Лингвистический марафон «Иерархия успеха»









Историко -
лингвистический
марафон

«Иерархия успеха»








Соколенко Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы



Историко-лингвистический марафон «Иерархия успеха».
Цель: демонстрация знаний и эрудиции учащихся по русскому языку и литературе, по истории.
Задачи: - формировать навыки исследовательской работы, прививать интерес к данным предметам;
- развивать речь, память, творческие способности, умение коллективно работать, логически мыслить;
- Воспитывать патриотизм, положительное отношение к данным предметам.
Форма: интеллектуальная игра.
Оборудование: высказывания великих людей, кроссворды, сигнальные карточки, интерактивные игры.

Ведущий: «Родная страна становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю» - сказал великий поэт А.С.Пушкин.
Наши мероприятия называется «Иерархия успеха». Что такое иерархия? («лестница» - исторический термин)
И сегодня участники нашего марафона будут демонстрировать свои знания, эрудицию и логическое мышление, и тем самым со ступеньки на ступеньку подниматься всё выше и выше, туда, где ждет его успех. А насколько успешен каждый из наших участников, мы узнаем в ходе нашей игры. Давайте выберем жюри.
Итак, мы начинаем первый тур.(представляется первая тройка игроков)
1 ЭТАП.
I конкурс- традиционный для всех
«Визитная карточка».

II конкурс – литературный
«О пословицах с улыбкой»
Мы узнаем, как знают наши участники устное народное творчество:
1.Завистливое око
А)- как рот широко
Б)- видит далеко +
В)- с боку припека

2.Хлеб – соль кушай
А)- никого не слушай
Б)- не затыкай уши
В)- хозяина слушай +





3. На чужой каравай
А) - гостей созывай
Б)- рот не разевай +
В)- стол накрывай

4. У ленивой пряхи
А)- все как у неряхи
Б)- не бывают свахи;
В)- и для себя нет рубахи +

5. Курица по зернышку клюет да
А)- сыто живет +
Б)- на всех плюет
В)- яйцо несет

6. Голодному Федоту
А) – не до работы;
Б)- пора на охоту;
В)- и репка в охоту +

7. Зубы есть, да
А)- нечего есть +
Б)- во рту их не счесть;
В)- искусан весь.

8. Дурака учить
А)- в стену горох лепить;
Б)- решетом воду носить +
В)- лаптем тесто месить.

(Игра со зрителями).

«Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять»
3 КОНКУРС-лингвистический
Игра слов «Мои мысли, мои скакуны».
1) Первый слог – морское животное, второй – междометие, целое – родина фарфора
(КИТ+АЙ)
2) Первый слог – начальная буква алфавита, второй – человек, не имеющий ни прав, ни собственности, а в целом – коренной житель Аравии.
(А+раб)
3) Первые 2 слога - деталь автомобиля, освещенная дорогу, второй - местоимение, а в целом – правитель Египта в древности. (ФАРА-ОН)
Рекламная пауза.
Почему так говорят: «Он попал впросак»?
- «Попасть впросак» - это значит « попасть в глупое ,смешное положение из-за своей оплошности». В старое время был станок – просак, на нём вили верёвки и канаты. Попасть в такой станок на его ходу было очень неприятно, если вились верёвки и довольно опасно, если станок изготавливал канаты, достигавшие часто большого диаметра. При работе с просаком требовалось большое внимание.
«История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти наставница жизни» поэтому наш


IV конкурс – исторический
«Загадки истории»
-«Я – растение, которое стали использовать в медицине много столетий назад. Сегодня без меня не обходится ни один современный человек. Если меня залить кипящей водой, то являюсь лекарством, а через час превращаюсь в яд». (чай)
- «Я родом из древности. Меня часто пачкают. Мне верят и лгут, меня режут и рвут. Изобретена в Китае во 2 веке до нашей эры» (бумага).

V конкурс – «Общие знания»
1) Что древние греки называли «великой рекой, обтекающей всю Землю?» (океан)
2) Какое животное длиннее всего раскатало губу? (слон)
3) что великий Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? (воду)
4) Он спал 33 года, а потом проснулся и угодил на знаменитую картину Васнецова. Кто это? (Илья Муромец «Три богатыря»)
5) Из всех земных существ распознать самого себя способны только человек, орангутанг, шимпанзе и Кто ещё? (дельфин)
(Итоги жюри, 1 победитель)

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»- сказал М.В.Ломоносов

А мы начинаем второй тур – вторая тройка игроков:
II тур
I конкурс «Визитная карточка»
II конкурс – Литературный
«Ловцы жемчуга»
Как в сказке «Золотой ключик» называется харчевня, где обедали Лиса Алиса, кот Базилио и Буратино?
А) «Трех карасей»
Б) «Трех пескарей» +
В) «Трех окуней»

Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С.Я.Маршака?
А) карп
Б) сазан
В) щука +

