Методическая разработка интеллектуально — познавательная игра Интеллектуальный марафон

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана «Центр детского творчества»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН»



Автор: Васильева Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования детей







Абакан, 2016

Описание методической разработки

1.Название объединения: интеллектуальный клуб «Магия мысли» для обучающихся 2 - 4 классов.
2.Тема методической разработки: интеллектуально – познавательная игра «Интеллектуальный марафон».
3.Краткая аннотация: методическая разработка поможет в написании сценариев интеллектуальных игр с когнитивными элементами. В сценарии подробно описывается проведение интеллектуальной игры «Интеллектуальный марафон », которая поможет сформировать сплоченный коллектив, развить волевую сферу, интеллектуально-творческий потенциал младших школьников, и подготовить воспитанников к творческой самореализации в современных условиях.
4. Полное описание разработки
Цель разработки: оказание методической помощи учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования детей.
Задачи:
средствами методической разработки создать организационно – методические условия для совершенствования уровня профессиональной компетентности педагога;
помочь педагогам организовать внеклассную и внешкольную работу через использование интеллектуально – познавательной игры для детей младшего школьного возраста;
включить педагога в процесс активного использования информационно – коммуникационных технологий в учебно – воспитательной работе.
Приобретаемые навыки детей
Интеллектуально - познавательная игра поможет детям научиться:
логически рассуждать;
делать выводы и простейшие умозаключения;
решать ребусы, задачи - шутки, головоломки и др.;
использовать операции логического мышления для решения новых задач;
анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
формировать сплоченный коллектив, взаимопонимание, партнерские отношения.
Особенности роли педагога дополнительного образования
Дополнительное образование детей существует для того, чтобы образовывать обучающихся в дополнении к тем знаниям, умениям и навыкам, которые дети получают в школе. Современный педагог дополнительного образования должен обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии, владеть техникой исследовательской работы, её организацией и анализом.
Технология проведения интеллектуальной игры
Интеллектуально-познавательная игра - специально-организованные соревнования в эрудиции и логике, проводимые по заранее определенным правилам, обладающие воспитательным и образовательным потенциалом.
Признаки интеллектуально-познавательной игры:
1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры её участникам.
2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которые являются внешней оболочкой игры.
Педагогические функции интеллектуально-познавательной игры.
Эмоциогенная – игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышает настроение, воодушевляет, пробуждает интерес. Игра побуждает к активности, вызывает чувство гордости по поводу одержанной победы.
Диагностическая – в игре участники ведут себя на максимуме проявлений интеллекта, стремятся к самовыражению, самоутверждению, самопознанию.
Коммуникативная – игра выводит на подлинное сотрудничество как обучающихся между собой, так и педагога и обучающихся, она обладает более широкими возможностями, чем речь.

Социокультурная – игра, это сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.
Функция самореализации – игра, это пространство для самореализации ее участников, это область применения и проверки накопленного опыта.
При разработке сценария игры необходимо иметь в виду:
объем фактических знаний обучающихся;
сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять по времени работу, пользоваться справочным материалом, самооценка и самоконтроль и т.д.);
уровень интеллектуального развития;
тип внимания, память, темперамент;
состояние здоровья.























АЛГОРИТМ
подготовки интеллектуально-познавательной игры






















Правила
При составлении интеллектуально-познавательной игры нужно руководствоваться следующими правилами:
- кто принимает участие в игре: команда или один человек;
- сколько человек входит в команду;
- сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно играют;
- кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу;
- как задаются вопросы: одновременно всем, последовательно всем или по принципу жребия;
-сколько времени необходимо на подготовку ответа;
- как участники демонстрируют свою готовность к ответу;
- кто оценивает правильность ответа;
- каким образом начисляются очки (баллы) за каждый ответ;
-до каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время; пока не наберется определенная сумма баллов.
При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:
-нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа;
-нельзя, чтобы вопрос требовал узко специфических углубленных знаний;
-нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления;
-нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов;

