Выступление на районном семинаре:«Оказание психологической поддержки подростков с аутодеструктивным, в том числе с суицидальным поведением»

Слайд 2 Тема:
«Оказание психологической поддержки подростков с аутодеструктивным, в том числе с суицидальным поведением»

3.Слайд
В одном из Посланий Президент отметил: «Охрана здоровья и прав детей является одной из самых приоритетных задач новой социальной политики государства. Социальная модернизация общества направлена, прежде всего, на обеспечение физического, нравственного и духовного развития детей, как основы гармонического развития молодого поколения страны».
Вместе с тем, в условиях быстрых социально-экономических перемен, увеличении темпов и требований современной жизни, зачастую, как снежный ком, нарастают острые социальные и экономические стрессы, кризисные ситуации в семье, с которыми не могут справиться и родители и дети.
Депрессии, пессимистическое восприятие окружающей действительности, острая разочарованность в жизни, ощущение психологического дискомфорта и дисгармония межличностных отношений, к сожалению, все чаще ведут к суицидальному аффекту, как наиболее короткому пути решения проблем. Суицид воспринимается некоторыми личностями как лучший выход из сложившейся ситуации.

Слайд 4
Аутодеструктивное поведение – сложный и опасный феномен, широко распространенный в настоящее время. Это поведение, угрожающее жизни, физическому или психологическому здоровью, нормальному развитию самого человека.

Слайд 5 фото

В современном обществе распространение многих видов аутодеструктивного поведения – алкоголизма, наркомании, суицидального, поведения – носит эпидемический характер. Поэтому актуальны не только вопросы его коррекции, но и проблема первичной профилактики
Подростки особенно подвержены риску аутодеструктивного поведения в силу возрастных особенностей - эмоциональной нестабильности, резкой смены социальной ситуации развития (от них начинают требовать самостоятельности, ответственности), малого жизненного опыта, «черно-белого» мышления, а также воздействия ряда неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов. Поэтому мероприятия по психологической профилактике аутодеструктивного поведения особенно важны для подросткового возраста.
Подростки из неблагополучных семей нередко обнаруживают лучшую защиту от кризисов, так как имеют более стабильную систему социальных установок. В то же время, внешне благополучная семья, маскирующая разнообразные сложности своего функционирования, чаще создает условия для возникновения аффективной реакции, так как не способна обеспечить подростку истинной поддержки в конфликтной ситуации. Постоянная занятость родителей на работе ведет к социальной и педагогической заброшенности детей, которые все чаще остаются предоставленными самим себе и становятся жертвами жестокого обращения и насилия со стороны старших по возрасту. В то же время, отсутствие организованного досуга и массового спорта атрофирует у детей и подростков стремление к активной творческой и физической деятельности, что быстро компенсируется в уличных группировках, значимость которых для современных подростков приобретает опасный характер
В такой ситуации многие родители скорее разрешат компьютер, интернет и телевидение для развлечения ребенка, чем уличные компании, да и сам ребенок в свободное время, вероятнее всего, сядет к компьютеру или телевизору, где его ждут боевики, насилие, ужасы, в том числе и суициды. После продолжительного просмотра этих картин подросток начинает воспринимать увиденное, как обычное явление, которое он то же может повторить в силу высокой подражательной функции детской психики.
Стремительный захват наших детей телевидением, интернетом, компьютерными играми имеет большие опасности. Трудно сказать, что пагубнее для ребенка: длительная гиподинамия, кислородная недостаточность, нагрузка на зрение, влияние электромагнитного излучения на психофизический аппарат растущего организма ребенка, скорее всего все эти факторы влияют вместе. решающим фактором риска является окружающая микросреда. В условиях социальных стрессов отмечается тенденция увеличения распадающихся и раздробленных семей, ослабление семейных традиций, отрыв ребенка от привычной среды, когда ребенок зачастую не знает где же его родной дом.
Многие психологи, например, О.В. Хухлаева, утверждают, что для решения проблемы аутодеструктивного поведения важно перенести акцент с коррекции на профилактику, причем не на профилактику отдельно взятого нарушения (алкоголизма, суицидального поведения и т.д.), а на сохранение психологического и психического здоровья учащегося. Психологическое здоровье минимизирует риск алкоголизма, наркомании и других форм аутодеструктивного поведения.
Таким образом, для успешной профилактики аутодеструктивного поведения необходимы долгосрочные программы психологического сопровождения, направленные на сохранение психологического здоровья подростков, их личностное развитие, профессиональное самоопределение, развитие интереса и способности к самопознанию и самоанализу.