В одном из произведений Салтыкова – Щедрина пескарь был
А) премудрым +
Б) прекрасным
В) преуспевающим

Как называется известная повесть Александра Грина?
А) «Плывущая по морям»
Б) «Летящая над водой»
В) «Бегущая по волнам»

5) Как называлась подводная лодка капитана Немо в романе Ж.Верна «20 тысяч лет под водой»?
А) «Аргонавт»
Б) «Наутилус» +
В) «Спрут»

Какой писатель познакомил детей всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
А) Агния Барто
Б) Сергей Михалков
В) Джанни Родари +

Одного из персонажей романа М.Шолохова «Поднятая целина» зовут
А) Губарь
Б) Щукарь +
В) Носарь

В одной басне И.Крылова раку и щуке груз помогала тянуть эта птица:
А) лебедь +
Б) голубь
В) гусь

Игра со зрителями
III конкурс – лингвистический «Ералаш»
- Это что за ералаш?
Здесь из слов сварили кашу!
Я приказываю вам:
все расставить по местам!
ТЕМА: «ШКОЛА»

КУИНЛЫКА (каникулы)
РУКО (урок)
АКБТИЕН (кабинет)
НАМЕПЕРЕ (перемена)
АПРАТ (парта)
ОСКАД (доска)

Рекламная пауза.
Почему так говорят: «Водить за нос»?
- В старину шёл цыган по улице и вёл за собой медведя на верёвке, привязанной к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй, не подчинись! И не хочешь, а пойдёшь следом, если тебя «ведут за нос». Теперь выражение «водить за нос» употребляется в значении «обманывать, обещать и не выполнять, вводить в заблуждение».


IV конкурс «Проверим знания»
- Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее, предположить будущее- кому принадлежат эти слова (Аль-Фараби)
- Итак, это был первый вопрос нашего конкурса.
2) Кого называют отцом истории? (Геродот)
3) Назовите основные мировые религии (3)
4) Когда в Древней Греции никто не воевал? (Когда проводились Олимпийские игры)
5) По какой лестнице никто не ходил (по феодальной)
6) Что считается первым «чудом света»? (Египетские пирамиды)
7) Где была построена стена, получившая название «Великая»? (Китай)
8) Как называется конный воин в доспехах? (рыцарь)
9) Самое дорогое для дворянина (честь)
Итоги жюри

V конкурс «Общие знания»
Игра «Установи соответствие».
Реформа – преобразование, революция – переворот, эксплуатация – угнетение, клан – род, курылтай – собрание, шакирды – ученики, шаруа – крестьяне, резерв – запас, тамга – знак, самодержавие – власть, воззвание – призыв, обращение, реабилитация – восстановление, забастовка, амнистия – освобождение, гегемон – вождь, интервенция – вмешательство, анархия – безвластие, ислам – религия, кюй – пьеса, кризис – перелом, стимул – толчок, кредит – ссуда.

Игра со зрителями
(Жюри подводит итоги за II тур).

«Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
Ф.Абрамов
Мы продолжаем игру и приглашаем третью тройку игроков.

III тур
I конкурс «Визитная карточка»
II конкурс: «Не вынесет душа поэта»
-Даны рифмы написать за 3-4 минуты 3 стихотворения:
1) РАЗДЕВАЛКА 2) УЧИТЕЛЬ 3)РОТ
СВАЛКА ПОВЕЛИТЕЛЬ БУТЕРБРОД
МЕЛ ДНЕВНИК УРОК
ПОКРАСНЕЛ ПОНИК ЗВОНОК

Игра со зрителями.


III конкурс «Кто быстрее?»

















Рекламная пауза
Почему так говорят: «На лбу написано»?
- Этот фразеологизм означает « сразу видно по выражению лица» Происходит это сочетание от варварского обычая в прошлом – клеймить преступников на лбу раскалённым железом, оставляя неизгладимые уродливые знаки на лбу. Таким образом, у этих несчастных людей на самом деле « на лбу написано».
IV конкурс «Найди свою половину»
Учащиеся получают по 2 конверта: в одном - термины, в другом – их определения. Надо установить соответствие.
V конкурс «Всезнайка»
1. Что такое КАЗУС?
А) кактус
б) случай +
в) котелок

2. Что такое АМБРОЗИЯ?
А) пицца
Б) ржавчина
В) простейшие грибы +

3. Что такое КОМПОСТ?
А) удобрение +
Б) компот из сухофруктов
В) груз

4. Что такое МАИС?
А) рис
Б) кукуруза +
В) костюм


5. Что такое ДРЕЗИНА?
А) тележка +
Б) грязь
В) калоша

6. Что такое ЛАНЦЕТ?
А) лист
Б) нож +
В) очки



7. Что такое ЛЕТАРГИЯ?
А) молитва
Б) сон +
В) растение

8. Что такое КАВАЛЬКАДА?
А) группа всадников +
Б) украшение
В) стихотворение

Подведение итогов за III тур

Финал.
Играют 3 игрока: победители всех троек.
Игра «Чудесный остров» состоит из 3 этапов
I этап : «ЖИВЫЕ ВОПРОСЫ»
Учащиеся выбирают себе предмет (первый тот, у кого меньше баллов)
МАТЕМАТИКА – 10в
РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА – 10в
БИОЛОГИЯ – 10в

Биология.

