Конспект внеклассного мероприятия Война…Страшнее нету слова…


Конспект внеклассного мероприятия
"Война...Страшнее нету слова..."
Цель: воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине; развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
Познавательный аспект:
-ознакомление учащихся с событиями Великой Отечественной войны;
-формирование активной познавательной позиции у детей;
-углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя;
-развитие коммуникативно-речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания;
-активизация мыслительной деятельности учащихся.
Развивающий аспект:
-развитие интереса к историческому прошлому родины;
-развитие творческой активности;
-развитие познавательной инициативы учащихся;
-содействие формированию учебно-информационных умений и навыков: развивать речь, пополнять словарный запас учащихся; обогащать поисковый опыт работы;
Воспитательный(мировоззренческий)аспект:
-воспитывать уважение, трепетное отношение ко всем, кто приближал победу в Великой Отечественной войне (солдаты, труженики тыла, дети);
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому боевому пути славной Родины;
-прививать любовь к чтению литературы о Великой Отечественной войне.
-способствовать нравственному воспитанию учащихся, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Предварительная работа: разучивание стихотворений и прозы, работа по подготовке сценок.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, костюмы, карта, фотостенд с фотографиями и иллюстрациями (А. Гитлер, блокадный Ленинград, труженики тыла).
Оформление: на доске эпиграф, фотостенд с фотографиями и иллюстрациями, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Ход мероприятия:
Люди! Покуда сердца стучатся,
помните,
Какою ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р.Рождественский
Аудиозапись со звуками мирного утра ( трели соловья, шелест берез, журчание ручья)
Ученик:
Россия! Слово-то какое... И росы в нем, и сила, и синее что-то...
Родина! Матушка Россия! Она, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть, кроме России, всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Педагог: Немало испытаний выпало на долю нашей Родины на протяжении всей ее истории.1941 год. 22 июня. Тихое утро. В траве серебрятся капельки росы, щебечут птицы. Воскресенье. Зарождается новый день. Каким он будет? Что принесет человечеству?
Ученик1: 
Июнь... Клонился к вечеру закат
И белой ночи развевалось море,
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
Ученик2:
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м, в мае.
Ученик3:
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Ученик4:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких то 5 минут осталось.
Педагог:  3 часа 58 минут. Стрелки часов отсчитывают последние секунды мирной жизни. Впереди четыре года войны – страшной, жестокой войны. Она унесет миллионы людских жизней: жены потеряют мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей останутся сиротами. Страна спит. 3 часа 59 минут 55 секунд, 59 секунд... 4 часа утра.
Аудиозапись со звуками войны(гул самолетов, взрывы, звуки выстрелов)
Мирный труд советских людей был нарушен 22 июня 1941 года. В 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. (слайд 1 с фотографией Гитлера)  Нападение Германии на нашу страну было неожиданным. В те дни десятиклассники оканчивали школу. Они строили планы на будущее. Но война жестоко разрушила эти планы.Мужчины отправлялись на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Весь народ поднялся на борьбу с врагом! Началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины..  Начался отсчет 1418 кровавых дней и ночей Великой Отечественной войны…  
-А вы знаете, почему война называется Великой Отечественной? (ответы детей)Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Ребята, а знаете,  почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие страны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию. (Педагог показывает страны па карте.) Но фашисты просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика - и победил.
Педагог: Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.)
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей
Ученица1:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает
Педагог: Да, 900 дней город Ленинград, нынешний Санкт-Петербург, был в кольце вражеских войск. Это город без тепла и света, это люди без еды и воды. И не один день, неделю, месяц, а почти три года! Враг надеялся задушить русский народ голодом. Но люди жили, боролись, помогая фронту. Они голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Хлеб выпекался из муки с добавлением опилок, не был он похож на тот хлеб, который вы едите сегодня. Он был черный, тяжелый, мокрый. И надо было за этим хлебом стоять огромные очереди с утра до ночи. На день норма на ребенка составляла 125 грамм. (Педагог показывает кусок хлеба весом 125 грамм). Часто кроме этого куска хлеба никакой больше еды не было. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? (Ответы детей.) Конечно, нет. Люди ели столярный клей, штукатурку со стен, собак, кошек, крыс. И, конечно, умирали десятками, сотнями, тысячами, умирали целыми семьями.
Ученица2:
Из воспоминаний медсестры блокадного Ленинграда.
- Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
Сценка.
Две девочки. Изображают бабушку и внучку. Обе закутаны в шарфы и платочки.
Девочка: Кончились у нас дрова. И я по дворам потихонечку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, т. к. в этих домах были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда.
Бабушка: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрем голодные.
(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед).
Девочка: Мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди). Иногда я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала и уж образовалась ледяная гора, по которой люди пытались подняться, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайники, ведра, а потом их обдавало этой ледяной водой, и они в эту ледяную гору вмерзали.
Бабушка: Идем, Танечка, пойдем, милая.
Артисты уходят.
Педагог: в городе Ленинграде в обыкновенной большой семье (На доске фото семьи Савичевых.) жила обыкновенная девочка. Звали девочку Таня Савичева. Она училась в простой школе, любила своих родных и близких, любила читать и ходить в кино. Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Но вот война...В те жуткие дни зимы 1941-1942, когда ежечасные обстрелы и бомбежки, голод и холод блокады уносил тысячи жизней ленинградцев, Таня вела в записной книжке страшный дневник.
Ученица3:
Таня: Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера - вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает.
