Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек — кто же он такой?


Игра-вертушка
«Здоровый человек - кто же он такой?»
(Игра для детей 1- 2 классов)
Автор: Кропотова Мария Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 29 г. Йошкар-Олы»
Йошкар-Ола, 2013
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» составлена методическая разработка группового занятия «Здоровый человек – кто же он такой?» для учащихся 1-2 классов общеобразовательного учреждения.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности группового занятия, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни.
В соответствии с вышеизложенным настоящая разработка направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Данный материал будет полезен классным руководителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и может использоваться как во внеурочной деятельности, так и на классных часах – уроках ЗОЖ.
Эта разработка направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у учащихся 1-2 классов.
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС – 2. Отражены планируемые результаты и формируемые универсальные учебные действия.
Прилагаются все дидактические материалы, необходимые для реализации методической разработки.
Представленную разработку каждый педагог может с легкостью адаптировать под свой учебно-воспитательный процесс.
Тема занятия: «Здоровый человек – кто же он такой?».
Продолжительность занятия: 40 минут (1 академический час).
Аудитория: дети 8 – 9 лет.
Оптимальное число участников занятия: 20 – 25 человек.
Формы проведения: игра-вертушка.
Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.
Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью. Прививать практические навыки ЗОЖ.
Задачи:
- развитие навыков общения, работы в команде;
- способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью;- показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека;- развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Ожидаемый результат: занятие будет способствовать формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Оборудование:
карточки с изображением различных режимных моментов дня;
набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуации;
карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого);
набор поощрительных предметов (фишек, звёздочек);
картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка и т.д.);
предметные картинки (пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек);
сюжетные картинки (уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки);
набор Павлов по количеству команд - участников.
Ход игры
Предварительная работа:
До начала игры необходимо разделить класс на команды по 3-4 человека, команды должны придумать для себя название и визитку.
Вступление:
1волонтёр: Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле - это человек! Человек- часть природы,  он дышит, питается, растёт, развивается.
2 волонтёр: Но для того чтобы расти здоровым, сильным, нужно вести здоровый образ жизни.
1 волонтёр: Сегодня мы собрались с вами, чтобы крикнуть на всю Вселенную: «Мы за здоровый образ жизни!»
2 волонтёр: А разобраться в том, что полезно для нашего с вами здоровья, а что опасно нам поможет наша весёлая игра!
1 волонтёр: Каждой команде будет выдан маршрутный лист, который подскажет вам, куда направляться.
2 волонтёр: Будьте внимательны, выслушивайте задание до конца, работайте в команде. За каждую успешно пройденную станцию волонтёр будет вручать вам кусочек пазла.
1 волонтёр: Это не простой пазл. Он поможет вам понять, кто же такой здоровый человек!
2 волонтёр: Но сначала давайте познакомимся с нашими командами.
Визитные карточки команд. Представление жюри.
1 этап: Разминка. Командам поочерёдно задаются вопросы, на которые они должны быстро ответить.
Этого врача его пациенты называют покороче - ухо-горло-нос (Лор или отоларинголог)
Считалось, что возбудитель этой болезни передаётся по воздуху на большое расстояние, поэтому болезнь так и назвали. Что за болезнь? (Ветрянка)
Этого пациента пытались вернуть к жизни Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол. Назовите его. (Буратино)
Этот врачебный приём англичане образно называют «поцелуем жизни» (искусственное дыхание)
Для греков это слово обозначало просто «склад», а для нас – медицинский магазин (аптека)
Результат воздействия мороза на организм человека (обморожение)
Кто может заразить человека бешенством? (животные: собаки, кошки, лисы и другие)
Что должно находиться в домашней аптечке? (йод, бинт, зелёнка, аммиак, активированный уголь, аспирин и др.)
За каждый правильный ответ-1 балл.
2 этап: Игра по станциям (командам раздаются маршрутные листы, и они отправляются по станциям)
1 станция «Мой день»
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов (Приложение 2).
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1 «Исправь ошибку».
Описание упражнения: Волонтёр выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Вариант 2 «Продолжи ряд».
Описание упражнения: Волонтёр начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
2 станция «Опасно – неопасно»
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации (Приложение 3); карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры (Приложение 4).
Описание упражнения: Детей просят определить степень угрозы, предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ волонтёра, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
3 станция «Если сделаю так»
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Описание упражнения: Детям дают задание: найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ волонтёра, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
4 станция «Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка) (Приложение 5).
Описание упражнения: Волонтёр обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
5 станция «Подбери пару»
Цели: соотносить предметы на картинках с действиям; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, корзина для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки (Приложение 6).
Описание упражнения: Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
6 станция « Подбери предметы»
Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах, полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Описание упражнения: Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
7 станция «Съедобное - несъедобное»
Цель: Выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.
Описание упражнения: Волонтёр произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.
Инструкция: Ребята, я буду произносить какое-либо действие, и кидать вам при этом мячик. Ваша задача, в зависимости от того, как действие влияет на наше здоровье, ловить, или не ловить этот мяч (если сохранять – ловить, если мешать – не ловить), как в игре «Съедобное - несъедобное».
Примеры фраз:
Надо трудитьсяСоблюдать чистотуЗакалятьсяДелать зарядкуВесело житьСмеятьсяЗаниматься спортомГулять побольшеСлушать родителейОдеваться по погодеМыть руки ЛенитьсяМало двигатьсяХодить зимой без шапкиГруститьПростужаться УныватьСсориться с друзьямиЕсть много сладкого
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
8 станция «Викторина»
Цель: На примере художественных произведений и мультипликационных фильмов закрепить материал занятия.
Описание упражнения: Волонтёр зачитывает вопросы о героях литературных произведений и мультиков, связанных с ЗОЖ. Выслушивает и обсуждает ответы детей.
Инструкция:  Для вас приготовлены вопросы о ваших любимых сказочных персонажах, в которых содержаться основные правила ЗОЖ.
Вопросы
1. О каком правиле забыл Вини-Пух в гостях у Кролика?
Ответ: не переедать, не жадничать.
«… - Кажется, я застрял. Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.- Нет, это все потому что, кто-то слишком много ест…»
2. Какой мультипликационный мальчик стремился к жизни в деревне Простоквашино?
Ответ: Дядя Федор.
 Правило: находиться на свежем воздухе, трудиться.
3. В каком произведении Корнея Чуковского встречаются эти строки:
«… Надо, надо умываться,По утрам и вечерам,А нечистым трубочистам –Стыд и срам!Стыд и срам!..»
Ответ: «Мойдодыр».
Правило: соблюдать правила гигиены.
4. Какой мультипликационный герой произносил фразу: «Давайте жить дружно»
Ответ: Кот Леопольд.
Правило: необходимо поддерживать дружеские и дружелюбные отношения с людьми.
5. Какой сказочный доктор самый добрый?
Ответ: доктор Айболит.
«Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.Приходи к нему лечиться,И корова, и волчица,И жучок, и червячок, И медведица!Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит!..»
Правило: Необходимо посещать врача, делать профилактические прививки.
6. Какое желание Жени, в сказке «Цветик-семицветик» оказалось самым правильным?
Ответ: пожелать Вите здоровья.
«… Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Впредь, буду умнее……Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот……- Давай играть в салки?- Не могу. Я хромой… это на всю жизнь.- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!..» Женя произнесла заветные слова с дрожащим от счастья голосом и добавила: «…Вели, чтобы Витя был здоров…»
Правило: стараться сохранить здоровье, желать здоровья другим.
(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)
Подведение итогов
По прохождению всех станций команды собираются за столами (у каждой команды свой стол).
1 волонтёр: Ребята, вот вы и прошли все станции нашей вертушки здоровья. Но это ещё не всё.
2 волонтёр: Каждая команда получила кусочки пазла, который теперь вам необходимо собрать.
Командам даётся время на собирание пазла
1 волонтёр: Ребята, как вы видите это не просто забавная картинка – так должен выглядеть здоровый человек.
2 волонтёр: Мы надеемся, вы запомните и будете соблюдать правила ЗОЖ. И каждый из вас будет расти здоровым и крепким.
1 волонтёр: Что вы сохраните и преумножите своё здоровье. Здоровье – это богатство. Здоровым быть здорово!
2 волонтёр: Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня. 3 волонтёр: Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться– На зарядку становиться!4 волонтёр: Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра.5 волонтёр: У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день.6 волонтёр: Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот,  Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.7 волонтёр: Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молоко, продукты - Вот полезная еда, Витаминами полна!8 волонтёр: На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе:  Одеваться по погоде!1 волонтёр: Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда!2 волонтёр: Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить!

