Статья по работе с детской агрессией Детская агрессия

В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессивности.
Проблеме агрессии посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения, его проявлениях (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура, А.А. Реан и др.).
Но до сих пор не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
До сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.
Агрессия – (от лат. agressio – нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).
Понятия «агрессия» и «агрессивность» - это не идентичные понятия. Так как «агрессия» - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному, а «агрессивность» - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – это готовность к совершению таких действий.
Проблема агрессивного поведения детей приобрела особую актуальность в педагогике и психологии в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на

какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, негативные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавать все новые трудности.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе, проблемы с родителями ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к личностной рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Чтобы предотвратить развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста психологу любого детского образовательного учреждения необходимо своевременно провести диагностику этой эмоционально-поведенческой проблемы. В младшем школьном возрасте эту работу эффективнее всего проводить с детьми, которые более агрессивны по сравнению с другими.