Проект по развитию речи на тему Потешки-лучшие друзья(младший дошкольный возраст)


Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Чистопольско-
Высельский детский сад» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Проект модели организованной образовательной
деятельности по речевому развитию
детей 2-3 лет (младшая группа)
на тему: « Потешки – наши друзья»
Автор проекта
Валиуллина Нафиса Набиулловнавоспитатель МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Введение
Постановка проблемы
Тема "Развитие речи в раннем возрасте" является актуальной, так как речь является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:
*поддержки разнообразия детства;
*сохранения уникальности и само ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
*полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства      обогащения  детского развития;
*создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
*содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
*приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
*учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;*формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
     Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка.
      Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, хотелось бы обратить внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
     Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
 - воспитание звуковой культуры речи
 Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
 - обогащение словаря 
 Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
 - формирование грамматического строя речи
 - развитие монологической и диалогической речи
 - развитие мелкой моторики
 Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
 Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
 Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Краткосрочный проект для детей младшей группы
«Потешки – лучшие друзья».
Цель проекта
Разработать и реализовать модель организованной образовательной деятельности по речевому развитию направленного на формирование и развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством работы с малыми фольклорными формами.
Задачи проекта:
1. Анализ методической литературы.
2. Разработка структуры и содержания организованной образовательной
деятельности.
3. Разработка ресурсной базы проекта.
4.Реализация плана организованной образовательной деятельности.
5. Определение эффективности проекта. Уточнение и отбор методик диагностик.
Целевая группа проекта Дети младшей группы
Срок реализации проекта 13.04.2015г. – 24.05.2015г
Место реализации проекта МБДОУ «Чистопольско-Высельский детский сад»
Этапы реализации проекта
Подготовительный (с 13.04 – 20.04.2015г.)
Изучение методической литературы и разработка структуры и содержания организованной образовательной деятельности.
Разработка ресурсной базы проекта
Основной (с 20.04. – 24.04.2015г.)
Реализация содержания проекта.
Заключительный (с 24.04. – 24.05.2015г.)
Подведение итогов и определение эффективности проекта. Уточнение и отбор методик диагностик.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1. Подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель Валиуллина Н.Н.
родители
2. Составить картотеку потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
3. Подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель Валиуллина Н.Н.
родители
4. Разработка структуры и содержания организованной образовательной деятельности.
МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
5. Подбор и отбор необходимого материала. МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
родители
Основной этап
6.
Основной этап:
На основном этапе
 необходимо
организовать работу,
с использованием
фольклорных
произведений на
протяжении всего дня,
включая их в
различные режимные
моменты 7. Режимные моменты МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
8.
Организованная
образовательная
деятельность
«Мы  HYPERLINK "http://50ds.ru/music/1149-zanyatie-na-vode-vodyanye-poteshki-dlya-detey-56-let.html" \t "_blank" потешки 
распеваем и немного
поиграем» МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
9. Работа с родителями МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
Заключительный этап
10. Диагностические исследования 2 раза в год. МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
11. Выставка детских работ   «Колобок-румяный бок»
Выставка книг,
книжек-малышек МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»
Воспитатель
Валиуллина Н.Н.
12. проведение праздника «В гостях у бабушки Ариши» проведение праздника «В гостях у бабушки Ариши» Педагоги
родители
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:

1. Анализ литературы.
2. Разработка структуры и содержания организованной образовательной
деятельности
Изучить теоретическую
литературу + Материально-технические:
подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями
Подобрать игрушки для проведения ООД
+
+ Библиотека
Методический
кабинет 13.04. 2015г
Кадровые:
заведующая
педагоги
родители
+ Научно-методические:
изучение
подписка
+ Интернет ресурсы
педагогические
журналы 13.04.2015
Информационные:
информационный стенд
консультации для родителей
+ 13.04.2015
Мотивационные:
самообразование
курсы повышения квалификации…
+ 13.04.2015
Организационные:
1. подготовка дидактического материала
2. костюмы
3. инвентарь + Финансовые:
призы
грамоты
+ 13.04.2015
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Разработка эффективной модели образовательной деятельности по речевому развитию детей 2-3 лет на тему « Потешки – наши друзья».
2. Сформированность речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством работы с малыми фольклорными формами.
3. Совершенствование коммуникативных навыков у детей.
4. Создание эмоционально – положительного климата в группе и развитие интереса к региональной культуре, к фольклорным произведениям и умению слушать и реагировать на содержание, в соответствии с ФГОС.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Диагностические исследования 2 раза в год.
Дреер С. С., Потыкан А. Н. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой , Т. С. Комаровой : диагностический журнал. –Волгоград: Учитель, 2011-51с
    Диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы. Я считаю, что успешность этих результатов была достигнута благодаря данному проекту.
Заключение
Занятие было направлено на закрепление, повторение пройденного материала. Проводилось в игровой форме, в виде путешествия с остановками. На каждой остановке дети проговаривали знакомые потешки, выполняя разные задания. На занятии использовались приёмы активизации: «на ушко», «проговаривание хором», «обращение к герою» и т.д. Кроме трёх задач развития речи, работа велась над вниманием, мышлением, восприятием и творческим воображением детей. С введением ФГОС ДО, повысилось внимание к введению регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес», дети любого возраста проявляют интерес к устному народному творчеству, тем более дошкольники, поэтому тематика ООД, данного конспекта, полностью соответствует принципам ФГОС. 

Литература
Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2010. – 50 с.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
Дреер С. С., Потыкан А. Н. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М .А. Васильевой, В. В. Гербовой , Т. С. Комаровой : диагностический журнал. –Волгоград: Учитель, 2011-51с.
Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.