Конспект урока по предмету Основы профессиональной мобильности Человек, индивид, личность


Человек, индивид, личность 
На этом занятии мы познакомимся с темой «Человек, индивид, личность». Как известно, общество состоит не только из социальных групп, но и из отдельных людей. Поэтому на уроке мы сможем изучить человека как субъекта общественных отношений и социальной деятельности. Также рассмотрим понятия «индивид» и «личность», отличающие человека от других представителей природы.

Здравствуйте. Сегодня мы с вами начинаем изучение маленького, но очень важного раздела «Человек». Общество состоит не только из социальных групп, но в первую очередь из отдельных людей. В уроках этого раздела мы будем изучать человека как субъекта общественных отношений и социального действия.
Что же отличает человека от остальных представителей живой природы? Разные ученые и философы по-разному отвечают на этот вопрос; некоторые, как, например, Ф. Ницше, вообще никакой разницы не видят и называют человека «супершимпанзе».
Но другие авторы полагают, что такие отличия есть. Это способность к глубокому абстрактному мышлению и членораздельной речи, высокая обучаемость, усвоение достижений культуры, высокий уровень социальной (общественной) организации, деятельностная сущность, материальное производство.
Тема сегодняшнего урока – «Человек, индивид, личность». По сути, каждый человек является индивидом, но не каждый человек является личностью. Что же различает эти термины и какое значение каждый из них получает в социальных науках?
Для начала надо определить, что в философии существует две основные группы концепций, характеризующие человека. Это объективистские и субъективистские концепции (рис. 1).

Рис. 1. Основные концепции человека
В рамках объективистских концепций человек рассматривается как существо, находящееся в значительной или полной зависимости от природы, общества, космоса, бога, исторической необходимости. Сторонниками субъективистских концепций человек воспринимается как существо, полностью или в основном свободное от законов природы и общества.
Нетрудно заметить, что сторонники объективистских концепций считают человека в первую очередь частью природы; субъективистские концепции также иногда называются волюнтаристскими (от латинского «воля») и предполагают, что человек в своей деятельности руководствуется лишь своими собственными идеями и представлениями.
Истина, как всегда, лежит где-то посредине. В определенных ситуациях человек действительно определяет направления своей деятельности, руководствуется своей свободной волей, однако бывают ситуации, когда каждому из нас приходится подчиняться обстоятельствам. Мы уже говорили с вами об исторических закономерностях, но кроме них, существуют еще и законы природы.
Сторонники так называемых синтезных концепций, например, философской антропологии или марксизма, полагают, что человека нельзя считать только субъектом или только объектом общественных отношений.
В современной российской философии наиболее распространено представление о человеке как биосоциальном существе – биологическом по рождению и социальном в силу образования и воспитания.
Эта концепция не нова – она встречается и у философов прошлых эпох. Вопрос лишь в том, какая сущность человека будет восприниматься как ведущая. Платон и Аристотель считали человека комбинацией души и тела, отдавая приоритет телу; в средние века считалось, что человек – образ Бога, и значит, его духовная сущность является ведущей. Начиная с эпохи Возрождения возобладало представление о более или менее равном сосуществовании в человеке биологического и социального начал.
Первый термин, который мы должны разобрать,- это термин «человек». Это биологический термин, обозначение биологического вида Homo. Человеком является любой, кто соответствует определенным биологическим признакам,- и академик, и продавец, и студент, и питекантроп, и маугли.
Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка (демографическая единица). Индивида часто называют социальным атомом, подчеркивая, что он является первоэлементом общества. Само слово «индивид» в переводе с латыни означает «неделимый».
Как атомы могут существовать отдельно, так и люди могут не объединяться в группы – так происходит, к примеру, в толпе (рис. 2).

Рис. 2. Толпа
Однако в социальной группе между индивидами возникают общественные связи – группа становится структурированной (рис. 3). Первоэлементом этой структуры как раз и будет индивид. Таким образом, уже понятие индивида является социологическим.