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются некорректными и чаще всего, из-за них возникают протесты, оспаривание решения жюри. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу избавиться от сомнительных вопросов, а для этого надо предварительно испытать качество заготовок на коллегах.
В выгодном свете выглядят вопросы, подобранные по темам Природа, Техника, Спорт, Знаменитые путешественники. Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Помимо правил и вопросов, при организации эрудиционов важно не забыть и о других условиях успеха. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы самого матча и его окончания, награды. Должен быть быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Ведущий заранее должен подумать, что говорить при представлении участников, при комментировании ответов, при возможных подсказках из зала. Важно знать, какими приемами можно нагнетать напряженность, поддерживать игровую интригу: "таинственный шепот", "взрывное ликование", "завораживающая пауза". Необходимо учесть еще и временной фактор. Познавательная игра не должна длиться более часа.
Условия осуществления мероприятия
Интеллектуально - познавательная игра «Интеллектуальный марафон» может проводиться как в учреждении дополнительного образования детей, так и в иных образовательных учреждениях. Игра организовывается в учебных классах, фойе и актовых залах.
Используемое оборудование и материалы: учебный класс (столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям детей)
Технические средства:
1. Ноутбук
2. Мультимедийная установка (для показа слайд – шоу)
3. Аудиовизуальная аппаратура
4. Микрофон
Материалы:
1.Бумага писчая и для ксерокса (А 4)
2.Таблички с цифрами от 1 до 5
3.Канцелярские товары
Наглядные пособия:
1. Иллюстративные пособия
2. Учебная литература
3. Методическая литература
Музыкальное сопровождение:
1. «Секундомер» - театральные шумы, звуковые эффекты
2. Песня Буратино из кинофильма «Золотой ключик»
Подведение итогов и награждение:
по итогам игры команды получают грамоты за активное участие;
команда, занявшая 1 место по итогам всей игры, получает грамоту, звание «Победитель городских интеллектуальных игр»
команды, занявшие второе и третьи места, награждаются дипломами. Педагоги, руководители команд, получают благодарственные письма.
Выводы
Теоретическая значимость данной работы заключается в следующем:
- выявлены педагогические функции интеллектуальной игры;
- раскрыты сущность, правила и особенности разработки содержания интеллектуально-познавательной игры;
- изучен алгоритм подготовки интеллектуальной игры, позволяющий применение в практике;
Практическая значимость данной работы заключается в том, что
с её помощью педагоги могут самостоятельно подготовить и проводить интеллектуально – познавательные игры
Педагогическая значимость работы:
Организация учебно-воспитательной деятельности в форме интеллектуальной игры способствует быстрому и более легкому усвоению обучающимися теоретического учебного материала, развитию мотивации, интересов, способностей, творческой направленности.
Совместное участие детей в массовых мероприятиях поможет сформировать сплоченный коллектив, взаимопонимание, повысить культуру досуга, развить волевую сферу, интеллектуально-творческий потенциал младших школьников. Формирование коммуникативных умений, партнерских отношений позволяет подготовить воспитанников к творческой самореализации в современных условиях.















Интеллектуально – познавательная игра
«Интеллектуальный марафон»

Автор: Васильева Наталья Николаевна, методист, педагог дополнительного образования детей
Возраст участников: 8-9 лет
Задачи:
расширение кругозора младших школьников с помощью игры (образовательная);
развитие у младших школьников познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения (развивающая);
воспитание саморазвивающейся личности (воспитательная)

Ход проведения игры:
Приветствие (сказочный герой приветствует всех, проговаривает форму игры как путешествия по странам)
Представление жюри
Разминка - путешествие в страну «Отгадай-ка словечко!»
1 тур - страна «Сказочная паутина»
2 тур - страна «Природы и красоты»
Физическая минутка «Буратино»
3 тур - страна «Весело и хитро»
4 тур - страна «Выражения»
5 тур - «Ребусная страна»
6 тур - страна «Анаграммия»
Подведение итогов


