Выступление на районном семинаре на тему Оптимизация двигательной активности (1-4 класс)


ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Когда одного из древних философов спросили: «Что ценнее – богатство или слава?», - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!» Эти слова формируют важную мысль: настоящее богатство человеческой жизни – это здоровье.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Двигательная активность человека имеет большое значение. В детском возрасте она обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует реализации генетического потенциала, повышает сопротивляемость заболеваниям. Именно тогда, когда проходит становление организма, он наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и ограниченной двигательной активности, что приводит к возникновению гипокинезии (недостатка движения) и гиподинамии (недостатка нагрузок).
Учеными доказано, что двигательная активность первоклассников снижается на 50-60% по сравнению с дошкольным возрастом. Это приводит к снижению умственного развития ребенка.
В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям.
В период школьного обучения формируется режим строгой регламентации, который с логической неизбежностью выдвигает перед ребенком задачу рационального использования времени, в том числе и отводимого на занятия физическими упражнениями. Вместе с тем и анализ динамики возрастного развития человека также не оставляет сомнений в том, что каждому периоду жизни присущ свой уровень двигательной активности. Все это указывает на необходимость определения оптимальных или должных норм двигательной активности.
Укрепление здоровья и физические нагрузки способствуют улучшению умственной деятельности и повышению уровня физического развития. Большое влияние активный двигательный режим оказывает на устойчивость умственной деятельности школьников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма: это поможет сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года.
В современном мире главной задачей является сохранение здоровья ребенка при его физическом развитии. Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
        В школе все больше уделяется внимания  культуре физического развития  школьника. Три урока в неделю физической культуры тому подтверждение. Благодаря третьему часу, на уроках физкультуры мы больше времени отвели подвижным и спортивным играм.
Недостаток движения в определенной степени обусловлен современным образом жизни: снижением интереса к спорту, длительным пребыванием на учебном месте в одной и той же позе, отдыхом преимущественно за компьютером или просмотром телепередач. Поэтому и возникает необходимость в изыскании наиболее рациональных физиологических методов борьбы с недостатком двигательной активности. Одним из таких средств является система физкультминуток и динамических пауз, которая компенсирует длительное отсутствие движения.
Кроме того, у ребенка есть определенные пределы работоспособности, и чем младше ученик, тем быстрее она снижается. Это связано с истощением нервных клеток, обусловленным неустойчивостью нервных процессов, повышенной возбудимостью коры головного мозга. Вот почему важно предотвратить возникновение усталости, своевременно выявить ее первые признаки и как можно быстрее ее снять. В этом педагогам пригодятся малые формы отдыха – физкультминутки, динамические паузы.
Основные задачи этой формы работы:
Вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание;
Снять мышечное, умственное напряжение;
Предупредить нарушение осанки.
Малые формы активного отдыха помогают предотвратить усталость, связанную с активной умственной деятельностью и длительным неподвижным сидением.
Исключительное значение имеют физкультминутки в работе с первоклассниками, которые быстро устают вследствие однообразной работы. Внутреннее торможение приводит к снижению внимания учеников, а кратковременное выполнение физических упражнений вызывает возбуждение в других участках головного мозга, что способствует отдыху.
Физкультминутки должны:
Соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными и достаточно интенсивными;
Состоять из упражнений, которые направлены на активизацию основных мышечных групп и снимают напряжение, вызванное длительным сидением;
Согласовываться с видом и тематикой занятий, характером деятельности.
Физкультминутки я провожу при первых признаках усталости учеников, а именно:
- забывание недавно сформированных умений;
- замедление движений;
- примитивное манипулирование (перекладывание предметов, лежащих на столе, постукивание по столу и т. д.);
- повышение раздражительности;
- покачивание на стуле;
- зевота;
- нарушение зрительных и слуховых реакций;
- снижение активности.
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют динамические часы.
Динамические паузы проводятся в первом полугодии первого класса ежедневно после второго урока. Упражнения сопровождаются музыкой, которая не возбуждает и дает возможность отдохнуть. Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей. Игры должны развивать несколько двигательных качеств.
Для эффективного проведения динамической перемены необходим педагогический контроль, четкая организация, эмоциональная окраска всех упражнений. Детям в это время необходимо не только сбросить физическое утомление, но и эмоционально «зарядиться». Известно, что только при эмоциональном подъеме улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. Обязательным условием является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок.
И физкультминутки, и динамические паузы проводятся с целью разгрузки и повышения двигательной активности учащихся, а значит, должны выполняться с удовольствием, сознательно и не приобретать автоматизма движений.
Ни один врач не сделает для человека того, что он может и должен сделать для себя сам, - обеспечить максимальные условия для формирования и сохранения собственного здоровья, а дело педагога – зародить и развить у ребенка стремление к этому.