Рис. 3. Социальная группа
Предпосылкой формирования индивида является его индивидуальность, которая бывает генетической, биологической, психологической и социальной. Каждый человек ведет себя по-своему в той или иной ситуации.
Маугли, конечно, является человеком, но не является индивидом. У таких людей, как показала практика, не формируются речь, мышление и прямохождение.
Наконец, личность – это человек как социальное существо, обладающее совокупностью духовных свойств, осуществляющее общение и деятельность.
Таким образом, личностью мы называем только социально активного человека, субъекта, а не только объекта общественных отношений.
Личность – один из самых сложных терминов в обществознании. Разные философы дают разные определения личности. Но все сходятся на том, что ко всем людям этот термин неприменим. Для того, чтобы считаться личностью, человек должен обладать определенными качествами. Чаще всего в числе таких качеств называют автономность человека, его самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Понятно, что новорожденный ребенок не может быть автономным, то есть независимым от родителей, самостоятельно принимать решения он не может, да и ответственность брать на себя не захочет. Если спросить маленького ребенка, только что разбившего чашку, кто разбил чашку, он скорее всего скажет: «Не я».
Процесс формирования личности идет постепенно, в ходе социализации, то есть усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. У ребенка в возрасте 3-4 лет начинается период «ячества», когда он сам хочет принимать участие в тех или иных действиях. Вот этот момент многие психологи и считают началом процесса формирования личности. Личностью не рождаются, а становятся (А.Н.Леонтьев).
Проявить личностные качества человек может далеко не всегда. Это в первую очередь требуется от человека, который работает с людьми,- врача, учителя, писателя, актера. От продавца в супермаркете личностные качества не требуются: если нормы корпоративной этики требуют улыбаться, он будет улыбаться, но неискренне. Есть профессии, в которых проявлять личностные качества может быть даже опасно, например, работа на конвейере, где от рабочего требуется выполнить строго определенную функцию.
Таким образом, кроме социализации, есть и еще одна предпосылка превращения индивида в личность. Это труд (практика), в котором проявляются качества личности, ее черты характера, образ мышления и поведения. Пока человек не начнет действовать, мы не сможем определить, насколько сложились у него личностные качества. Процесс формирования этих качеств будет продолжаться всю жизнь.
Под влиянием разных обстоятельств – и социальных, и биологических – сформировавшиеся личностные качества также будут разными. Формируются различные типы личности.
Самая известная типология личности базируется на типах темперамента, предложенных греческим медиком Гиппократом. Он считал, что в разных людях преобладают разные жидкости и выделял следующие типы: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Концепция Гиппократа была дополнена известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, который ввел понятие о двух универсальных типах – экстравертном и интравертном. Холерик и сангвиник – экстраверты, флегматик и меланхолик – интраверты (рис. 4).

Рис. 4. Типы личности
Существуют многочисленные тесты на определение типа темперамента. Людей, которые относились бы только к одному типу, наверное, нет, но практически у каждого есть доминирующий тип темперамента. Эти данные можно использовать, к примеру, для определения будущей профессии.
Давайте подытожим. Итак, при определении людей как участников социального действия мы используем три термина – человек, индивид и личность. Человек – это отдельный представитель биологического вида Homo; индивид – это конкретный человек как член социальной общности; личность – это человек как социальное существо, субъект общения и деятельности (рис. 5).

Рис. 5. Человек – Индивид – Личность
Александр Григорьевич Асмолов, один из самых известных специалистов в области социальной психологии, утверждает, что «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
Обязательно нужно отметить, что индивид не является субъектом общественных отношений, общество влияет на него. Личность же – это активный субъект, он сам влияет на общество.
В структуре личности выделяют как минимум три сферы – потребностно-мотивационную, ценностно-нормативную и статусно-ролевую (рис. 6). Потребностно-мотивационная сфера включает в себя компоненты, которые относятся к деятельности, ценностно-нормативная включает в себя социальные нормы и ценности – политические, религиозные, моральные и другие. Статусно-ролевая сфера включает в себя социальные роли и статусы.