После каждого имени - фото членов семьи на слайдах. 1.«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.»
2. «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
Таня: Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…
3.Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Таня: Мне становилось всё хуже, но я не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Я высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У меня даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но со мной была мама и она держалась.
4.Мама… 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
Я не написала слово «умерла», у меня не хватило сил написать это слово…
Педагог: Жить!
Все в Тане обездвижело, закаменело, смерзлось, — все омертвело. Она лежала на бабушкином сундуке, одна в кухне, в квартире, на всем белом свете одна — круглая сирота. …
Близилась пора белых ночей, ночи становились все короче и короче. Таня очнулась от забытья в тот неясный час, когда ночь уже обесцвечена, а заря еще не зажжена, все в природе зыбко, неопределенно.
Она совсем не ощущала себя. Попыталась выпрямить ноги, разжать скрюченные пальцы — не смогла, будто нет их вовсе. «Жива я или уже не жива, не жилица?»
Да, точно так говорили о ней: «Не жилица».
Не жилица. Не жилица!
Будто током ударило, подкинуло на жестком ложе сундука.
Почему? За что?! Измученная, страдающая душа возмутилась, восстала. Инстинкт самосохранения возродил утраченные, казалось, последние силы, остатний резерв, и, как уже случилось однажды, электрический импульс, пронизав с головы до ног, вернул способность к движению — основу основ жизни.
Нет, она будет жить. Будет! Жить! …
Никогда-никогда так не хотелось жить, как сейчас, но и никогда не было в жизни так одиноко и отчаянно худо. Таня потерянно бродила по квартире, слонялась среди вещей, знакомых и обязательных с тех пор, как она помнила себя, а теперь никчемных и никому не нужных. Все Савичевы умерли, и, значит, все, что им служило, чем они пользовались в жизни, утратило смысл и практическое значение. …
До сознания будто лишь сейчас дошло, что она осталась одна, совсем одна. Не к кому пойти, некому рассказать. Разве что только блокнотику можно поверить свои горестные новости, скорбную хронику семьи.
Таня перелистала алфавитную часть блокнотика. Исписала-то, оказывается, всего-навсего шесть страничек. Но Савичевых до войны было девять!
Ах да, да-да, с Мишей и Ниной ведь неизвестно что, ну и она, Таня, девятая. И с нею неизвестно, как будет. А случится и с нею это, страничка с буквой «Т» все равно останется чистой, некому будет заполнить.
Она и в этот, последний раз не изменила своему правилу, строго придерживалась алфавита. Кто обнаружит блокнот, догадается, в какой последовательности надо читать. А начать следует с буквы «С»:
Савичевы умерли
Потом — «У»:
Умерли все
Наконец, «О»:
Осталась одна
Таня
Она еще раз — мысленно или вслух, сама не поняла — прочла-повторила:
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня...
До наших дней сохранился небольшой блокнотик с синими карандашными строчками, в котором Таня бесстрастно записывала скорбные даты потерь своей большой семьи. И вот последняя запись, сделанная мужественной девочкой: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Сорок одна строчка, написанная девочкой – школьницей вместила в себя трагедию блокадного города.
Слышится звук метронома.
Педагог: Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков – это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… Бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады.
Педагог: Война - это страшные жертвы истязаний... Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.
Ученик6: «..Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба… Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтоб не смотрел». А я все видел и все помню».
ВАРВАРСТВО (инсценировка)
Ученица1:
Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! 
Ученица 2:
Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. 
Ученица3:
Детей внезапно охватил испуг,- Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка.
 Ученик1:
Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! - 
Ученица1:
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо...
 Ученик1:
Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
 Ученица1:И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. 
Педагог:Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
 Ученица1:
И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! ...Мусса Джаллиль.
Педагог:
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях женщин, стариков, таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ученица4:
«Мы не были солдатами на войне. Зато были солдатками на трудовом фронте. И такую трудную жизнь прожили за 5 военных лет. Хватили лиха досыта. Работали за мужиков. Летом в любое время суток приходили баржи по реке Баргузин с грузом для  Баунта. Нас, женщин, сразу же вызывали разгружать их. По сходням мы переносили мешки с мукой, сахаром, солью, крупами, взваливая их себе на плечо. Разгрузить надо было быстро, задерживать баржу нельзя было даже на 2 лишних часа – время-то военное. Разгрузишь, упадёшь без сил на мешки и плачешь горькими слезами от нечеловеческой усталости». 
Свиридова Александра Романовна.
Педагог: Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за селом. Пилили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года пообморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.                    
Ученица: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил.  Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, картошку садили - и крахмал отдавали, и свежей картошкой рассчитывались и нарезанную лапшой и высушенную забирали у нас для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевает, а брат рыбки поймает. Муки давали по 5 кг на 10 дней, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут». (Демина Екатерина Александровна)                                                         
Педагог: Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года, 1418 дней. Великая Отечественная война, коснулась своим черным крылом каждого из нас. В каждой семье на фронт ушли отцы, сыновья, братья… многие из них не вернулись …. Вечная память павшим героям известным и неизвестным… Память о войне, жертвах войны…. Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир завоеванный ценой миллионов жизней. … Предлагаю почтить память погибших минутой молчания…
Звучит метроном…
Ученица5:
Помните! Через века, через года,- помните!О тех, кто уже не придет никогда,- помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!Песню свою отправляя в полет,- помните!О тех, кто уже никогда не споет,- помните!Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!Во все времена бессмертной Земли помните!К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!Встречайте трепетную весну, люди Земли.Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!