Список литературы:
1. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
2. “Весёлая книга о том, что вкусно и полезно”, ООО “Нестле России”, 2007
3.Захарова Т. Н. “Формирование здорового образа жизни у младших школьников”, Волгоград, 2007
4.Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
5. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
6.Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. “Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья”, Москва “ВАКО”, 2005
Приложение 1
Заявка
на участие в конкурсе методических разработок внеклассного мероприятия по здоровому образу жизни
Образовательное учреждение: МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»
Конкурсант: Кропотова Мария Владимировна
Должность: Старшая вожатая
Стаж работы в системе образования: 3 месяца
Возраст воспитанников: 8 - 9 лет.
Контактный телефон: 89613732544
E-mail: kropotova22@gmail.com
Приложение 2
Карточки «Режим дня»
Вариант 1

Вариант 2




Вариант 3




Вариант 4



Приложение 3
Карточки «Опасно - неопасно»
«Опасно»
Разговаривать, принимать угощения от незнакомых людей
Высовываться из окна

Купаться в неположенном месте
Играть с огнем

Заходить в лифт с незнакомцами


Употреблять вредную пищу

Совать пальцы и различные предметы в розетки

«Неопасно»
Мыть руки перед едой
Употреблять здоровую пищу

Не переходить в неположенном месте
Делать регулярную уборку
Заниматься спортом

Переходить дорогу в положенном месте


Проветривать помещения

Приложение 4
Сигнальные карточки



Приложение 5
Карточки «Скорая помощь»


Приложение 6
Карточки «Подбери пару»
Предметные карточки





Сюжетные карточки


Приложение 7
Пазл «Здоровый человек»