Урок-игра по русскому языку для 5 класса Путешествие по станциям от А до Я

Урок- игра по разделу "ФОНЕТИКА".

Русский язык 5 класс.

Путешествие по станциям от "А" до "Я".
Составитель учитель русского языка
МБОУ ""Старочервовская ООШ"
Кемеровского района Кемеровской области
Заикина Наталья Александровна
Форма проведения: игра- путешествие по станциям.
Цель: проверка знаний обучающихся по изученным темам раздела "Фонетика", умений характеризовать гласные и согласные звуки речи, делать фонетический разбор слова, пользоваться русским алфавитом.

1. Образуем в классе 2 команды: "А" и "Я".
На доске : Фонетика изучает звуки речи.
Учитель: Ребята, мы отправляемся в путешествие по разделу "Фонетика". Но чтобы доехать до каждой станции, нужно ответить на вопросы. Перед каждой станцией я задаю вопрос каждой команде. Какая команда вперед ответит - та первая и доберется до станции. За каждый правильный ответ команда получает балл. На каждой станции команда получает по 2 задания: групповых или индивидуальных.
"А": Из чего образуются гласные звуки?
"Я": Чего больше в русском языке: гласных букв или звуков?

1 СТАНЦИЯ "ГЛАСНЫЕ".

1. Задание на карточке:
Сколько в данном предложении звуков О , а сколько букв О?
ОПЯТЬ ЗВОНЯТ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА.
( 6 букв о, звуков о нет).
2. задание. СОСТАВЬ ИЗ:
Лей- дерево, шел- неправда, лен-цифра, шей- просьба. ( ель, ложь, ноль, ешь).

Едем до станции № 2. Шарады командам. Помним о том, что мы говорим сегодня о буквах и звуках!
"А": Я в озерах и реках, но в воде меня нет, я в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.
"Я": С твердым Р- коллектив певцов, с мягким Р- зверёк.

2 СТАНЦИЯ "ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ".

1. Задание Выходят по 1 человеку от команды. Записать на доске :
"А": непарные твердые.
"Я": непарные мягкие.
Все остальные в это время: Чем отличаются слова: ел- ель, мал- мял, был- быль, мел- мель? Назовите ещё примеры.
2. задание. Кто грамотней?
Эстафета. Записывают слова игроки команды на доске поочередно. За каждое правильное слово – балл.
Помощник, печник, гвоздик, речка, почта, сварщик, просьба, молочко.

Едем до станции № 3. Шарады командам.
"А": С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким я звеню на воле. ( колос- голос).
"Я": Со звонким тонкий лист железа, с глухим я чётное число. ( жесть- шесть).

3 СТАНЦИЯ "ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ".

1. Задание Посмотрите: двухэтажный домик. На 1 этаже поселились звонкие согласные, на 2- глухие. Каких не хватает? ( непарных). Дописать по 1 человеку от команды на доске.
[г], [б], [в], [з], [д], [ж], [г’], [б’], [в’], [з’], [д’]

[к], [п], [ф], [с], [т], [ш], [к’], [п’], [ф’], [с’], [т’]


Все в это время: с глухим траву она срезает, со звонким лишь листочки поедает. ( коса- коза).
2. Задание Из данных слов выписать слова в которых есть:
"А": только звонкие.
"Я": только глухие.
Петушок, дрова, голова, пятка, копыто, катушка, борода, огороды, пастух, нора.

Едем до станции № 4. Шарады командам.
"А": Во мне 2 К, не забывайте, таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, иным же словомаккуратный.
"Я": Проста загадка и легка, пишусь всегда с двумя я К, и мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь яхоккей.


4 СТАНЦИЯ "БУКВЫ-АКТЁРЫ".
1. Задание по карточке

Какими звуками обозначены подчеркнутые буквы в словах:
ЮРА ПРИНЁС ДРУЗЬЯМ КЕКС С ЯБЛОКАМИ.

Едем до станции № 5. Шарады командам.
"А": Добавьте букву, чтобы получилось другое слово: роза-гроза, рубка- трубка, дар- удар, клад- склад, усы- бусы.
"Я": Уберите букву, чтобы получилось другое слово: всласть- власть, краска- каска, склон- слон, полк- пол, тепло- тело.

5 СТАНЦИЯ "АЛФАВИТ".

1. Задание : по 1 чел. от команды рассказать алфавит .
2. Задание : Отгадай пословицу!

2.6.9 21.25.6.15.30.33. 15.6.20. 21.14.6.15.30.33! (Без ученья нет уменья)

Едем до станции № 6.Расставьте слова в алфавитном порядке:
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

6 СТАНЦИЯ "КОНЕЧНАЯ".

1. Задание: выполнить фонетический разбор слова- по 1 человеку у доски, начинает капитан.
"А": сыновья
"Я": лягушка

Подведение итогов путешествия. Выставление оценок.








































ПРИЛОЖЕНИЕ





[г], [б], [в], [з], [д], [ж], [г’], [б’], [в’], [з’], [д’]



[к], [п], [ф], [с], [т], [ш], [к’], [п’], [ф’], [с’], [т’]




Роза

Рубка

Дар

Клад

Усы

Всласть

Краска


Склон

Полк

Тепло