Как называется личинка бабочки? (гусеница)
Какое растение в народе называют «вторым хлебом»? (картофель)
Кто вылупляется из икринки лягушки? (головастики)
Как называется специальный автоматизированный аппарат для выведения птенцов? (инкубатор)
Какое животное является самым быстрым? (гепард)
Какое растение в народе называют «цветок-солнце»? (подсолнечник)
Назовите самую крупную птицу на земле? (африканский страус)
Какой жук может летать, ползать, плавать? (жук - плавунец)
Самое крупное животное на Земле – это (синий кит)
Какое животное является великаном ледниковой поры? (мамонт)


Русский язык и литература.

Что изучает наука – фонетика? (звуки речи)
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Сколько частей речи в русском языке? (10)
К какой части речи вы отнесете деепричастие? (особая форма глагола)
Какое число обозначает числительное «полтораста»? (150)
Как звали героев произведения М. Гришвина «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша)
На каком языке написал Евгений Онегин письмо Татьяне? (на французком)
Какому поэту – барду день рождения 25 января? (Высоцкому)
Как звали девочку – татарку в произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (Дина)
Какой герой литературного произведения Гоголя убивает своего сына? (Тарас Бульба)
Математика.

Назовите среднее арифметическое мужчины и коня? (кентавр)
Какая домашняя птица хорошо знает и очень часто называет единицу измерения земельной площади, равной 10000м2 ? (гусь)
Какая цифра всегда катается в электричке? (три)
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины? (Дюймовочка)
Назовите среднее арифметическое женщины и рыбы? (русалка)
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (дробь)
Что есть у каждого слова, растения, уравнения? (корень)
Назовите среднее арифметическое носка и чулка? (гольф)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

(Итоги жюри, 1 участник выбывает).
II этап. «Я ЗНАЮ СИЛУ СЛОВ»

2 участника разгадывают кроссворд «Промышленность»
«Знать историю – значит быть добрым хозяином и защитником государства» А.Толстой.
III этап «ИСТОРИЧЕСКАЯ ОРАНЖЕРЕЯ».

« Цветок радости, любви и веселья»
- Из глубины веков дошла до нас народная загадка, сложенная в Древнем Риме. Когда ещё не было на земле царицы цветов – розы, этот цветок повсюду ценился дороже всех других творений богини Флоры. Им украшали хижины в Древнем Китае и Индии, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали элегии и оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую затмит потом божественная роза, - он утолял боль раненым воинам,из него древние повара готовили изысканные блюда и напитки. (из ягод и лепестков). Древние римляне считали его символом нравственности, греки разводили его в садах вокруг храма Афродиты – богини любви и красоты, лепестками его украшали путь новобрачных. Это был цветок радости, любви и веселья. Назовите это растение.
(Шиповник)
«Голова»
- В Древней Греции этот овощ обрёл широкое признание и необыкновенную популярность. Считается, что это растение – первый овощ, который встретился человеку. Выдающийся полководец древности Александр Македонский, по преданию, всегда перед боем считал необходимым накормить своих воинов именно этим овощем: видимо, он был уверен, что в этом секрет его побед. Великий математик и философ Пифагор не только прославлял этот овощ, но и занимался его селекцией: недаром один из лучших сортов в древности назвали именем Пифагора. В Древней Греции всерьёз верили, что этот овощ обладает всеми известными на земле «семью благами». И поэтому усиленно советовали принимать при различных заболеваниях. Латинское название этого растения в переводе означает «голова». Что это за растение?
(Капуста)

(Подведение итогов, 1 победитель)

СУПЕРИГРА
- Каким только не называют наш век – и атомным, и космическим, веком бешенных скоростей, возросшего темпа жизни! Вокруг человека все крутится, мчится с неслыханными скоростями, а сам человек все чаще остается неподвижным, привязанным к рабочему месту. Между тем мускулы нуждаются в нагрузке, а утомленный мозг – в разрядке. Занимаясь этим, человек отдыхает и одновременно получает физическую нагрузку. Занимаясь этим в течении часа человек тратит количество калорий, соизмеримое с энергией, затраченной альпинистом при восхождении на гору, или боксером за 9-10 раундов. О чем же идёт речь? (танцы)

- Да, это танцы. Они помогают человеку приобрести музыкальность, чувство ритма, пластичность. Красивые танцы приобщают человека к эстетике. Наш вечер продолжает дискотека.






















13PAGE 15


13PAGE 141115



с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с



15