Ведущая одета в костюм Буратино. Звучат фанфары, музыка на выход Буратино (из кинофильма «Золотой ключик»).
Буратино: привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что вы здесь делаете? (ответы детей). Пришли на игру? Замечательно! Давайте же сегодня отправимся в страну «Интеллектуальный марафон», этой страны вы не найдете ни на одном глобусе, ни на карте! Итак, в путь! Закрываем глаза и полетели. Наблюдать за нашим полетом будет наше жюри – Центр Управления Полетами (в состав жюри входит от 3 до 5 человек).
Разминка: «Отгадай словечко!»
Буратино: мы попали с вами в страну под названием «Отгадайте словечко!». За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Положительный, дурной, поучительный, сложный, простой, запутанный..(пример)
Гостиничный, цирковой, эстрадный, телефонный, инвентарный, порядковый, трёхзначный(номер)
Вязаные, кожаные, рабочие, тёплые, ежовые(рукавицы)
Белый, чёрный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный(хлеб)
Шоколадное, розовое, репейное, кукурузное, сливочное, мягкое, топленное, машинное(масло)
Воздушный, земной, ёлочный, бильярдный(шар)
Потребительская, бельевая, баскетбольная, садовая, плетёная, ивовая(корзина)
Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная(газета)
Глазное, печёное, моченое, червивое, зелёное, красное, кислое, сладкое, наливное(яблоко)
Ночной, дневной, детский, массажный, обувной, белковый, заварной, масляный ..(крем)
Мужской, женский, чистый, свежевыкрашенный, паркетный(пол)
Первый, последний, электрический, пронзительный, мелодичный, школьный, телефонный(звонок)
Первый тур страна «Сказочная паутину»
Буратино: сейчас мы с вами попадем в страну под названием «Сказочная паутина». Даю пример возможных ответов.
1.Первый обычно бывает комом (Блин)
2.Приготовление, какого блюда не обходится без свеклы? (приготовление борща).
3.Как называют и блюдо из овощей, само растение, листья которого едят в сыром виде? (Салат)
4.Чем вытирает губы после еды культурный человек? (Салфеткой)
5.Это очень сладкие плоды, которые называют смоковницей (Инжир)
6. Из какого растения пекут белый хлеб? (из пшеницы)
7.Торжественная песня принятая как символ государства? (Гимн)
8.Как называется картина, на которой изображены виды природы?
( Пейзаж)
9.Руководитель хора, оркестра? (Дирижер)
10.Тянется, а не резина, с клапанами, а не машина, песни поет, а не радио? (Баян)
11.Помещение, где собраны произведения искусства? (Музей)
12.Группа музыкантов, совместно исполняющих музыку на различных инструментах? (Оркестр)


Буратино: перед вами появится табло с цифрами, ваша задача, выбрать любую из них и ответить на вопрос. По 6 вопросов для каждой команды. За каждый правильный ответ 1 балл.
Второй тур страна «Природы и красоты»
Буратино: мы оказались с вами в стране «Природы и красоты». Вам понадобятся таблички с цифрами, которые находятся перед вами. Вам необходимо поднять табличку с номером, соответствующим, по вашему мнению, правильному ответу.
Назовите самого крупного паука:
1.Птицеед 2.Каракурт 3. Тарантул
Какой съедобный гриб существует:
1.Мышка
2.Лисичка 3.Зайчик
Кто вылетает из кокона?
1.Комар
2.Бабочка 3. Оса
При слишком глубокой посадке семенам не хватает
1.Воздуха 2.Воды 3.Тепла
В наших лесах охраняется:
1.Крапива 2.Ландыш 3.Одуванчик


