметь в доме, оценка личностных качеств учеников говорят о том, что причины, порождающие детскую агрессию имеют место в нашей среде.
Вы все устали, давайте проведем упражнения, снимающее эмоциональную усталость. Мы с вами, а вы с детьми.
«МУХА». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
«ЛИМОН». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
«ВВЕРХ ПО РАДУГЕ». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.
ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЁНКА:
часто конфликтует
дерётся
громко говорит
выкрикивает на занятиях и уроках
может проявлять обостренное стремление к лидерству
Последствие не устранненых причин агрессии
УНИЖЕНИЕ
НАПРЯЖЕНИЕ
ОЗЛОБЛЕННОСТЬ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ
БЕЗЫСХОДНОСТЬ
ТРЕВОГА
БЕСПОМОЩНОСТЬ
НЕНУЖНОСТЬ
ОТВЕТНАЯ АГРЕССИЯ
СУИЦИД
МЕСТЬ
ВЫВОД: Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Подведение итогов. Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Вручение памяток родителям (приложение 6).