Слайд 6
И поэтому я в своей работе практикую и использую следующие формы и методы работы для сохранения психологического и психического здоровья учащихся.
Это: массовые – лекции, семинары;
групповые – тренинги, лекции, беседы, теоретические семинары, семинары-практикумы, анкетирование, диагностика, элементы психотерапевтических техник: сказкотерапии, арт-терапии, релаксации;
индивидуальные – консультации, беседы, диагностика, анкетирование, элементы психотерапевтических техник: сказкотерапии, арт-терапии, релаксации

Слайд 7 В своей практической деятельности мне очень помогают знания, приобретенные в Институте семейного воспитания. Различные техники и приемы позволяют выявить детей, которые нуждаются в психологической поддержке

Слайд 8
Мандалы: Раскрашивание мандал представляет собой целый ритуал, который можно сравнить с танцем карандашами вокруг священного круга. Раскрашивая мандалы, человек начинает свой путь, он идет за каждой линией рисунка, оставляя цветные следы. Он уединяется и погружается в границах картинки и открывается тому, что он здесь находит. Существует особая магия в том, чтобы точно следовать линиям рисунка.

Слайд 9 Техники «Человек», «Человек под дождем»
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

Слайд 10-13«Дождь в сказочной стране»
«Дождливая» серия позволяет собрать информацию, в основном, о состоянии потребности в безопасности и защите, а также потребности в самоуважении и личностном совершенствовании. Одной из важных психологических задач в данном аспекте - работа над стилем реагирования и поведения в неблагоприятной ситуации

Слайд 14,15,1
·6 Позитивная психология: Согласно научным исследованиям последних лет, положительные эмоции делают восприятие мира человеком более открытым и позволяют исследовать и находить новые решения проблем. Кроме того, положительные эмоции делают человека более дружественным.
Позитивная психология концентрирует внимание человека на развитии качеств и свойств, которые приводят к накоплению в нем позитивной жизненной энергии – необходимого ресурса для преодоления негативных психических состояний (стрессы, депрессия и другие), а также их предотвращения. Позитивная психология учит по-другому воспринимать мир – так, чтобы негатив (стрессы, депрессия) не имели шанса даже ненадолго поселиться в нашей жизни.
(выработка позитивного настроя, принятие ответственности на себя – вся реальность является отражением нашего сознания и образа мышления (мы сами создаем нашу жизнь, мы сами принимаем решения и извлекаем из нее уроки);

· позитивное мышление – умение видеть позитивные изменения в своей жизни, выбор позиции «ученика», а не жертвы (чему я могу научиться, а не поиск виновного);

· развитие добродетелей – свойств характера, которые приносят человеку положительные эмоции
аффирмации позитивные утверждения, помогающие изменить образ мыслей, сформулировать свои желания, стимулируя положительные перемены в жизни
Очень большую роль в позитивной психологии является возможность применения восточных притч и сказок. Притчи помогают просто и ненавязчиво понять важные истины. В притчах содержится народная мудрость, которую можно очень просто донести до клиента. Особенно в тех случаях, когда обычные методики не помогают.
Слайд17 Экспресс тест «Колесо жизненного баланса» Этот тест поможет оценить свою жизненную ситуацию и на что в своей жизни следует обратить особое внимание.
Слайд 18 Техника Кинотерапия это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.
В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др.
Кому-то фильм может помочь высвободить свои чувства и примириться с потерей близких, кому-то разорвать болезненные отношения, кто-то может избавиться от вредных привычек, а кто-то  принять решение полностью изменить свою жизнь.
Слайд 20 Примеры фильмов и жизненных ситуаций. Потеря близких: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Борьба с предрассудками: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Семейные отношения: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вредные привычки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пищевые расстройства: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд 21 Тест «Семья животных» - это один из вариантов методики «Рисунок семьи».Кукла – психолог. Игрушка – друг, участник игр – театрализованное воспроизводство детских фантазий, переживаний в реальной жизни. Ребенок играет, даже того не осознавая. Выплескивает в игре все свои страхи, психологические зажатия и надломы, сомнения, моральные искривления. анализируя рисунок семьи животных:
1. уровень тревожности человека
2. какие имеются взаимоотношения с членами семьи
3.положение автора рисунка в семье, то есть кем он себя в ней чувствует восприятие человеком ситуации в семье, то есть:
- отношения доминирования-подчинения в семье (кто «главный», кто «не имеет права голоса»)
- конкретные функции, выполняемые разными членами семьи (кто чем занимается или «заведует»)
- эмоциональные связи между членами семьи (кто кого больше любит, например)
- агрессивные проявления других членов семьи (кто кого и как обижает)

Слайд 22 Коллаж желаний. Как исполнить все свои мечты.
Слайд 23. Просветительская и диагностическая работа в нашей школе проводится также и с родителями
Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый механизм для профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы с родителями – это родительские собрания (внутриклассные и общешкольные). Консультирование, анкетирование, беседы,

Слайд 24 Каждый педагог, особенно являясь руководителем классного коллектива, должен вовлекать учащихся в социально-значимые виды деятельности, формировать установки у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.) Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
С педагогическим коллективом школы в этом направлении я провожу просветительскую работу с применением видов анкетирования, тренингов, бесед, консультирования.

Своё выступление хочется завершить следующими словами: «Если мы будем внимательнее к друг другу, возможно никто не захочет расстаться с жизнью».

Спасибо за внимание!

Заголовок 3 Заголовок 415