Рис. 6. Структура личности
 К сфере социальной психологии относится в первую очередь потребностно-мотивационная сфера личности. Она станет предметом нашего рассмотрения уже на следующем уроке, когда мы будем говорить о сознании. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Весь мир – театр
Слово «личность» имеет прямое отношение к театру. В античном театре могли играть только мужчины. Для того, чтобы они могли исполнять любые роли, им было положено носить маски (рис. 7). Такие маски имели воронки, благодаря которым звук усиливался и распространялся дальше, чем без использования этих воронок. Такая воронка по-латыни называлась «персона» («для звука»); позже это слово перешло и на сами маски.

Рис. 7. Античная маска
В русском театре, который появился в начале XVIII века, такие маски назывались «личинами», то есть искусственными лицами, отличающимися от настоящих лиц актеров. Подобные маски использовались в театре и в других странах.
Фактически любой актер играет ту роль, которая предписана его маской, костюмом, декорациями. Личность тоже играет роли, которые предписаны ей социальными нормами. Один и тот же человек в течение дня может играть роли мужа, отца, водителя или пассажира метро, сотрудника, клиента, покупателя и десятки иных ролей.
Люди понимали это задолго до появления социальной психологии. Уильям Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» описал различные личности фразой: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Но еще у римского писателя Петрония мы встречаем фразу «Весь мир играет на подмостках».
Конвейер
Изобретение конвейера (рис. 8) традиционно связывается с именем Генри Форда, который внедрил эту форму производства на своих заводах примерно в 1912 году. На самом деле конвейерное производство существовало и раньше, но в своем современном виде оно действительно появилось только в начале XX века.

Рис. 8. Конвейер
Появление конвейера считается проявлением технического прогресса. Действительно, функции работников максимально разделены, каждый до тонкостей осваивает свою операцию и может ее выполнять максимально быстро.
Однако существуют и негативные социальные последствии внедрения конвейеров в производство. Социологи утверждают, что у таких работников намного быстрее наступает утомляемость, падает уровень интеллектуального развития, нарушается восприятие времени.
Что же является причиной таких процессов? Психологи считают, что все дело в отсутствии в подобной работе личностного начала.
Профориентация личности
В советской школе существовал специальный предмет «профориентация». На уроках в восьмом классе учащимся рассказывали о существующих профессиях и помогали сделать осознанный выбор.
В ходе такой деятельности можно использовать психологические тесты, которые помогут определить тип личности и подобрать профессию в соответствии с темпераментом. В американской психологии в 1950-е годы была разработана типология Майерс-Бриггс, которая предусматривает четыре основные шкалы личных качеств (рис. 9).
В рамках этой типологии рассматриваются четыре компонента:
- способы пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала «экстраверсия – интроверсия»);
- способы сбора информации (шкала «сенсорность – интуиция»);
- способы принятия решений (шкала «мышление – чувствование»);
- способы организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение – восприятие»).
Таким образом, по своему психологическому типу человек может быть:
- экстравертом (E) или интровертом (I);
- сенсорным (S) или интуитивным (N);
- мыслительным (T) или чувствующим (F);- решающим (J) или воспринимающим (P).
Рис. 9. Типология Майерса-БриггсаПолучается, что человек в зависимости от преобладания того или иного качества характера человек относится к одному из 16 типов. Например, учитель начальных классов должен быть экстравертом, интуитивным, чувствующим и решающим (тип ENFJ); а военный или полицейский – интровертом, сенсорным, мыслительным и решающим (тип ISTJ).
Представьте себе, что произойдет, если отправить экстраверта в длительный космический полет или заставить интроверта читать публичные лекции.