Какое из этих растений не растёт на болоте?
1.Кукушкин лён
2.Ирис водяной
3.Осока дернистая
4.Фиалка песчаная
Время на обдумывание - 30 сек. Каждый правильный ответ - 1 балл. Внимание на экран (дети отвечают на вопросы).
Буратино: что-то мы с вами устали, давайте немного отдохнем, вставайте все на ножки.
Физическая минутка «Буратино» (проводит Буратино)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Видно, ключик не достал.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Третий тур страна «Весело и хитро»
Буратино: наша следующая страна называется «Весело и хитро».
Время на обдумывание 30 сек. (музыкальное сопровождение «Секундомер)
Каждый правильный ответ -1 балл.
1. Кто со всеми говорит, а его не видно? (эхо)
2. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
3.Какого камня в воде нет? (сухого)
4.Где вода столбом стоит? (в колодце)
5.Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
6.Сколько горошин могут войти в пустой стакан? (ни одной у них ног нет)
7.Летела стая совсем не большая. Сколько в ней птиц и какие? (было 7 сов)
8.Осеннее облысение дерева (листопад)
9. Запятая без хвостика (точка)
10.Змея с капюшоном (кобра)
11.Звуковое сопровождение сна (храп)
Четвёртый тур страна «Выражения»
Буратино. Как же нам без изучения русского языка, не будем знать язык – не сможем путешествовать по странам. Верно ребята? (ответы детей). Наше приземление будет в стране «Выражения».
Время на обдумывания 1 мин. Каждый правильный ответ -1 балл.
Таблички поднимаете только по моему сигналу.
Что значит выражение «зарубить себе на носу»:
1.Запомнить
2.Удачно завершить дело
3. Разбить себе нос
4. Ошибиться
Что значит выражение «водой не разольёшь»?
1.Очень дружные, не поссоришь
2.Очень грязные, не отмоешь
3.Очень твёрдые, не размягчишь
4. Очень спокойные, не рассердишь
Что значит выражение «не в своей тарелке»?
1.Гостить у кого-либо
2.Съесть чужую еду
3.Разбить тарелку
4.Чувствовать себе не удобно
Что значит выражение «наломать дров»
1.Сделать что-то неудачно
2.Позавидовать
3.Оказать услугу
4.Что-то связанное с лесорубом
Что значит выражение «держать камень за пазухой»?
1.Приготовить подарок
2.Желать счастье
3.Спрятать вещи
4.Таить злобу
О каком человеке говорят: «как огурчик»?
1.о высоком худом
2.о здоровом
3.о недовольном
4.о весёлом
Пятый тур «Ребусная страна»
Буратино: следующая страна - всем странам страна «Ребусная». Никогда, наверное, не пойму, как эти ребусы решать. Помогайте, ребята! При решении ребусов вам нужно воспользоваться планшетам и авторучкой. Необходимо написать ответы и по истечении времени сдать их Центру Управления Полётами (жюри).
Ответы на ребусы: бабочка, гроза, крот, ворон, восемь.
Время на обдумывание 1 мин. (музыкальное сопровождение «Секундомер) Каждый правильный ответ -1 балл.
Шестой тур страна «Анаграммия»
Буратино: последнюю нашу страну я назову «Анаграммией». Ничего себе, какой я умный стал под конец нашей игры, вон какие словечки выдаю - «АНАГРАММИЯ». При ответах вам также необходимо воспользоваться планшетами и авторучками. Из букв, представленных на экране, надо составить слова, написать ответы и по истечении времени сдать их Центру Управления Полётами (жюри). Время на решение 2 мин. (музыкальное сопровождение «Секундомер) Каждый правильный ответ -1 балл.
А М Е Т М К А Т И А (математика)
И К Ф З У А Р У Л ЬТ (физкультура)
ПЕАСИНЛЬ (апельсин)
Буратино: пока наш Центр Управления Полётами готовит результаты, я хочу поблагодарить вас, ребята, за ваше путешествие по странам знаний вместе со мной. И хочу пожелать, чтобы у вас сбывались новые надежды и замыслы, чтобы исполнились ваши мечты. Возможно, кто-то всерьез решит заняться физикой или астрономией, а кто-то мечтает записаться в футбольную или стрелковую секцию, чтобы со временем стать олимпийским чемпионом. Да! Это время больших планов и ожиданий! Пусть они все сбудутся!
Выступление Центра Управления Полётами (жюри). (Вручение грамот, дипломов, благодарственных писем).
Буратино: до новых встреч, друзья!
Рекомендации для детей
Для того чтобы быть успешным в ходе игры надо, не стоять на месте, а постоянно совершенствоваться:
читать новую познавательную литературу;
участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах;
посещать библиотеки, музеи;
активно использовать информационно коммуникационные технологии и др.















Литература
Список литературы, используемой педагогом
Анн Л. Эффективный тренинг. – СПб, 2003
Игры, ребусы, загадки для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ сост. Т.И.Линго – Ярославль: «Академия развития», 2006
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологииЮ экологии, экономике, основам права)/авт.сост. М.Е.Сергеева – Волгоград: Учитель, 2007
Интеллектуально – познавательные игры в школе: сценарии, технологии – авт.-сост. О.Г.Кондрашова и др. – Волгоград: Учитель, 2007
Сборник методических материалов городского клуба интеллектуальных игр г. Новосибирска, ИЦ «Арго», Новосибирск, 2003
Литература для воспитанников

Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир» 2000 г.
Игры и головоломки для детей/ авт.-сост. Г.Р.Кандибур – М.ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2001
Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр – серия «Библиотека школьника» - Ростов н/Д: Феникс, 2003
Чекулаева О.Е. - сборник энциклопедий «Я познаю мир» - М:АСТ: Астрель: Хранитель, 2008
Атласы, энциклопедии школьников, словари и т.д.
Литература для родителей

1.Земьковский В.В. Психология детства. Екатеринбург «Деловая книга», 1995 г.
Игры, ребусы, загадки для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ сост. Т.И. Линго – Ярославль: «Академия развития», 2006
Ромашкова Е.И. «Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе» - М.: Школьная пресса, 2003


Определение формы интеллектуальной игры

Разработка вопросов
игры

Создание и подготовка команд

Разработка игрового сюжета

Оформление места проведения игры

Приобретение призов

Проведение интеллектуальной игры

Приглашение болельщиков

Выбор жюри

Работа с ведущими

Техническое обеспечение игры

Подготовка необходимого реквизита



i 4@